Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Волейбол

Содержание
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Тематическое планирование
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методическое материалы
Список литературы

3
3
4
4
4
4
4
5
5
8
8
9
9

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Волейбол — один из наиболее увлекательных и
массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и
разнообразное двигательное содержание.
Педагогическая целесообразность показывает, что чтобы играть в волейбол,
необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения,
высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения,
испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в
деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения
происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и
блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными,
повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы,
повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и
расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора, по разрешению врача. Программа построена с учётом возрастных
психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 4,5 часа в неделю и
включает в себя 37 учебных недель. Итого 166,5 часов в год
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, по 2-2,5 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
программа физкультурно-спортивной направленности, которая отражает единую
систему подготовки по волейболу. Программа предназначена для детей и подростков от 13
до 15 лет, которые испытывают потребность в двигательном режиме.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной
работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое и
личностное развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
Основные задачи:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма
детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, к
занятиям волейболом;
- обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий волейболом.

1.3. Содержание программы
Общая физическая подготовка
Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы
судейской терминологии и жестов. Начальная диагностика.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в
процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах,
тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка
Теория: воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный
аппарат.
Практика: упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру
нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Подвижные и спортивные игры.
Специальные и контрольные упражнения (тесты).
Техническая и тактическая подготовка
Теория: Теоретические основы технического совершенствования. Характеристика
игры команд соперников. Тактический анализ Практика: Стойки и передвижения (остановки,
повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через
голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, по
диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов
мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.). Тактика
подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и
командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и
командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика
приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов,
взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими,
взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке
блокирующих). Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов
Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.
Врачебный контроль, самоконтроль. Гигиена спортсмена.

4

1.3.1. Учебный план
N

Название раздела и темы

Количество часов

1

Общефизическая подготовка

Всего
101

2

Специальная
подготовка

3
4

Форма
контроля/атте
стации

Теория
1

Практика
100

физическая 26

1

25

Техническая и тактическая 35
подготовка
Врачебный
контроль, 4,5
самоконтроль,
гигиена.
Психологическая подготовка

2

33

Соревнования
различного
уровня, сдача
норм
ГТО.
Обсуждение.
Наблюдение.

4,5

Итого: 166,5

1.3.2. Тематическое планирование
№ Примерная Форма
дата
занятия
(неделя)
1. 1 неделя теоретическое
и
сентября
практическое
занятие
практическое
занятие
2. 2 неделя практическое
занятие
сентября

3.

4.

5.

6.

3 неделя
сентября
4 неделя
сентября

Сентябрь октябрь
1 неделя
октября

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
и
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

Количество Тема
уч.часов
практ теор
1
1
Инструктаж по ТБ ИОТ № 021.

Начальная диагностика.
Правила волейбола.
2,5
2

2,5
2
2,5
2
1

2
2,5
2
2,5

1,5

Форма
контроля
Обсуждение,
наблюдение

ОРУ. Прием и передача мяча.
УТИ волейбол.
Специальные упражнения на
развитие силы. Занятия на
снарядах.
Подача мяча. Стойка игрока.
УТИ волейбол.
Упражнения на развитие
выносливости. Стойки игрока.
Общефизическая подготовка.
Упражнения на развитие силы.
ОРУ. Упражнение на развитие
быстроты. УТИ волейбол.
Специальная физическая
подготовка. Приемы и передачи
мяча.

Наблюдение

Упражнения на снарядах.
Подача мяча. УТИ волейбол.
Упражнения на развитие
прыгучести. Блокирование.
ОРУ. Стойки игрока. УТИ
волейбол.
Упражнения на развитие
ловкости. Приемы и передачи

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение,
наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

5

7.

8.

9.

2 неделя практическое
занятие
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября

10. 1

неделя
ноября

11. 2

неделя
ноября

12. 3

неделя
ноября

13. 4

неделя
ноября

14. 1 неделя

декабря
15. 2

неделя
декабря

16. 3 неделя

декабря
17. 4 неделя

декабря
18. 2

неделя
января

19. 3

неделя
января

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

2,5

мяча.
Подача мяча. Подвижные игры.
УТИ волейбол.
Упражнения на развитие
выносливости. Подача мяча.
Приемы и передачи мяча. УТИ
волейбол.
Нападающий удар.
Блокирование.
Упражнение на развитие
быстроты. УТИ волейбол.
Подача мяча. Игра по
упрощенным правилам.
Упражнения на развитие
ловкости. УТИ волейбол.
Подвижные игры. ОРУ.

2

Нападающий удар. Блокировка.

Наблюдение

2,5

Упражнения на развитие
прыгучести.
Прием и передача мяча. УТИ
волейбол.
Посещение соревнований по
волейболу.
Упражнения на развитие
выносливости.
Психологическая подготовка
перед соревнованиями.
Врачебный контроль,
самоконтроль.
Соревнования по волейболу
среди ОУ района.
Упражнения на развитие силы.

Наблюдение

Соревнования по волейболу
среди ОУ района.
Блокирование. УТИ волейбол

Наблюдение

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
ловкости.
Прием и передача мяча.

2,5

Стойка игрока. УТИ волейбол.

Наблюдение

2

Упражнения на снарядах и
тренажерах.
Подача мяча. УТИ волейбол.

Наблюдение

Упражнения на развитие
прыгучести.

Наблюдение

2
2,5
2
2,5
2
2,5
2

2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5

2,5
2

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

6

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

практическое
занятие
4 неделя практическое
занятие
января
практическое
занятие
практическое
1 неделя
занятие
февраля
практическое
занятие
практическое
2 неделя
занятие
февраля
практическое
занятие
практическое
3 неделя
занятие
февраля
практическое
занятие
практическое
4 неделя
занятие
февраля
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
1 неделя
и
марта
практическое
занятие
практическое
занятие
2 неделя
практическое
марта
занятие
практическое
занятие
3 неделя
практическое
марта
занятие
практическое
занятие
4 неделя
практическое
марта
занятие
практическое
занятие
Мартпрактическое
апреля
занятие
практическое
занятие
1 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
2 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое

Наблюдение

2,5

Нападающий удар.
Блокирование.
Упражнения на развитие
быстроты.
Подача мяча. Прием и передача
мяча.
Упражнения на развитие
выносливости.
Блокирование. Нападающий
удар.
Упражнения на развитие
быстроты.
Подвижные игры. ОРУ.

2

Прием и передача мяча.

Наблюдение

2,5

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
ловкости.
Подача мяча. УТИ волейбол.

2,5

Упражнение на развитие силы.

Наблюдение

2

Подвижные игры. УТИ
волейбол.
Техническая и тактическая
подготовка.

Наблюдение

2

Прием и передача мяча.

Наблюдение

2,5

Нападающий удар. Блокировка.

Наблюдение

2

Наблюдение

2,5

Упражнения на развитие
быстроты.
Стойка игрока. УТИ волейбол

2

Подача мяча. Подвижные игры.

Наблюдение

2,5

Упражнение на снарядах и
тренажерах.
Подвижные игры. Стойки
игрока.
Упражнения на развитие
прыгучести.
ОРУ. УТИ волейбол.

Наблюдение

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
ловкости.
Прием и передача мяча.

2,5

Блокирование. УТИ волейбол.

Наблюдение

2

Упражнения на развитие силы.

Наблюдение

2,5
2
2,5
2
2,5
2

2

2
2,5
2
2,5

0,5

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Обсуждение,
наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

7

3 неделя
апреля
33.

34.

35.

36.

37.

занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
4 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
1 неделя
практическое
мая
занятие
практическое
занятие
2 неделя
практическое
мая
занятие
практическое
занятие
3 неделя
практическое
мая
занятие
4
неделя практическое
мая
занятие
практическое
занятие

2,5

Стойка игрока. УТИ Волейбол.

Наблюдение

2

Наблюдение

2,5

Упражнения на развитие
выносливости.
Подача мяча. УТИ волейбол.

2

Нападающий удар.

Наблюдение

2,5

ОРУ. Подвижные игры.

Наблюдение

2

Блокировка. УТИ волейбол.

Наблюдение

2,5

Прием и передача мяча.

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
прыгучести.
Упражнения на снарядах и
тренажерах.
Нападающий удар. УТИ
волейбол.
Подведение итогов года. УТИ
волейбол.

Наблюдение

2,5
2
2,5

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1.4. Планируемые результаты
В конце 1 года обучения обучающиеся должны
Знать:
- основные понятия, термины волейбола
- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни,
- историю развития бокса,
- правила соревнований в избранном виде спорта
- знать значение жестов судьи на спортивной площадке
Уметь:
- применять правила безопасности на занятиях,
- владеть основами гигиены,
- соблюдать режим дня,
- владеть техникой выполнения ударов, защиты, предусмотренные программой
В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической
подготовленности.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
№

Наименование
курса
Волейбол

Начало
занятий
1
сентября

Календарный учебный график
Окончание
занятий
31 мая

Каникулы
1 января –
10 января

Кол-во учебных
недель (всего)
37

8

2.2.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
- спортивный зал № 3
- Волейбольные стойки
- Волейбольная сетка
- Скакалки, набивные мячи
- Мячи для спортивных игр
- Гимнастические маты
- Секундомер
- Гимнастические скамейки
- Разметочные колпаки
- Перекладины навесные
- Форма для соревнований, манишки двухсторонние
Кадровое обеспечение: Хохрин Николай Владимирович, педагог дополнительного
образования, БКК

2.3.

Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит в форме: итоговая игра по командам.

2.4. Методическое материалы
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:
 Словесный (рассказ, объяснение)
 Наглядный (показ техники элементов)
 Практический (выполнение упражнений)
 Репродуктивный (повторение за тренером, стремление к эталону)
Тренировочная деятельность построена в форме практических занятий, включающих работу
в парах, группах, а также в форме судейской практики.

2.5. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь»

1991.
8.
Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004 г.
9.
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания.
Москва. «Просвещение» 2007.
10.
Медицинский справочник тренера. М., 2006 г.
11.
Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2007
12.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и
спорт» 2007.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».