Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Школа ведущих

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………………

…………………3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………..…… 3
1.2. Цели и задачи ……………………………………………………………………….…… 4
1.3. Содержание программы……………………………………………………………….… 5
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..…………….10
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………… …………..11
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………….....11
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………… 12
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………………….13
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………..…….14
2.5. Методические материалы……………………………………………………………….16
2.6. Список литературы………………………………………………………………………17
Приложения к программе……………………………………………………………… ……18

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности (далее Программа) «Школа ведущих» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей
редакции;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006
г. №06-1844;
- Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242.
Программа «Школа ведущих» является модифицированной и разработана на основе
программы объединения «Затейник», составитель Огурцова Наталия Владимировна.
Программа способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков,
умению работать в группе, развитию организаторских способностей и лидерских качеств,
готовности к творческой деятельности.
Направленность. Программа «Школа ведущих» относится к программам социальнопедагогической направленности, ориентирована на развитие у детей коммуникативных
навыков и умений, навыков выстраивания и управления ситуацией общения, эффективного
взаимодействия с аудиторией на вербальном и невербальном уровне, импровизации и
свободного общения с публикой.
Программа является модифицированной и нацелена на развитие и воспитание не
только одарённых речевыми способностями детей, но и всех желающих. Занятия в «Школе
ведущих» становятся для детей частью их жизни, т.к. дают возможность выразить себя,
свои чувства, настроение.
Актуальность программы. Актуальные реалии современного мироустройства
таковы, что нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, которые
требуют умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы, в том числе в
области коммуникации и сотрудничества. Время требует активных, предприимчивых,
деловых людей. Данная программа направлена на формирование именно таких качеств, т.к.
ведущий должен уметь быстро принимать решения, находить выход из нестандартных
ситуаций, общаться с большим количеством людей. В этом и заключается актуальность
данной программы. Не вызывает сомнения и то, что творчество – одна из главных
движущих сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Творческий
3

человек, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых
различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения.
Эти компетенции не даются нам при рождении, их необходимо развивать.
Отличительная особенность программы. Привлечение учащихся к многообразной
деятельности открывает большие возможности многостороннего развития учащихся.
Программа включает в себя небольшой объём теоретического материала. В основном
занятия строятся из практических упражнений, тренингов, игр, самоанализов, что
позволяет, несомненно, повысить эффективность и качество обучения, способствует
творческому развитию мышления и активизирует самостоятельную деятельность
учащихся.
Адресат. Программа рассчитана на подростков, интересующихся сценической
деятельностью, имеющих склонности к театральному искусству и художественные
способности. Возраст обучающихся - 10 - 18 лет. Набор детей - свободный, без
предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области сценического
искусства. Для приема ребенка в группу необходим, прежде всего, его интерес и желание
развиваться, познавать многогранный, необъятный мир.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения. Основной формой образовательного процесса является занятие,
которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная
деятельность, проведение в качестве ведущих мероприятий разного уровня, участие в
конкурсах, фестивалях, смотрах. Обучение по общеразвивающей программе «Школа
ведущих» ведется на русском языке. Занятия проводятся как в группе – 12- 15 человек, так
и индивидуально. Обучение строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся. Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и
воспитания является применение методов, способствующих повышению мотивации
обучающихся: создание «ситуации успеха», оптимистичности и позитивность оценивания,
личностная значимость и увлекательность деятельности, возможность для каждого
обучающегося проявить и реализовать свои способности.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия в 1 и 2 группах
проводятся 2 раза в неделю по 2 и 3 часа с перерывом между занятиями 10-20 минут, в 3 и
4 группах - 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями 10-20 минут.
Количество часов в год для 1 и 2 группы - 175, для 3 и 4 группы – 140.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению через овладение основами сценического творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с различными видами мероприятий и современными стилями ведущих,
расширить кругозор в области ораторского искусства;
- обучить навыкам актерского мастерства, сценической речи;
- обучить умению написания сценария мероприятия.
Развивающие:
- пробудить интерес к сценическому искусству;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие творческих
способностей каждого ребенка;
- развить коммуникативные компетенции, организаторские и лидерские способности,
способности к рефлексии;
- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
- сформировать умения и навыки уверенного поведения при публичных выступлениях.
4

Воспитательные:
- привить навыки работы в группе;
- сформировать культуру поведения и общения;
- сформировать эстетические потребности и ценности.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п

Раздел, тема

1

Организационное
занятие.

2

Страницы истории
театра
Специфика
театрального
(актерского)
искусства.

3

Приемы
релаксации,
концентрации
внимания, дыхания.
5
Сценическое
движение.
6
Сценическая речь.
7
Работа актера над
образом.
8
Работа над ролью.
9
Репетиционнопостановочная
работа.
ИТОГО
4

Количество часов
1,2 группа
теория практика всего
1
1

Количество часов
3,4 группа
теория практика всего
1
1

Раздел 1. Актерское мастерство
1
1
1

-

1

2

2

4

Раздел 2. Работа актера над собой.
2
5
6
1

3

4

2

3

5

7

23

30

2

20

22

11
8

27
26

38
33

10
8

23
18

33
26

4
4

25
31

29
35

4
2

23
28

27
30

45

140

185

31

117

148

Содержание учебного плана
1. Организационное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Знакомство с
основными видами мероприятий, условиями и режимом работы кружка. Обучение
правилам техники безопасности. Игры на знакомство и сплочение коллектива. Выяснение
способностей детей, их предрасположенность к выполнению определенных ролей и
обязанностей в кружке.
Раздел 1. Актерское мастерство.
2. Страницы истории театра. Зарождение театра. Античный театр, его традиции.
Становление профессионального театра, его роль в подъеме культуры общества.
Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. Отличительные черты театрального
искусства различных эпох. Русский театр, его истоки, традиции, жанры.
3. Специфика театрального (актерского) искусства.
5

Теория. Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства. Своеобразие
театрального искусства. Взаимосвязь театрального искусства с искусством конферанса и
игрой. Художественное оформление спектаклей. Бутафория и реквизит, их отличие друг от
друга.
Практика. Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями
Раздел 2. Работа актера над собой.
4. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.
Теория. Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания.
Значение дыхания в актерской работе. Приемы релаксации, концентрации внимания,
дыхания.
Практика. Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на
развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием.
Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат»,
«Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко»,
«Пишущая машинка» и др.
5. Сценическое движение.
Теория. Понятия «мышечное внимание», «координация движений», «темпоритм»,
«пластика». Мускульная свобода.. Понятие психофизические качества актёра
Практика. Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Упражнения на внимание,
память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.. Упражнения на гибкость и растяжку;
координацию и реакцию и др., упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и
выразительность. Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
«Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим»,
«Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по
счету» и др., упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра,
инерции движений, упражнения в равновесии. Различные виды одиночного
балансирования. Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др.
Парные и групповые упражнения. Упражнения: «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром?
«Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др.
6. Сценическая речь.
Теория. Понятие «речевой аппарат», техника речи, дыхание, развитие голосового аппарата.
Азбука дыхания. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса.
Смешанодиафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса.
Дыхание и звук. Виды звуков.
Практика. Виды дыхательных упражнений, гимнастика. Практические занятия по
дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука.
7. Работа актера над образом.
Теория. Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная
партитура роли. Логика действия. Понятие психотехника переживания. Психотехника
переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального
образа. Станиславский об этюдах. Понятие этюд. Виды этюдов.. Этапы процесса оценки:
собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера
персонажа. Жанр, идеи, стиль. События и событийный ряд в басне.
Практика. Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос,
чайник, стиральную машину) .Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь,
вулкан и др.). Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор).
Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, с этюды на
публичное одиночество. Парные этюды. Работа над образом по методу физических
действий Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе, в
пустыне и т.д.). Инсценировка басен, этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на
отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение,
8. Работа над ролью.
6

Теория. Театральные термины. Образ героя, определение характера. Изучение жизни
персонажа. Фантазирование о роли. Фантазирование о прошлом героя. Внешняя
характерность. Подбор костюма персонажа.
Практика. Отработка повадок, привычек предлагаемого персонажа. Поиск убедительного
варианта сценического образа. Достижение сущности перевоплощения
9. Репетиционно- постановочная работа.
Теория. Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей
Практика. Читка произведений. Репетиции, компоновка и показ программы (инсценировка
стихотворений, этюдов, новогоднего спектакля,
одноактной пьесы).
Ожидаемые результаты первого года обучения.
В результате изучения курса обучающиеся будут знать:
- виды и жанры театрального искусства;
- театральную терминологию;
уметь:
- держать образ и выдерживать стиль и жанр
- формировать и правильно выражать свои мысли
- правильно вести себя на сцене;
иметь навыки:
- владеть основами актёрского мастерства;
- сценической речью;
- навыками сценического движения
- владения хорошей дикцией и поставленным голосом;
- организаторских и коммуникативных способностей;
- выполнения упражнений элементов актёрского мастерства психофизических и актёрских
тренингов.
Второй год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5

6

7

Раздел, тема

Количество часов
Количество часов
1,2 группа
3,4 группа
теория практика всего
теория практика всего
Вводное занятие.
1
1
1
1
Раздел 1. Мастерство ведущего.
Сценическая речь
6
14
20
4
10
14
Словарь настроений
4
10
14
4
8
12
Сценическая
4
6
10
4
4
8
культура
Особенности
6
4
10
6
6
12
ведения концертов,
торжественных
мероприятий
4
6
10
4
6
10
Особенности
проведения
досуговых
программ.
8
10
18
4
8
12
Навыки
самопрезентации.
Мастерство
ведущего.
7

8
9
10
11
12

Публичное
выступление.
Ведущий перед
выходом на сцену.
Методика работы с
аудиторией.
Чтение монологов и
диалогов
Подготовка и
участие в массовых
мероприятиях.

История и практика
игры.
14 Игра как средство
общения.
15 Игры на развитие
внимания,
наблюдательности.
16 Ведущий сюжетноигровых программ.
17 Итоговое занятие
ИТОГО
13

2

6

8

2

2

4

1

2

3

1

2

3

2

6

8

2

4

6

4

12

16

2

8

10

4

26

30

4

22

26

Раздел 2. Игровая деятельность.
2
2
4
2

2

4

2

4

6

2

2

4

2

6

8

2

4

6

3

14

17

4

10

14

55

2
130

2
185

48

2
100

2
140

Содержание программы
Второй учебный год.
1. Организационное занятие. Знакомство с планом работы кружка на второй год
обучения. Знакомство с основными видами мероприятий, условиями и режимом работы
кружка. Техники безопасности. Игры на сплочение коллектива.
Раздел 1. Мастерство ведущего.
2. Сценическая речь.
Теория. Развитие голосового аппарата. Голос и дикция. Понятие артикуляция и
характеристика гласных звуков.
Практика. Артикуляционная гимнастика Массаж и гимнастика артикуляционнорезонаторного аппарата. Упражнения для нижней челюсти, губных мышц, мышц язык.
Согласные звуки, их значение для формирования слова. Скороговорки.
3. Словарь настроений
Теория. Работа с текстом по выделению "ведущего настроения".
Практика. Демонстрация настроения. Радостное, светлое. Печальное, сонное. Хвастливое,
хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное настроение. Таинственное,
капризное, противоречивое настроение
4. Сценическая культура
Теория. Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что нельзя делать на
сцене.
Практика. Отработка умений
5. Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий
Теория. Основные правила ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего.
Искусство конферансье.
Практика. Отработка элементов ведения торжественных мероприятий
8

6. Особенности проведения досуговых программ.
Теория. Основные правила ведения досуговых программ
Практика. Разработка замысла, идеи творческого проекта досуговых программ.
7. Навыки самопрезентации. Актерское мастерство.
Теория. Исполнительский стиль актеров. Актер, его амплуа. Индивидуальный стиль игры и
техники актера. Приемы сценического мастерства. Соотношение сценического стиля и
творческого дарования в игре. Достижение сущности перевоплощения. Театральные
термины.
Практика. Образ героя, определение характера, изображение знакомых образов.
8. Публичное выступление.
Теория. «Сценическое действие». Культура поведения на сцене. Понятия «артистическая
смелость», мышечное напряжение, беспредметные действия.
Практика. Приобретение навыков публичного выступления, преодоление страхов перед
большой аудиторией, расстановка правильных акцентов в предложениях.
9. Ведущий перед выходом на сцену.
Теория. Настрой перед выходом на сцену. Культура поведения на сцене.
Практика. Выход на сцену. Текст ведущего.
10. Методика работы с аудиторией. Способы привлечения и удержания внимания
слушателей. Чувство юмора ведущего и способы разрядки в аудитории. Технология
контакта со зрителями.
11. Чтение монологов и диалогов
Теория. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа. Монолог
и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и диалогов.
Практика. Отработка навыка чтения монолога и диалога ведущего
12. Подготовка и участие в массовых мероприятиях.
Теория. Основы работы сценариста и режиссера. Музыкальное сопровождение
мероприятий.
Практика. Написание сценарий. Участие и подготовка мероприятий.
Раздел 2. Игровая деятельность.
13. История и практика игры.
Теория. Исторический экскурс. Традиционные игровые затеи. Общие и отличительные
особенности национальных игр. Игра у восточных славян. Традиционные игры в России.
Скоморошины, их происхождение, сатирические черты. Небылицы в лицах. Детский
игровой фольклор. Формы детского игрового фольклора: Существующие классификации
игр. Этапы и методика проведения игры. Введение в игру. Темп как основное - условие
успешного проведения игры. Негласные правила. Необходимость точного соблюдения
правил игры.
Практика. Копилка известных игр. Варианты представления одной и той же игры.
Проведение любимых игр. Конкурс «Лучший знаток детского фольклора».
14. Игра как средство общения.
Теория. Игра как реальность и как модель будущего. Игра как способ познакомиться. Игры
на знакомство. Совместимость. Преодоление конфликта. Игры со сменой пар. Игры,
дающие возможность выбора
Практика. Разучивание игр: «Знакомство с мячом», «Приглашение», «Муха», «Соберём
себе друзей». Разучивание игр: «Снежный ком», «Знакомство в два круга», «Танец с
метлой», «Трамвай».
15. Игры на развитие внимания, наблюдательности.
Теория. Понятие «Внимание», «Сосредоточенность», «Наблюдательность». Техника
проведения игр. Виды игр, тренирующих наблюдательность. Игровые тренинги.
Практика. Разучивание игр: «Пожалуйста», «Что изменилось?», «Живые картинки»,
«Хлопки», «Слушаю и слышу», «Смотрю и вижу», «Пуговица», «Оркестр» и др.. Игровые
9

тренинги: «Кто и что?», «Найди предмет», «Кто наблюдательнее?», «Что здесь
изображено?», «Запомни!».
16. Ведущий сюжетно-игровых программ.
Теория. Умение завладеть аудиторией. Объяснение правил игры во время праздников.
Распределение обязанностей.
Практика. Игры с залом и командные эстафеты. Чтение сценария. Определение
конкретных целей и задач. Репетиции. Исполнение роли в сюжетно-игровой программе.
17. Итоговое занятие. Ведение культурно-досуговой программы или её элемента,
разработка сценария культурно-досуговой программы, инсценировка произведения
(басня), чтение (проза, диалог, монолог)
Ожидаемые результаты второго года обучения.
В результате изучения курса обучающиеся будут знать:
- приемы сценического перевоплощения.
- разнообразные игровые приемы;
уметь:
- читать монологи и правильно выстраивать диалоги
- проводить досуговые, торжественные мероприятия и концерты;
- использовать в речи выразительные средства языка;
- создавать эмоциональный фон мероприятия
иметь навыки:
- проведения культурно - досуговых и организационно - массовых мероприятий;
- публичного выступления;
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- повысится уровень коммуникативной культуры и творческой активности обучающихся;
- разовьются организаторские и лидерские способности;
- разовьется самоконтроль и способность к самооценке знаний;
- сформируется стремление к достижению успеха, высокая психологическая устойчивость,
концентрация внимания при проведении мероприятий;
- преодолеют страх выступлений перед публикой;
- сформируется навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
Метапредметные результаты:
- обучающиеся научатся осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- обучающиеся научатся самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- сформируется умение свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий;
- научатся вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
- овладеют основами техники ораторского искусства, риторики, сценической речи;
- овладеют основами импровизации;
- освоят необходимые актерские навыки;
- научатся ставить этюды и сцены.
10

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.1. Календарный учебный график
№

Наименование
курса

Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Школа ведущих

1
сентября

31 мая

1 января –
10 января

Кол-во
учебных
недель (всего)
37

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет № 107;
- ноутбук с колонками, принтер;
- создание психологических условий;
- создание обстановки доверия (ребенок – педагог – родитель);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- костюмы и обувь для концертных выступлений;
- определенные источники финансирования для пошива костюмов и обуви, поездок на
различные конкурсы и фестивали (проживание, питание, транспорт), аренда зала для
выступлений;
- концертный зал для занятий и выступлений.
Кадровое обеспечение:
Томилова Анастасия Евгеньевна, педагог дополнительного образования, ВКК
2.3. Формы аттестации
- творческий открытый показ по нескольким разделам программы (актерское мастерство,
игровые программы, искусство звучавшего слова).
1 полугодие - инсценировка басни, этюда, новогоднего спектакля.
2 полугодие - ведение культурно-досуговой программы или ее элемента, исполнение прозы,
монолога.
Участие в мероприятиях, концертах, конкурсах также помогают педагогу отслеживать
результаты усвоения обучающимися разделов программы, оценить личностные качества
детей, их активность, инициативность, самостоятельность. Результат обучения
прослеживается в творческих достижениях) обучающихся. Свидетельством успешного
обучения детей являются портфолио творческих достижений обучающихся (грамоты,
дипломы), призовые места на конкурсах и фестивалях.
Критерии оценки. Во время проходящих контролей педагогом будет заполняться
«Карта учета творческих достижений обучающихся» (участие в концертах, в мероприятиях,
и т.д.). Также будет учитываться и личностные и творческие достижения во время
реализации программы, а именно:
- чувство сцены;
- грамотность речи;
- чувство партнера на сцене;
- отсутствие сценических зажимов;
- умение импровизировать;
11

- чувство такта, ритма.
Оценка обучающимся будет ставиться по пятибалльной шкале.
В результате изучения курса в первый год обучения обучающиеся:
должны знать виды и жанры театрального искусства, театральную терминологию;
уметь работать в образе, формулировать и правильно выражать свои мысли, правильно
вести себя на сцене (соблюдать сценическую культуру, знать основные мизансцены);
владеть основами актёрского мастерства, сценической речью, навыками сценического
движения (правильно двигаться, стоять, «звучать» в движении;
овладеют хорошей дикцией и поставленным голосом;
В результате изучения курса во втором году обучения, обучающиеся:
Должны овладеть приемами сценического перевоплощения, разнообразными игровыми
приемами;
уметь читать монологи и правильно выстраивать диалоги, проводить досуговые,
торжественные мероприятия и концерты, использовать в речи выразительные средства
языка, создавать эмоциональный фон мероприятия, проводить культурно-досуговые и
организационно-массовые мероприятия.
2.4. Оценочные материалы
Диагностика «Владение элементами актерского мастерства»
(Ершов П.М. «Технологии актерского искусства»)
Уровень владения элементами актерского мастерства определяется следующими
критериями:
- самореализация в актерском творчестве (уровень владения актерской техникой; степень
активности в творческом самовыражении; самодеятельность в решении творческих задач);
- ценностное отношение к индивидуальному творческому развитию (осознание
целесообразности творческого развития личности; активность в процессе освоения
профессиональных навыков актерской игры);
- эффективность сценического взаимодействия с другими участниками творческого
процесса (наличие личностно-эмоционального опыта взаимодействия; владение способами
диалогического общения; развитая способность к сопереживанию).

Уровни владения элементами актёрского мастерства
ФИО
обучаю
щегося

самореализация в актерском
творчестве

1 полугодие

2 полугодие

ценностное отношение к
индивидуальному
творческому развитию
1 полугодие

2 полугодие

эффективность
сценического
взаимодействия с другими
участниками
1 полугодие

2 полугодие
12

Оценивается по пятибальной системе 2 раза в год.
Диагностика успешности освоения программы.
№
п/п

ФИО
обуча
ющег
ося

Организат
орские
способнос
ти
I

II

Применение знаний
форм и методов
организации и
проведения
мероприятий
I
II

Диагностируемые параметры
Составление
Владение
Владение
сценарием,
аудиторией
основами
включая свой
актёрского
режиссерский
мастерства
замысел
I
II
I
II
I
II

Выполнен
ие
ключевых
упражнен
ий
I
II

Навык
самостоя
тельной
работы

ИТОГ
О

I

I

II

Проводится один раз в полугодие. Оценивается педагогом по пятибалльной системе.
Используется метод наблюдения.

13

II

2.5. Методические материалы
Программа построена “от простого к сложному”. Предполагается развитие ребенка в
самых различных направлениях: сценическое движение, риторика и искусство звучащего
слова, актёрское мастерство, сценарное мастерство. Все это необходимо современному
человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Формы занятий: лекция, видео лекторий, практическое занятие, игра, диспут,
соревнование, зрелищное мероприятие, метод «Мозговой штурм». Занятия в группе
организуют свободное время учащихся, приучают их к терпению, усидчивости, формируют
интерес к различным видам деятельности, способствует выработке правил поведения в
коллективе, дает необходимый опыт общественного поведения.
Программа предусматривает проведение теоретических занятий, практических работ,
выполнение творческих заданий. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на
которых дети смогут усвоить способы перевоплощения, необходимые ведущему. Во время
занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая и
коллективная.
Программа способствует приобретению позитивного опыта освоения обучающимися
социальных ролей, помогает в формировании осознанного профессионального выбора
посредством их самореализации в сфере ораторского искусства.
Новизна программы заключается в интеграции различных видов деятельности:
сценическое движение, сценическая речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего
и овладение навыками ведения различных мероприятий. Ребенок во всех уровнях
становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где выступает и в
качестве исполнителя, и в качестве художника, композитора, режиссера, и даже автора
спектакля в целом, овладевает навыками ведения различных мероприятий. Необходимость
ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от ребёнка
осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции.
2.6. Список литературы
1. Афанасьев С., Каморин С. 300 творческих конкурсов./ С. Афанасьев, С. Каморин //М.
2001.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития./В.И.Андреев// Изд.казанского
университета.
3. Булыгина, З.П., Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства.
[Текст] Методическое пособие. /З.П. Булыгина - Кемерово: 2000. - 119с.
4. Безымянская, О., Школьный театр. [Текст] Сборник пьес. /О. Безымянская. М.: Айрис пресс, 2001. - 195с.
5. Бейган, Л. Грим для театра, кино и телевидения [Текст] / Л. Берган. - М.: Искусство, 1997.
- 217с.
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. /А. Ф.Воловик, В.А.Воловик// М.1998.
7. Гальцова, Е.А., Детско - юношеский театр мюзикла [Текст] / Е.А. Гальцова. Волгоград:
Учитель, 2009. - 265с.
8. Гальцова, Е.А., Театральная карусель [Текст] / Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009.
- 215с.
9. Гуревич, П.С., Культурология [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: Знание,
1996. - 194с
10. Родари.Д. Грамматика фантазии./ Д. Родари//М., 1990. 11. Захава Б.Е. Мастерство актера
и режиссера/ Б.Е. Захава//М. 1969.
12. Ершов Технология актерского искусства./Ершов//
13. Кох И.Э. Основы сценического движения. /И.Э.Кох// Л.1976
14. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли.М.О.Кнебель//М. 1982
14

Приложения к программе
Приложение 1
Диагностические методики
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы!
1. Меня зовут______________________________________________________
2. Мне___________лет
3. Я выбрал объединение__________________________________________
4. Я узнал об этом объединении (нужное отметить):
из газет, телепередачи;
от учителей;
от родителей;
от друзей;
из Интернета;
свой вариант.
5. Я пришел в это объединение, потому что (нужное отметить):
мне нравится заниматься, тем, что предлагает педагог;
надеюсь найти новых друзей;
хочу узнать что-то новое, что не изучается в школе;
от нечего делать;
в этом объединении занимаются мои знакомые;
заставили родители;
свой вариант.
6. Думаю, что занятия в объединении помогут мне (нужное отметить):
определиться с выбором профессии;
интересно проводить свободное время;
приобрести знания, которые пригодятся в школе;
стать более раскованным, общительным;
свой вариант.
7. На занятиях больше всего мне хотелось бы (нужное отметить)::
заниматься увлекательным делом;
больше общаться с товарищами;
участвовать в конкурсах, играх, викторинах и других активных видах деятельности;
получать знания и навыки, которые пригодятся мне в будущем.
8. Я хотел бы, чтобы занятия в объединении помогли мне (нужное отметить):
развить свои способности;
стать лидером среди сверстников;
обрести новых друзей;
получить профессиональные умения;
подготовиться к поступлению в ВУЗ;
свой вариант
Самооценка уверенности в себе
Цель: оценить степень уверенности в себе.
Данная черта характера влияет на эффективность вашей деятельности и объективность
оценки своих успехов и неудач. Предлагаемая анкета позволяет проверить степень
уверенности в себе. Анкета включает 20 вопросов. Ответ в виде «+» или «-» напишите в
листе ответов. Затем посчитайте количество «+» (за каждый «+» начисляется один балл).
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще у меня бывает хорошее настроение.
15

3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
12. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Учеба для меня не представляет труда.
Количество баллов от 17-20 отражает высокую степень уверенности в себе. Можно
предположить, что в сложной ситуации Вы проявляете решительность, самостоятельность
в принятии ответственных решений. В ситуации выбора избираете задачи средней
трудности, чтобы избежать неудачи.
Результат 1-10 баллов свидетельствует о том, что Вы испытываете неуверенность в себе,
которая проявляется и в учебе и в труде. Наблюдается некритичность в оценке
достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.
Шкала оценки потребности в достижении
Цель: измерить уровень мотивации достижения.
Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов «да» или
«нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый
такой ответ).
Суждения:
1. Думаю, что успех в жизни больше зависит от случая, чем от моих стараний.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не процесс его исполнения, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в делах (в учебе, на работе), чем от плохих
отношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем спокойные и старательно делающие
дело.
8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать, как сделать ее интереснее.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть об осторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах больше виноваты обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали (контролируют) меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе часто вынуждают меня отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
16

17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я с большим удовольствием писал бы об оригинальных
изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие не разделяют моих планов на будущее.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Сумма баллов

Уровень мотивации достижения
Низкий
Средний
123
4567
2-9 10 11
12 13 14 15

Высокий
8 9 10
16 17 18-19

Ключи: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.
ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

17

Приложение 2
Игровые упражнения
Упражнение «Описание – интерпретация»
Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно
воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой. Человек живет в мире
собственных представлений и интерпретаций. При этом объяснение человеком причин и
смысла происходящих событий во многом определяет отношение этого человека к данным
событиям. Без способности отделять то, что мы видим и слышим, оттого, что мы думаем и
чувствуем в отношении человека или события, нам очень трудно ориентироваться в
действительности. Поэтому, чтобы не заблудиться в жизни, человеку необходимо умение
отличать реальные события от собственных интерпретаций этих событий.
Участник становится на определенном месте (например, в центре комнаты) и
получает задание в течение двух-трех минут описывать происходящее в комнате, включая
свои действия. Ведущий обращает внимание участника на ошибки, если он вместо
описания дает интерпретацию.
Примерное описание успешного выполнения упражнения: «Я стою в комнате.
Вокруг меня сидят люди. Я слышу звуки, доносящиеся с улицы и т. д.» Если участник
вместо последней фразы скажет, например: «Я слышу пение птиц, доносящееся с улицы»,
то ведущий поправляет, что «пение птиц» — это интерпретация, так как он не может видеть
этих птиц, а слышит только звуки и интерпретирует их исходя из имеющегося у него опыта.
Поэтому, согласно условиям задания, можно говорить только о «звуках, доносящихся с
улицы и похожих на пение птиц».
Важно донести до участников, что в жизни все люди обычно реагируют подобным образом,
автоматически интерпретируя события. Способность человека соотносить полученную
сенсорную информацию с элементами собственного опыта позволяет быстро
ориентироваться в ситуации. Однако иногда эта способность может и ограничивать
человека, приводя к ошибочным выводам. Лидеру необходимо научиться отличать
реальное событие от собственных интерпретаций этого события, а также перед принятием
важных решений и совершением значимых поступков «проверять те основания», на
которых были сделаны определенные выводы.
Упражнение «Выражение чувств»
Цель: понимание важности языка тела, налаживание связи между чувствами и их
телесным выражением.
Участники вытягивают по очереди бумажки с названием чувств и молча мимически
выражают это чувство. Передвигаясь, произвольно находят партнеров, выражающих
аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют, сколько
получилось групп, какие трудности испытывали участники при выполнении задания.

Упражнение «Установи контакт»
Цель: формирование умения устанавливать контакт невербальными средствами. Все
участники располагаются большим полукругом. Каждый из участников выходит в центр и
пытается любыми доступными средствами, но только не вербальными, установить контакт
с каждым участником задания.
Упражнение «Взаимопонимание»
Тренинг направлен на развитие навыков интуитивного взаимопонимания партнеров
при осуществлении совместной деятельности в ситуации искусственного ограничения
средств передачи информации.
18

Вариант I. Участники равномерно распределяются по помещению. Их задача — посчитать
от одного до двадцати, соблюдая следующие правила:
— числа должны называться последовательно, то есть по порядку;
— один человек не может называть два числа подряд;
— если следующее число одновременно назвали несколько участников, то упражнение
начинается заново. Для усложнения упражнения можно предложить участникам его
выполнение с закрытыми глазами.
Вариант 2. Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет любое число (но не
большее, чем количество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать
участникам в количестве, равном и званному числу с соблюдением следующих условий:
— должно встать ровно столько участников, сколько «заказывалось»;
— участникам нельзя вслух договариваться, кто именно будет выполнять задание.
Необходимо совместно с участниками рассмотреть особенности взаимопонимания
партнеров в ситуации искусственного ограничения средств передачи информации. Также
полезно выйти на обсуждение роли лидера в ситуации, когда необходимо организовать
группу на выполнение согласованных совместных действий.
Упражнение «Информация к размышлению»
Публичное выступление воспринимаются как особо сложная задача. Готовиться к
выступлению надо целенаправленно, учитывая при этом его особенности. Давайте
сосредоточим свое внимание на подготовке выступления-информации. Такое выступление
направлено на передачу информации и обогащение знаниями. Это могут быть отчеты,
сообщения о результатах работы, лекции, рефераты, доклады. Выберите любую тему
выступления и в течение трех минут продумайте, о чем вы будете сообщать.
Не забудьте при этом о структуре выступления. В ней три части: вступление, где
главное — привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, основная часть,
стержень которой — аргументация, достигаемая за счет непротиворечивости мысли и
точности языка, и, наконец, заключение. Его не следует затягивать, а с другой стороны,
прерывать на полуслове. Это могут быть выводы, ваше личное отношение к содержанию,
указания на нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям. Итак,
ваше выступление не должно превышать трех минут.
Выберите для себя одну из самых актуальных тем, которая вас волнует. Например:
судьба перестройки, инопланетные цивилизации, будущее планеты и т.д. Пожалуйста, на
подготовку — три минуты. Начали. Давайте выступать по очереди слева направо, Во время
выступлении обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию, логику изложения. Все
последующие, учитесь на ошибках предыдущих. Потом мы оценим самые интересные
выступления. Пожалуйста, начали по очереди выступления. (Гонг). Хорошо, заканчиваем.
Теперь давайте оценим, какое из выступлений произвело на вас большее впечатление и
более всего отвечает предъявленным к нему требованиям. Давайте под руководством
ведущего заслушаем мнения всех о выступлениях и выберем наиболее интересные из них.
Ведущий, пожалуйста, вам слово! Спасибо, благодарим всех за участие, поздравляем
победителей!
Упражнение «Убеждение»
В чем особенность убеждающей речи? В основном она должна вызвать у слушателей
те или иные чувства. На передний план выступает эмоциональный аспект. К выступлениюубеждению относятся такие формы речи, как торжественная речь, например, по случаю
праздника, юбилея и т.д., поздравительная речь (поздравление кого-то), напутственное
слово (по случаю проводов работника на пенсию, отправления на учебу и т.д.)
Выберите форму выступления-убеждения и в течение трех минут придумайте свою
речь-убеждение.
В
процессе
выступления
старайтесь
избегать
излишней
сентиментальности, старайтесь быть убедительными, но не навязчивыми. Помните,
19

убедительность зависит от умения настроиться на партнера. Выберите себе тему, можно и
не вполне серьезную.
Например, проводите друга на другую работу, поздравьте друг друга со столетним или
двухсотлетним юбилеем и т.д. Итак, три минуты на подготовку, Пожалуйста, начали!
Хорошо, время истекает. Пожалуйста, давайте по очереди послушаем всех
выступающих. И пусть каждый по пятибалльной системе оценит каждого. Посмотрим, кто
сколько очков наберет. Ведущий, руководите митингом. Пожалуйста, начали! Итак, митинг
подходит к концу. Давайте подведем итоги. Ведущий, по очереди называйте докладчиков,
все называют ему свои оценки, докладчик их суммирует, определяет количество набранных
очков. В конце ведущий оцените победителей. Пожалуйста, начали!
Упражнение «Взаимодействие с партнером»
Пожалуйста, разбейтесь на пары. Сейчас вам предстоит выполнить ряд совместных
действий. Поздоровайтесь, передайте книгу, запишите адрес, подайте пальто и т.п. По
сигналу гонга, вам надо будет остановиться и "замереть". Ведущий будет выступать в
качестве эксперта. Он подойдет к каждому из застывших и определит локализацию
мышечных зажимов. Как только он подойдет, дотронется до тех мест, где, по его мнению,
есть мышечные зажимы, напряжение должно сниматься, а движение — завершаться.
Цель данного упражнения: уловить разницу в ощущении зажатого и свободного
движения. Итак, все заняли свои места по парам. Наверное, даже лучше встать. Впрочем,
как хотите. И каждый друг другу дает какие-то задания. Вы совместно выполняете задания.
По сигналу ведущего все застывают, а ведущий оценивает, у кого имеются зажимы.
Подходит, дотрагивается, снимает эти зажимы, а потом определяет, кто из всех чувствовал
себя наиболее раскованно. Пожалуйста, начали.
Мы уже заканчиваем нашу игру. Пожалуйста, ведущий, подведите итоги и
определите, кто из всех здесь присутствующих вел себя наиболее раскованно. Пожалуйста,
вам заключительное слово.
Упражнение «Выбор тактики»
В речевом общений можно выбрать разные тактики поведения: подавление, уступка,
подстраивание, защита, сотрудничество, компромисс. Сейчас вам представится
возможность апробировать эти тактики в действии. Пожалуйста, разбейтесь на пары. А
сейчас определите для себя роли. В каждой паре один будет из вас начальник, другой —
подчиненный.
Начинаем работу. Представьте себе такую ситуацию; в конце рабочего дня начальник
подходит к сотруднику. Конец месяца, подразделение загружено срочными делами, и вот
между начальником и подчиненным происходит разговор: "Я прошу вас остаться после
работы, чтобы доделать горящие дела". Подчиненный: "Не могу, рабочий день уже
закончился" Цель каждого из вас: найти тактику поведения. Посмотрим, кто выиграет?
Итак, как бы вы продолжили этот разговор? Начали!
Упражнение «Выход из контакта»
Как выйти из контакта? Порой это сделать довольно трудно. Особенно когда мы
торопимся, опаздываем. Попробуем пережить эту сложную, ситуацию. Для начала
разбейтесь на пары. Представьте, вы встретили не очень близкого знакомого, который
заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, о семье, проявляет назойливость. Вы
вступаете в разговор, однако, взглянув на часы, понимаете, что вам нужно идти. Не
забудьте, вам надо достойно выйти из контакта.
Итак, распределите роли. Начинаем выходить из контакта. Пожалуйста. Хорошо!
Ну, а сейчас нужно оценить, кто из участников игры нашел наиболее удачный выход из
контакта. Каждый поднимите руку, на которой будет столько открытых пальцев, во сколько
вы оценили успех своего коллеги. Пожалуйста! Результат налицо. Каждый может
20

посмотреть и увидеть взаимные оценки. Давайте выделим лучшие оценки. Пожалуйста.
Всем спасибо. Игра закончена.
Упражнение «Чувство успеха»
Упражнение направлено на работу с чувством успеха. Также его можно
использовать для завершения занятия. Во втором случае процедура обсуждения не
проводится.
Описание. Вариант I. Участникам предлагается встать в круг. Выбирается первый
доброволец, желающий почувствовать успех. Доброволец выходит в центр круга,
остальные участники бурно ему аплодируют. Это продолжается ровно столько, сколько
захочет одариваемый аплодисментами участник. После этого он благодарит группу
(говорит «спасибо», кланяется и т. п.) и возвращается в круг. Далее выходит следующий
участник.
Вариант 2. Доброволец становится в середину круга. Остальные члены группы встают на
одно колено, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед,
одновременно поднимаются, повторяя при этом имя участника, стоящего в середине. После
этого члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к
добровольцу в середине круга, одновременно все громче (утвердительнее) произнося его
имя. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут, но не
касаясь его.
Пояснение. Любопытно наблюдать реакции участников, стоящих в центре круга.
Кто-то при этом входит в кураж и, возможно, раскланивается, кто-то смущается, говорит
«спасибо», но группа нередко не отпускает его, продолжая награждать аплодисментами.
Упражнение поднимает настроение участников, вплоть до восторга, и позволяет завершить
занятие сильными положительными эмоциями.
При использовании упражнения в целях работы с чувством успеха участникам
предлагается обсудить чувства «героя - лидера». В процессе обсуждения каждый из
участников коротко описывает, что он чувствовал, что при этом было приятно, а что, может
быть, и вызывало напряжение.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».