Дополнительная общеобразовательная программа Акварель

0

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методическое обеспечение
Список литературы

2 стр.
2 стр.
4 стр.
5 стр.
5 стр.
5 стр.
19 стр.
21 стр.
29 стр.
29 стр.
30 стр.
30 стр.
31 стр.

1

Комплекс основных характеристик программы

1.

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АКВАРЕЛЬ» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726р).
3.

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», Постановление № 41 об утв. СанПиН
2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.

Приказ

Министерства

Просвещения

Российской

Федерации

(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы выражена в том, что в настоящее время
проблема развития детского творчества является одной из наиболее
актуальных. Перед нами возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. Содействуя развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического
восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности,
вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
2

эмоциональной отзывчивости. Занятия детей изобразительным искусством
совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать,
запоминать, учат понимать прекрасное, что особенно важно в настоящее
время. Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных
правил

изображения,

овладение

материалами

и

инструментами

изобразительной деятельности, развитие стремления к общению с искусством,
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира,
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности,
формирование

чувства

радости

коллективной

деятельности,

от

результатов

развитие

индивидуальной

стремления

к

и

творческой

самореализации средствами художественной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 7-15 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Основанием для зачисления в состав
объединения является заявление родителей (законных представителей).
Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объём освоения программы: 3 года обучения. Первый год обучения из
расчёта 1 час в неделю и включает в себя 37 учебных недель. Второй год
обучения: из расчёта 1 час в неделю и включает в себя 37 учебных недель.
Третий год обучения: из расчёта 2 часа в неделю и включает в себя 37 учебных
недель.
Срок реализации программы: 3 года
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы
формируются из обучающихся одного возраста. Занятия начинаются с 1
сентября. Программу реализует педагог дополнительного образования.
3

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«АКВАРЕЛЬ» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
Цели и задачи программы

1.2.
Цель

программы

самовыражения,

развитие

-

у

обучающегося

эмоционально-образного

восприятия,

способности
развитие

художественно-творческих способностей через разнообразие художественноизобразительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, пространственного
мышления,

способности

эмоционально

воспринимать

окружающую

действительность и передавать в художественно - творческой деятельности;
- развитие познавательной, творческой и социальной активности
обучающихся, потребности в самообразовании;
-

развитие эстетического вкуса на основе творческого анализа

произведений искусства.
Воспитательные:
- воспитание способности передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и
позитивным явлениям жизни и искусства;
-

формирование уважения к культуре и искусству, к мировому

культурно-историческому наследию;
4

- воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности
к преодолению трудностей.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/
п

Название
раздела,
темы

1.

Рисунок и
живопись
Тематическая
композиция
Декоративно
– прикладное
искусство

23

5,75

7

итого

практика

всего

теория

практика

20

5

15

20

5

30

1,75

12

3

9

12

3

18

7

1,75

5,25

5

1,25

3,75

5

1,2
5

16,
75

37

9,25

27,7
5

37

9,25

27,7
5

74

9,2
5

64,
75

теория

теория

III год
обучения

всего

3.

Количество часов
II год обучения

17,2
5
5,25

всего
2.

практика

I год обучения

Формы
аттестации/
контроля

обсуждение
объяснение
наблюдение
рефлексия
выставка

1.3.2. Содержание учебного плана
Первый год обучения
1 «Урок доброты» вводное занятие. ТБ
Теоретическая часть. Знакомство учащихся с программой обучения. Правила
внутреннего распорядка. Знакомство учащихся с различными видами
изобразительного

искусства.

Оборудование

и

инструменты.

Техника

безопасности с инструментами. Тренинги на знакомство и сплочение
коллектива Игры «Кто я, кто ты?», «Знакомство по кругу».
Раздел 1. «Рисунок и живопись»
2. Графические и живописные материалы. Приемы и техника работы с
ними.
Теоретическая часть. Виды рисовальных материалов. Правила работы с
ними. Правила хранения материалов и инструментов. Организация рабочего
места. Разные техники работы с графическими и живописными материалами.

5

Практическая

часть.

Выполнение

исследовательского

задания:

выразительные возможности карандаша, мелков пастели, угля, акварели,
гуаши. Изображение плоских предметов. Линейный рисунок. Упражнение на
штриховку. Правильное положение руки. Композиция на цветной бумаге
пастелью. Натюрморт гуашью в технике монотипия. Акварель и восковые
карандаши.
3. Зарисовки растений, птиц, деревьев. Учебные экскурсии на природу.
Теоретическая часть. Наблюдение за природой, природными явлениями на
экскурсиях. Этапы построения предметов: основание, высота, симметрия.
Светотеневой рисунок.
Практическая часть. Зарисовки растений, птиц, деревьев карандашом,
акварелью. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные
по характеру деревья: дуб, березу, осину, иву и т.д., проследить характерные
особенности строения дерева. Светотеневой рисунок птицы. Образы птиц в
сказках.
4. Изображение фигуры человека, животных.
Теоретическая часть. Понимание пропорций как соотношения между собой
частей

одного

целого.

Умение

выразить

в

изображении

характер

изображаемых объектов. Изучение строения животных, их движения. Правила
рисования с натуры. Правила построение круга, геометрических предметов.
Практическая часть. Рисование простых форм. Пропорциональность форм.
От наброска к реалистичному рисунку. Зарисовки животных по фотографиям.
Зарисовки людей с натуры за каким-либо занятием.
5. Основы цветоведения. Колористика.
Теоретическая часть. Система цвета. Ахроматические цвета. Теплые цвета.
Холодные цвета. Цветовые гаммы. Контрастные цвета.
Практическая часть. Упражнения: в заливках, цветной дождь, теплые
«Солнце», «Радость». Заливки холодные «Снежное царство», «Грусть» и др.
Изменение цветового тона от фона. Постановки из насыщенных теплых цветов
6

(овощи, фрукты). Черно-белая композиция «Зима во дворе». Выполнение
исследовательского задания: предмет – акцент.
6. Влияние световоздушной среды на цвет изображаемых объектов.
Теоретическая часть. Свет и тень. Наблюдение световоздушной среды во
время учебных экскурсий на природе. Естественное и электрическое
освещение, изменение цветов и оттенков. Изучение свойств цвета.
Практическая часть. Методы передачи объема изображаемых предметов.
Передача тональных переходов с помощью штрихов и линий. Изображение
света в рисунке.
7. Живопись отдельных предметов. Учебные постановки.
Теоретическая часть. Правила работы над натюрмортом из знакомых
предметов. Этапы выполнения. Компоновка на листе.
Практическая часть. Выполнение учебных постановок: «Кувшин с
лимоном», «Цветы в вазе».
8. Пейзаж в графическом решении.
Теоретическая часть. Виды пейзажа. Знакомство с плоскостным решением.
Линия горизонта. Точка схода. Перспектива. Знакомство с творчеством
художников. Анализ репродукций известных полотен этого жанра.
Практическая часть. Восприятие картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, Н.
Рериха. Выполнение пейзажа в техниках карандаш, уголь.
9. Изображение природы в разных состояниях.
Теоретическая часть. Работа художника над изображением природы.
Настроение природы. Звонкие и глухие цвета. Смешение различных цветов
для получения мрачных и нежных оттенков.
Практическая часть. Изображение контрастных состояний природы.
Ландшафтный пейзаж. Пейзаж времени суток (рассвет, ночь, закат). Выставка
достижений.
Раздел 2. «Тематическая композиция»
10. Виды изобразительного искусства и жанры живописи.
7

Теоретическая часть. Познакомить с видами и жанрами живописи;
понятиями «композиция» в целом и «Тематическая композиция». Принципы
построения композиции. Эскиз.
Практическая часть. Вводная беседа о композиции. Распределение
простейших фигур на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.), их
пластического взаимодействия между собой. Изучение закона Равновесия:
«Симметрия» – «Асимметрия». Несложная композиция на развитие фантазии,
по выбору. Сказочный мир Англии: эльфы, феи, хоббиты, друиды в сказках.
Фантазия на тему «Праздник эльфов» и др. Оформление работ в рамки,
подготовка к отчету.
11. Тематические композиции на заданную тему.
Теоретическая часть. Знакомство с эскизом. Замысел и ясность сюжетного
действия.

Определение

пропорциональных

соотношений

между

пространством и силуэтом, размеров фигур – пространству.
Практическая часть. Сбор материала для будущей композиции. Выражение
идеи; замысел, эскизы. Выполнение композиций с простым сюжетом из своей
жизни на темы: «Летние приключения», «Новогодние хлопоты», «Моя
комната».
12. Иллюстрирование сказок и былин.
Теоретическая часть. Слово и изображение. Иллюстрация как форма
взаимосвязи слова с изображением. Возможности создания добрых и злых
образов. Ритмическая организация плоскости листа.
Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: собрать
необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героя,
характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.).
Изображение разных по характеру сказочных образов. Однотонное или
цветовое решение работы. Создание иллюстраций на тему: «Былины и
сказки».
Раздел 3. «Декоративно - прикладное искусство
8

13.

Знакомство

с

народными

промыслами:

Городецкая

роспись,

Хохломская. Выполнение элементов росписи и узоров.
Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видами народного
творчества. Изучение особенностей городецкой и хохломской росписи.
Демонстрация образцов декоративной посуды, иллюстраций. Способы
держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.
Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой
росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для
росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи.
Выполнение эскизов. Занятие – ярмарка. Представление творческих работ.
14. Применение росписи в быту (открытка, разделочная доска, токарное
изделие)
Теоретическая часть. Подготовка изделия к росписи. Шлифовка. Грунтовка.
Способы исправления брака в росписи. Разметка изделий под роспись.
Практическая часть. Роспись изделия одним из видов народных промыслов.
Копирование самостоятельно разработанного эскиза для росписи.
15. Лепка и роспись декоративного панно.
Теоретическая часть. Определение темы декоративного панно и места панно
в интерьере. Определение размеров предметов на плоскости панно.
Составление эскиза панно в натуральную величину.
Практическая часть. Лепка панно из соленого теста способом наложения и
приклеивания деталей на основу. Сушка и роспись панно. Лакирование
изделия.
16. «Радуга в кармане» итоговое занятие Подведение итогов года. Выставка
лучших творческих работ за учебный год.
17.

Посещение

художественных

выставок

в

краеведческом

и

художественном музеях.

9

Второй год обучения
1.«Фантастический мир» вводное занятие.
Теоретическая часть. Повторение техники безопасности. Знакомство с
внутренним распорядком. Проверка основных знаний, полученных на
прошлом году обучения.
Практическая часть. Игровая программа с конкурсами. Игры на сплочение
коллектива: «Твистер», «Радужные стрелочки», «Попробуй меня найди!» и др.
Раздел 1. «Рисунок и живопись»
2. Основные сведения о перспективе и ее применение в рисунке.
Теоретическая часть. Вводная беседа. Виды перспективы. Линия горизонта.
Точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Перспектива в действии
Практическая часть. Построение эллипса. Куб в перспективе. Построение
коробки, ведра в перспективе. Перспектива в действии: дом, дорога.
Самостоятельный выбор материалов.
3. Пейзаж родной земли.
Теоретическая часть. Свет как средство выявления главного в композиции
пейзажа. Понятие светотени и ее законов. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Роль колорита в пейзаже времен года. Цветовые
отношения, характерные для выбранного времени года.
Практическая часть. Компоновка в формате листа. Наброски и зарисовки с
натуры. Выполнение пейзажа разных времен года (осенний, летний, зимний).
4. Рисунок птиц и зверей.
Теоретическая часть. Анималистический жанр. Изучение особенностей
формы. Особенности анатомического строения птиц и зверей. Способы
передачи движения и характера формы животного.
Практическая часть. Выполнение длительного рисунка зверей и птиц с
передачей характера изображаемого объекта. Самостоятельный выбор
материалов.
5. Передача фактуры предмета.
10

Теоретическая часть. Светотеневой рисунок. Линейный рисунок. Цветовые
отношения. Рисование с натуры. Правильное положение руки.
Практическая часть. Постановка из нескольких предметов различных по
материалу (стекло, металл, ткань, дерево) на цветном фоне. Этюды с натуры.
Передача фактуры (материала предметов).
6. Натюрморт в разных техниках исполнения (гризайль, теплый,
холодный, контрастный).
Теоретическая часть. Понятия: свет, блик, тень, полутень. Передача объема.
Передача тонально-цветовых отношений. Понятия «гризайль», «батик».
Рассматривание произведений искусства в жанре натюрморт. Анализ работ.
Практическая часть. Постановка из двух предметов различных по форме и
окраске, на нейтральном фоне. Передача светотени одним цветом, как
средства выражения формы (монохром). Выполнение натюрморта в технике
батик
7. Интерьер. Моя комната.
Теоретическая часть. Внутренне пространство дома. Понятие интерьер.
Правила построения комнаты. Перспектива как способ изображения
пространства. Композиционный центр.
Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: выбрать
наиболее удачный вид интерьера своей комнаты и сфотографировать.
Композиционное решение интерьера своей комнаты на листе бумаги, с
применением законов перспективы. Выполнение набросков предметов
интерьера с натуры. Графическое и цветовое решение работы.
8. Объект и пространство.
Теоретическая часть. Интерьер и человек. Функциональная красота
предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Практическая часть. Создание композиции на тему: жизнь моей семьи,
например: «Мама готовит обед», «Семейный вечер» и др.
9. Пейзаж с элементами архитектуры.
11

Теоретическая часть. Различные композиционные виды планировки города.
Цветовая среда. Выбор материала в зависимости от замысла: однотонное или
цветовое решение в гуаши или акварели.
Практическая часть. Работа по представлению и памяти с предварительным
выбором знаменитых построек любимого города.
Раздел 2. «Тематическая композиция»
10. Законы и принципы построения композиции. Творчество художников.
Теоретическая часть. Знакомство с творчеством художников – сказочников:
Васнецов В., Билибин И., Врубель М. Вводная беседа о композиции. Роль
ритма в формировании замысла композиции. Поиски проявления ритмических
ситуаций в жизни.
Практическая часть. Упражнение для развития художественного видения с
использованием равновесия, контраста. Наблюдение движения в жизни,
«статика», «динамика». На основе наблюдений, зарисовок с натуры и по
памяти выполнить композиционный эскиз.
11. Сюжет и содержание в картине.
Теоретическая часть. Построение общего движения в композиции. Изучение
законов

композиции:

«равновесие»,

«симметрия»,

и

«асимметрия»,

«контраст», «нюанс». Цельность композиции, выявление главного и
второстепенного. Смысловое соподчинение, цветовое
соподчинение, роль масштабности.
Практическая часть Использование всех приемов в композиции. Композиция
на заданную тему: «Мир увлечений», «Мой любимый вид спорта».
Использование различных материалов. Цветовое решение и формат по
выбору.
12. Жизнь в моем городе.
Теоретическая часть. Выражение идеи, замысел, эскизы. Художественно –
творческий проект

12

Практическая часть. Работа по группам – создание композиции с
использованием различных фактур и материалов на темы: «Город будущего»,
«Наш город сад в космосе» и др. Исполнение проекта. Творческая защита.
13. Композиции, посвященные памятным датам и знаменательным
событиям.
Теоретическая часть. Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания
картины. Реальность жизни и художественный образ.
Практическая часть. Выбор темы из истории нашей страны. Сбор
зрительного материала и зарисовок необходимых деталей. Темы могут быть
найдены учащимися.
14. Выполнение конкурсных работ.
Теоретическая

часть.

Правила

оформления

работ

на

конкурс

изобразительного творчества. Требования к качеству рисунков.
Практическая часть. Выполнение работ на конкурсы детского творчества.
Тема определяется из положения о конкурсах.
Раздел 3. «Декоративно – прикладное искусство»
15. Композиционный орнамент. Стилизация растительных и животных
форм.
Теоретическая часть. Геометрический и растительный орнамент. Понятие
стилизация. Приемы стилизации растительных и животных форм.
Практическая часть. Орнаментальная композиция. Выполнение эскизов
орнамента в полосе, круге, квадрате.
16. Орнамент (симметрия, ритм, повтор). Элементы кистевой росписи.
Теоретическая часть. Понятие орнамент, декоративный узор. Правила
работы с кистью и красками. Постановка руки при кистевой росписи.
Выразительные средства художественного творчества.
Практическая часть. Копирование элементов кистевой росписи. Создание
орнамента. Выполнение эскизов хохломской и гжельской росписи.
17. Изготовление сувениров к знаменательным событиям. (Лепка из
соленого теста, полимерной глины)
13

Теоретическая часть. Технология изготовления соленого теста. Сушка и
роспись изделий. Последовательность работы с пластическими материалами.
Техника и приемы лепки.
Практическая часть. Освоение техник лепки: конструктивный способ,
комбинированный способ, модульная лепка, лепка по форме. Освоение
приемов лепки: оттягивание и моделирование, использование различных
приспособлений.
18. «Волшебные краски» итоговое занятие. Занятие в форме соревнования.
Оформление выставки творческих работ за учебный год.
19. Умные каникулы. Посещение художественных выставок. Тренинги на
сплочение коллектива. Пленэр в черте города. Проведение конкурсноигровых программ.
Третий год обучения
1. «Мир вокруг нас» вводное занятие. ТБ
Теоретическая часть. Знакомство с культурой разных стран. Просмотр
слайдов с достопримечательностями разных городов. Выполнение заданий по
карточкам.
Раздел 1. «Рисунок и живопись»
2. Значение освещения для выявления объемной формы предмета,
расположенного в пространстве.
Теоретическая часть. Свет и цвет, акцентирование объемной формы
предмета. Тоновые переходы и градации. Освещение и влияние света на цвет.
Практическая часть. Светотеневой рисунок с использованием техники:
акварель – пастель – уголь. Портретное изображение образов птиц, животных.
3. Фрагменты частей лица. Портретные наброски.
Теоретическая часть. Строение головы. Эмоции. Понятия портрет,
автопортрет.

Пропорции

головы

и

лица.

Взаимосвязь

характера

изображаемого с чертами его лица.
14

Практическая часть. Выполнение набросков частей лица. Портретные
наброски с натуры и по фотографии. Поэтапное выполнение портрета в
технике акварель. Изображение характера персонажа: хитрый, злой, добрый,
простодушный, умный, глупый, веселый, грустный. Выполнение портретов
любимых литературных героев.
4. Портрет в интерьере.
Теоретическая часть. Разные углы зрения. Повороты и ракурс головы.
Индивидуальные особенности. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как
выражение настроения и характера героя портрета.
Практическая часть. Изображение портрета в техниках акварель, гуашь.
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека в своей
комнате.
5. Зарисовки фигуры человека в различных позах.
Теоретическая часть. Пропорции тела. Типы телосложений. Статика.
Динамика. Портрет в полный рост.
Практическая

часть.

Изображение

различными

художественными

материалами людей разных возрастов. Рисование фигуры человека по
представлению с применением пропорциональных схем. Рисование одежды на
фигуре человека по представлению с применением пропорциональных схем.
6. Рисование фигуры человека в цвете.
Теоретическая часть. Главное и второстепенное в изображении. Пропорции
и строение фигуры человека. Образная выразительность фигуры; форма и
складки на одежде.
Практическая часть. Аналитические зарисовки изображений фигуры
человека,

характерные для

древних

культур.

Создание живописной

композиции человека в движении «Бой гладиаторов», динамика битвы.
Образы благородного рыцаря, трубадура, прекрасной дамы: изучение
исторического костюма.
7. Натюрморт тематический на фоне драпировки со складками.
15

Теоретическая

часть.

Рассматривание

натюрмортов

русских

и

западноевропейских художников. Участие ребят в постановке натюрморта.
Этапы работы над натурной постановкой. Метод линейно-конструктивного
построения изображения. Знакомство с искусством Китая. Китайский фарфор.
Роспись на посуде.
Практическая часть. Рисование драпировок и складок на тканях.
Натюрмортная постановка крупных предметов в интерьере. Изображение на
листе большого формата летнего натюрморта с натуры.
8. Натюрморт в интерьере.
Теоретическая часть. Цвет в живописи и богатство его выразительных
возможностей. Правила работы темперными красками.
Практическая

часть.

Изображение

исторического

натюрморта

по

представлению. Выполнение работы темперными красками.
9. Декоративный натюрморт.
Теоретическая часть. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой. Натюрморт как выражение художником
своих переживаний и представлений об окружающем мире.
Практическая часть. Работа над натюрмортом в заданном эмоциональном
состоянии.
10. Городской пейзаж (осень, зима, весна) в цвете и графике.
Теоретическая часть. Основные принципы композиции. Одноточечная
перспектива. Двухточечная перспектива. Закономерности перспективного
построения

предметов.

Картинная

плоскость,

предметная

плоскость,

основание картинной плоскости, линия горизонта (ЛГ), точка схода (Р), точки
отдаления (D 1, D 2), фронтальная перспектива, угловая перспектива.
Пошаговое построение замка.
Практическая часть. Создание пейзажа времен года углем, пастелью.
Сложные построения: Домик в перспективе, улица в перспективе. Выполнение
городского пейзажа в разное время года. Решение в цвете, материал по выбору.
16

Выполнение живописной композиции на тему: «Замки и крепости»,
«Старинный город».
Раздел 2. «Тематическая композиция
11. Знакомство с приемами, используемыми художниками на примере
отдельных произведений.
Теоретическая
картины.

часть.

Этапы

Методическая

работы

и

их

последовательность

последовательность.

выполнения

Знакомство

с

произведениями искусства «Опять двойка» Решетников Ф.П., «Футболист»
Котляров Л.С., «Охотники на привале» Перов В.Г., «Масленица» Кустодиев Б.
Сбор

материала,

изучение

классических

произведений.

Зарисовки

необходимых деталей для дальнейшей работы
Практическая

часть.

Выполнение

исследовательского

задания:

«Разнообразие форм и украшений народного костюма». Копирование
фрагментов с произведений русских и зарубежных мастеров изобразительного
искусства. Выполнение живописных композиций.
12. Путешествия по разным странам.
Теоретическая часть. Праздники народов Африки (отличие от русских
праздников). Роспись на шелке как традиционное китайское искусство.
Практическая часть. Проектирование костюма для африканцев; выполнение
ритуальной росписи лица цветными мелками (боди-арт). Выполнение работы
в технике батика по мотивам китайского искусства.
13. Путешествие в прошлое.
Теоретическая часть. Наша планета до катаклизма (динозавры и их жизнь).
Просмотр видеофрагментов о жизни динозавров.
Практическая часть. Создание собственного проекта (по группам): сценарий
комикса на тему «Что было бы, если бы динозавры были разумными».
Соревновательно - игровой показ проектов.
14. Календарные народные праздники древней Руси «День Ивана Купалы»,
«Праздник урожая».
17

Теоретическая часть. Праздники в Древней Руси. Изучение истории
древнеславянских и христианских праздников, сбор материала и зарисовки
для дальнейшей работы. Стилистическое единство костюмов людей и облика
архитектуры.
Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: «Народные
праздничные обряды». Создание тематической композиции на темы:
«Народные гуляния», «Праздники, ярмарки», «День Ивана Купалы»,
«Праздник урожая».
Раздел 3. «Декоративно – прикладное искусство»
15. Роспись в одном из стилей народных промыслов плоской формы (блюдо,
доска)
Теоретическая часть. Разнообразие растительных мотивов на жостовских
подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Технология
изготовления подносов в Жостово. Правила постановки руки при выполнении
мазковой росписи. Показ изделий
гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет
гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий
и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора.
Практическая часть. Выполнение упражнений для освоения технических
приемов жостовской росписи. Создание своего подноса (роспись деревянной
заготовки) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы
«Чудо-поднос». Выполнение упражнений для освоения технических приемов
гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам
гжельской росписи «Цветы и птицы».
16. Роспись объемной формы (матрешка, яйцо)
Теоретическая
Семеновская,

часть.

Русский

Полхов-Майданская,

сувенир.

Основные

Кузнецкая.

виды

Демонстрация

матрешка
изделий.

Технические приемы росписи объемных форм.

18

Практическая часть. Выполнение упражнений для освоения технических
приемов росписи матрешки. Выполнение росписи деревянной заготовки
акриловыми красками.
17. Фактурный коллаж, с использованием различных материалов и
декоративных элементов
Теоретическая часть. Народный и кукольный театр на Руси, его герои и их
характерные

особенности.

Прослушивание

отрывков

из

балета

И.

Стравинского «Петрушка», определение характера народного героя в музыке.
Понятие фактурный коллаж. Приемы декорирования работы.
Практическая часть. Создание декоративного панно на предложенную тему
«Петрушка», «Медведь». Использование в работе разнообразных материалов
и декоративных элементов для зрительного эффекта.
18. «Я живу на планете - Земля» итоговое занятие. Викторина по
изобразительному искусству. Задания по ранее изученному материалу.
Итоговая выставка достижений за период обучения в студии.
19. Проведение познавательных экскурсий. Пленэры.
1.4.

Планируемые результаты

В конце первого года обучения обучающиеся должны:
Раздел

Рисунок и
живопись

Тематическая
композиция

Знания

Умения, навыки

иметь
представление
об
отличительных
особенностях
жанров живописи;
- знать виды и способы нанесения
штриховки;
- знать основные закономерности
линейной и воздушной
перспективы, светотени,
элементы цветоведения:
- знать значение понятий:
живопись,
графика,
пейзаж,
натюрморт,
линейная
и
воздушная перспективы;

- уметь
самостоятельно
организовать рабочее
место
в
соответствии
с
используемым материалом и
поддерживать порядок во время
работы;
- уметь использовать различные
виды линии, форм и их размеров.
- умеют выразить в изображении
характер
изображаемых
объектов
- уметь делать зарисовки с
натуры

- знать виды и жанры живописи; - уметь распределять простейшие
понятия «композиция», эскиз, фигуры на плоскости;
сюжет
19

- знать возможности создания - уметь составлять композиции с
добрых и злых образов
простым сюжетом
Декоративно прикладное
искусство

- знать общие сведения о
хохломской
и
городецкой
росписи.
- знать этапы подготовки изделия
к росписи и способы исправления
брака;
- знать основы лепки

- владеть приемами элементов
кистевой росписи;
- уметь лепить из слоеного теста
предметы с натуры, по памяти,
по замыслу;
- уметь составлять эскиз панно в
натуральную величину

В конце второго года обучения обучающиеся должны:
- дети должны владеть ведущими элементами изобразительной грамоты, уметь
использовать в своих работах знания по цветоведению;
- уметь показать конструкцию предмета и его изображение в пространстве,
обладать навыками рисования с натуры и по памяти;
- иметь представление о жизни и творчестве ряда художников.

Рисунок и
живопись

Тематическая
композиция

Декоративноприкладное
искусство

- знать законы воздушной и
линейной перспективы;
- знать способы передачи
тональных переходов с
помощью штрихов и линий;
- соблюдать
пропорциональность
изображаемых форм;
- иметь представление о русских
художниках;
- знать жанры сюжетных картин;
- понимать творческий замысел
художника;
- формируется собственное
мнение при анализе
произведений искусства
- знать приемы стилизации
растительных и животных форм;
- различать виды народных
промыслов;
- знать технологическую
последовательность кистевой
росписи;
-знать культуру рабочего места,
правила безопасности труда;
- понимать и уважать традиции.

- владеть на практике
технологическими приемами
при выполнении графических и
живописных работ;
- уметь выполнять
конструктивное построение
предметов
- уметь самостоятельно
подбирать материал для
составления эскизов
композиций;
- уметь передавать задуманный
образ в цвете;
- уметь выполнять
карандашный набросок
-уметь самостоятельно делать
несложные поделки, изделия;
-соблюдать технологические
процессы и приемы работы при
работе с полимерной глиной;
- уметь работать с акриловыми
красками;
- уметь выполнять элементы
хохломской росписи

В конце третьего года обучения обучающиеся должны:
20

Рисунок и
живопись

Тематическая
композиция

Декоративно прикладное
искусство

- знать пропорции человеческого
тела;
- создавать образы животных и
птиц;
- уметь организовывать
самостоятельную деятельность
в решении поставленной задачи;
- развить художественно –
образное, эстетическое
мышление, сформировать
целостное восприятие мира.
- знать жанры изобразительного
искусства;
- иметь представления о
творчестве русских и
зарубежных художников;
- уметь организовывать
внутренний контроль своей
деятельности;
- развить художественный вкус
- знать специфику работы с
акриловыми красками;
- знать последовательность
росписи готовых токарных
форм;
- знать основы эскизной
грамоты;
- применять практические
навыки в художественном
творчестве;

- уметь выполнять наброски
человека с натуры и по памяти;
- владеть базовыми знаниями о
пейзаже, натюрморте, портрете;
-уметь самостоятельно работать
с разнообразными красками и
графическими материалами;

- уметь организовывать рабочее
место
в
соответствии
с
практической
работой
и
поддерживать порядок
уметь
создавать
художественный образ;
- уметь самостоятельно
выполнять эскиз
- соблюдать требования,
предъявляемые к окончательной
отделке изделий;
- применять на практике
последовательность выполнения
- самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Первый год обучения
№
п/п

Примерн
ая дата
(неделя)

Форма
занятия

1

Сентябрь

2

Сентябрь

Лекция,
беседа
Практическое
занятие

3

Сентябрь

Практическое
занятие

Количество
часов
Теор. Практ.
1
0,25

0,75

0,25

0,75

Тема

«Урок
доброты»
вводное занятие. ТБ
Графические
и
живописные
материалы.
Выразительные
возможности
карандаша, мелков,
пастели,
угля,
акварели, гуаши.

Форма контроля

обсуждение
обсуждение
Наблюдение,
самоанализ
результата

21

4

Сентябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

5

Сентябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

6

Октябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

7

Октябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

8

Октябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

9

Октябрь

0,25

0,75

10

Октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

11

Ноябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

12

Ноябрь

0,25

0,75

13

Ноябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

14

Ноябрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

15

Декабрь

0,25

0,75

16

Декабрь

0,25

0,75

17

Декабрь

0,25

0,75

18

Декабрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Исследовател
ьское задание

0,25

0,75

19

Декабрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

20

Январь

Практическое
занятие

0,25

0,75

Наблюдение,
Изображение
обсуждение
плоских предметов,
линейный рисунок.
Упражнение
на
штриховку.
Приемы и техника наблюдение
работы
с
графическими
материалами.
Зарисовки растений, наблюдение
птиц, деревьев.
Передача фактуры наблюдение
графическими
материалами.
Светотеневой
Наблюдение,
рисунок птицы.
самоанализ
результата
Образы
птиц
в Наблюдение,
сказках
обсуждение
Учебные экскурсии наблюдение
на природу.
Изображение
фигуры
человека,
животных.
Рисование простых
форм
Пропорциональность
форм
От
наброска
реалистичному
рисунку.
Основы
цветоведения.
Колористика.

наблюдение
наблюдение

Наблюдение,
самоанализ
результата
к Наблюдение,
обсуждение
наблюдение
наблюдение

Упражнения
в наблюдение
заливках
Исследовательское
Наблюдение,
задание
самоанализ
результата
Влияние
Наблюдение,
световоздушной
обсуждение
среды
на
цвет
изображаемых
объектов.
Живопись отдельных наблюдение
предметов.
22

21

Январь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

Натюрморт.

наблюдение

22

Январь

0,25

0,75

наблюдение

Февраль

Экскурсия

0,25

0,75

24

Февраль

Занятие-игра

0,25

0,75

25

Февраль

Практическое
занятие

0,25

0,75

26

Февраль

Занятие - игра

0,25

0,75

27

Март

Практическое
занятие

0,25

0,75

28

Март

0,25

0,75

29

Март

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

30

Март

Практическое
занятие

0,25

0,75

31
32

Апрель

Практическое
занятие

0,25

0,75

33

Апрель

Практическое
занятие

0,25

0,75

34

Апрель

Практическое
занятие

0,25

0,75

Пейзаж
в
графическом
решении.
Изображение
природы в разных
состояниях.
Виды
изобразительного
искусства и жанры
живописи.
Тематические
композиции
на
заданную тему.
Иллюстрирование
сказок и былин.
Возможности
создания добрых и
злых образов
Исследовательское
задание
Знакомство
с
народными
промыслами
Знакомство
с
народными
промыслами:
Городецкая роспись
Знакомство
с
народными
промыслами:
Хохломская роспись
Выполнение
элементов росписи и
узоров.
Применение росписи
в быту открытка.

23

35

Апрель

Практическое
занятие

0,25

0,75

наблюдение

36

Май

Практическое
занятие

0,25

0,75

37

Май

Занятие - игра

1

Применение росписи
в быту: разделочная
доска.
Применение росписи
в быту: токарное
изделие.
«Радуга в кармане»
итоговое
занятие
Подведение итогов
года.
Выставка
лучших творческих

Наблюдение,
обсуждение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
самоанализ
результата
Наблюдение,
обсуждение
Наблюдение
Наблюдение

наблюдение

Наблюдение,
самоанализ
результата
Наблюдение,
обсуждение

наблюдение
Наблюдение,
обсуждение

23

работ
год.
Итого: 37

10,7

за

учебный

26,3

Второй год обучения
1

Сентябрь

Практическое
занятие

2

Сентябрь

0,25

0,75

3

Сентябрь

0,25

0,75

4

Сентябрь

0,25

0,75

5

Октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

6

Октябрь

0,25

0,75

7

Октябрь

0,25

0,75

8

Октябрь

0,25

0,75

9

Октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

10

Ноябрь

0,25

0,75

11

Ноябрь

0,25

0,75

12

Ноябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

13

Ноябрь

0,25

0,75

14

Декабрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

1

Инструктаж по ТБ,
Основные сведения о
перспективе и ее
применение
в
рисунке.
Пейзаж
родной
земли.
Рисунок
птиц
и
зверей.
Передача фактуры
предмета.
Натюрморт в разных
техниках исполнения
(гризайль, теплый,
6холодный,
контрастный).
Интерьер. Моя
комната.
Объект и
пространство
Пейзаж с элементами
архитектуры
«Тематическая
композиция»
Законы и принципы
построения
композиции.
Творчество
художников.

наблюдение

Сюжет и содержание
в картине.
Жизнь
в
моем
городе.
Композиции,
посвященные
памятным датам и
знаменательным
событиям.
Выполнение
конкурсных работ.
«Декоративно
–
прикладное
искусство»

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
наблюдение

24

Композиционный
орнамент.
Стилизация
растительных
и
животных форм.
15

Декабрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

Орнамент
(симметрия, ритм,
повтор). Элементы
кистевой росписи.
Изготовление
сувениров
к
знаменательным
событиям. (Лепка из
соленого
теста,
полимерной глины)
«Волшебные краски»
итоговое занятие.

наблюдение

16

Декабрь

Практическое
занятие

0,25

0,75

17

Декабрь

Исследовател
ьское задание

0,25

0,75

18

Декабрь

0,25

19

Январь

20

Январь

21

Январь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,75

Умные каникулы.

наблюдение

0,25

0,75

0,25

0,75

0,25

0,75

«Мир вокруг нас» наблюдение
вводное занятие. ТБ
«Рисунок и
наблюдение
живопись»
Значение освещения наблюдение
для
выявления
объемной
формы
предмета,
расположенного
в
пространстве.

22

Февраль

Экскурсия

0,25

0,75

23

Февраль

Занятие-игра

0,25

0,75

24

Февраль

Практическое
занятие

0,25

0,75

25

Февраль

Занятие - игра

0,25

0,75

26

Март

Практическое
занятие

0,25

0,75

27

Март

0,25

0,75

28

Март

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

наблюдение

наблюдение,
результата

Фрагменты частей наблюдение
лица.
Портретные
наброски.
Портрет в интерьере. наблюдение
Зарисовки фигуры
человека
в
различных позах.
Рисование фигуры
человека в цвете.
Натюрморт
тематический на
фоне драпировки со
складками.
Натюрморт
в
интерьере.
Декоративный
натюрморт.

наблюдение
наблюдение
наблюдение

беседа
наблюдение

25

анал

29

Март

Практическое
занятие

0,25

0,75

Городской
пейзаж наблюдение
(осень, зима, весна) в
цвете и графике.

30

Апрель

Практическое
занятие

0,25

0,75

Тематическая
наблюдение
композиция
Знакомство
с
приемами,
используемыми
художниками
на
примере отдельных
произведений.

31

Апрель

0,25

0,75

32

Апрель

0,25

0,75

33

Апрель

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,25

0,75

34

Май

Практическое
занятие

0,25

0,75

Путешествия
по
разным странам.
Путешествие в
прошлое.
Календарные
народные праздники
древней Руси «День
Ивана
Купалы»,
«Праздник урожая».
Декоративно
–
прикладное
искусство»
Роспись в одном из
стилей
народных
промыслов плоской
формы
(блюдо,
доска)

35

Май

Практическое
занятие

0,25

0,75

Май

Практическое
занятие

1

Май

Подведение
итогов.
Просмотр.
Итого: 37

1

36

37

10,7

наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
анализ результата

Наблюдение,
результата

анал

Роспись
объемной Наблюдение,
формы (матрешка, результата
яйцо)
Фактурный коллаж, с Наблюдение
использованием
различных
материалов
и
декоративных
элементов

анал

Анализ проделанной Анализ результата
работы. Планы на
третий год обучения.
26,3

Третий год обучения
1.

Сентябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

Инструктаж по ТБ.
наблюдение
«Урок
доброты».
Вводное занятие.
Пленер.
26

2.

Сентябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

Значение освещения
для
выявления
объемной
формы
предмета,
расположенного
в
пространстве.
Свет
и
цвет,
акцентирование
объемной
формы
предмета.
Светотеневой
рисунок с
использованием
техники: акварель –
пастель – уголь
Фрагменты частей
лица.
Портретные
наброски
Строение головы.
Эмоции.
Портретные
наброски с натуры и
по фотографии.
Портрет в интерьере.

наблюдение

3.

Сентябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

4.

Сентябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

5.

Октябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

6.

Октябрь

0,5

1,5

7.

Октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,5

1,5

8.

Октябрь

0,5

1,5

9.

Октябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,5

1,5

10.

Ноябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

11.

Ноябрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

Зарисовки фигуры наблюдение
человека
в
различных позах.

12.

Ноябрь

0,5

1,5

13.

Ноябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,5

1,5

14.

Декабрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

Пропорции
тела. обсуждение
Типы телосложений
Изображение
наблюдение
различными
художественными
материалами людей
разных возрастов.
Рисование фигуры наблюдение
человека в цвете.

наблюдение

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

Разные углы зрения. наблюдение
Повороты и ракурс
головы
Изображение
наблюдение
портрета в техниках
акварель,
гуашь.
Работа
над
созданием
автопортрета
или
портрета
близкого
человека в своей
комнате.

27

15.

Декабрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

Натюрморт
наблюдение
тематический
на
фоне драпировки со
складками.

16.

Декабрь

Практическое
занятие

0,5

1,5

17.

Декабрь

0,5

1,5

18.

Декабрь

0,5

1,5

19.

Январь

Исследовател
ьское задание
Практическое
занятие
Практическое
занятие

0,5

1,5

20.

Январь

Практическое
занятие

0,5

1,5

21.

Январь

Практическое
занятие

0,5

1,5

22.

Февраль

Экскурсия

0,5

1,5

23.

Февраль

Занятие-игра

0,5

1,5

24.

Февраль

Практическое
занятие

0,5

1,5

25.

Февраль

Занятие - игра

0,5

1,5

26.

Март

Практическое
занятие

0,5

1,5

Метод
линейноконструктивного
построения
изображения
Натюрморт в
интерьере.
Декоративный
натюрморт.
Городской
пейзаж
(осень, зима, весна) в
цвете и графике.
Знакомство с
приемами,
используемыми
художниками на
примере отдельных
произведений.
Выполнение
исследовательского
задания:
«Разнообразие форм
и украшений
народного костюма».
Путешествия
по
разным странам.
Праздники народов
Африки (отличие от
русских
праздников).
Роспись на шелке
как традиционное
китайское искусство.
Проектирование
костюма
для
африканцев;
выполнение
ритуальной росписи
лица
цветными
мелками (боди-арт).
Выполнение работы
в технике батика по
мотивам китайского
искусства
Путешествие
в
прошлое.

наблюдение

наблюдение,
результата
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение

наблюдение
наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

28

анал

27.

Март

Практическое
занятие

0,5

1,5

28.

Март

Практическое
занятие

0,5

1,5

29.

Март

Практическое
занятие

0,5

1,5

30. Апрель

Практическое
занятие

0,5

1,5

31.

Апрель

Практическое
занятие

0,5

1,5

32.

Апрель

Практическое
занятие

0,5

1,5

33.

Апрель

Практическое
занятие

0,5

1,5

34.

Май

Практическое
занятие

0,5

1,5

Наша планета до беседа
катаклизма
(динозавры и их
жизнь).
Просмотр
видеофрагментов о
жизни динозавров.
Создание
наблюдение
собственного
проекта
(по
группам): сценарий
комикса на тему
«Что было бы, если
бы динозавры были
разумными».
Соревновательно игровой
показ
проектов.
Календарные
народные праздники
древней Руси «День
Ивана
Купалы»,
«Праздник урожая».
Стилистическое
единство костюмов
людей и облика
архитектуры.
«Декоративно
–
прикладное
искусство»
Роспись в одном из
стилей
народных
промыслов плоской
формы
Разнообразие
растительных
мотивов на
жостовских
подносах.
Декоративные
цветы, их
характеристика и
особенности.
Роспись
объемной
формы (матрешка,
яйцо)
Фактурный коллаж, с
использованием
различных
материалов
и
декоративных
элементов

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
результата

29

анал

Май

Практическое
занятие

0,5

1,5

36. Май

Практическое
занятие

0,5

1,5

Занятие
– 0,5
игра,
Заключительн
ое занятие

1,5

Итого: 74

55,5

35.

37.

Май

18,5

«Я живу на планете - Наблюдение,
Земля»
итоговое результата
занятие.
Проведение
наблюдение
познавательных
экскурсий. Пленэры.
Итоговая выставка наблюдение
творческих работ.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет № 302
Интерактивный программно-аппаратный комплекс
Тумба для таблиц под доску
Компьютер учителя и его комплектующие
Кресло для учителя
Система хранения наглядно методических пособий.
Сетевой фильтр
Мольберт двухсторонний
Палитры 15 штук.
Комплект гипсовых моделей геометрических тел
Комплект муляжей фруктов и овощей
Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Парта ученическая 15 штук.
Стул ученический - поворотный (высота регулируемая) 30 штук.

2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме открытого занятия для
родителей, участия в выставках и конкурсах различного уровня. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных
мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе
проведенных занятий, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов.
Первый год обучения: Просмотр итоговых работ в соответствии с
пройденными темами в количестве 10 штук.
30

анал

Второй год обучения: Просмотр итоговых работ в соответствии с
пройденными темами в количестве 13 штук.
Третий

год

обучения:

Открытая

выставка

творческих

работ.

Демонстрация портфолио за 3 года обучения.
2.4.

Методическое обеспечение

На занятиях в зависимости от содержания используются следующие
методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- практический;
- наглядный (показ иллюстраций, видео - фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); творческий (создание своего образа);
- эвристический (участие в конкурсах).
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено: предоставление обучающемуся свободы в
выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система
постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В
каждом

задании

предусматривается

исполнительский

и

творческий

компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы
занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для
общества.

2.5.

Список литературы

1. Гусакова М.А. «Аппликация». М.: Просвещение, 2009г.
2. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства». М.: Просвещение,
2008г.
3. Коргузалова Р.И. «Рисование». М.: Просвещение, 2008г
31

4. Розенварессер В.Б. «Беседы об искусстве». М.: Просвещение, 2009г.
5. Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов».
Обнинск: Титул, 2006г.
6. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. М.: Аванта+, 2008г

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».