Положение о проектной деятельности обучающихся

- формирование умений и навыков сбора и обработки информации, материалов;
- развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач;
- приобретение коммуникативных умений и опыта совместной (в том числе в парах, группах)
деятельности;
- пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, философии, искусства;
- развитие умений составлять отчет о работе над проектом и публично представлять его.
3. Содержание и виды проектов
3.1.
Учебные проекты могут быть:
- по статусу - основные, дополнительные и итоговые;
- по ведущему методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, социальный,
инженерно-конструкторский, прикладной, инновационный;
- по предметно-содержательной области: предметные (в рамках одной области знания, одного
школьного предмета) и межпредметные (интегрируют различные области знания об
окружающем мире, изучаемые на разных предметах);
- по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
по возрасту участников - одновозрастные и разновозрастные.
3.2.
Основной проект:
- является ведущим проектом в течение учебного года;
- обязателен для выполнения во 2-8 и 10 классах;
- может быть предметным и межпредметным; индивидуальным, парным или групповым;
- выполняется в соответствии с требованиями, определёнными в разделе 4 настоящего
Положения;
- представляется (защищается) в течение учебного года во время уроков или конференции (сроки
представления /защиты/ определяет руководитель проекта).
3.3.
Дополнительный проект:
- предусматривается рабочей программой по предмету в рамках времени, отведённого на
изучение учебного предмета (дисциплины) и соответствующего санитарным нормам;
- может выполняться в 2 - 11 классах;
- может быть индивидуальным, парным, групповым;
- выполняется в соответствии с требованиями, определяемыми руководителем проекта;
- представляется (защищается) в течение учебного года во время уроков (сроки представления
/защиты/ определяет руководитель проекта).
3.4.
Дополнительные проекты, не предусмотренные рабочими программами учебных
предметов (дисциплин, модулей), выполняются только по желанию учащихся.
3.5.
Итоговый проект:
- является итогом проектной деятельности на уровнях основного общего и среднего общего
образования (в 9 и 11 классах);
- обязателен для выполнения;
- может быть исследовательским, конструкторским, социальным;
- может быть только индивидуальным;
- выполняется в соответствии с требованиями, определёнными в разделе 4 настоящего
Положения;
- представляется (защищается) в присутствии комиссии во втором полугодии учебного года
(сроки представления /защиты/ определяет администрация школы).

3.6.
Исследовательские проекты имеют своей целью теоретическое и (или) практическое
исследование в области науки, техники, философии, культурологии, искусства. В
исследовательском проекте в обязательном порядке формулируются проблема, ставится цель
(цели), задачи, гипотеза исследования (предполагается достижение результата, который был
неочевиден до выполнения проекта). Обязательной составляющей исследовательского проекта
является теоретическое исследование. Исследовательский проект должен содержать
практическую часть, включающую проведение эксперимента, наблюдение, социологический
опрос и другую практическую деятельность.
3.7.
Творческие проекты предполагают создание творческих продуктов (литературных
произведений, видеофильмов, музыкальных произведений, живописи и других) без проведения
исследований. Одним из видов творческих проектов являются конструкторские проекты,
предусматривающие создание, на основе анализа информации, моделей (макетов) объектов и
(или) явлений окружающего мира.
3.8.
Социальный проект направлен на решение социальной проблемы определенной
целевой группы. Результатом социального проекта является разработанный комплекс действий
и мероприятий, направленных на достижение цели (решение актуальной социальной проблемы).
3.9. Инженерно-конструкторский проект предполагает конструирование и создание нового
инженерного продукта или технологии. Результатом инженерно-конструкторского проекта
является новый продукт или опытный образец (вещи/программы/изделия, которые используются
людьми и т.д.).

4.

Организация проектной деятельности в 2-4 классах

Участие в проектно-исследовательской деятельности для всех обучающихся 2-4 классов
обязательное. За учебный год каждый учащийся должен выполнить не менее одного основного
проекта.
4.2.
Выполнение основного проекта не исключает выполнение в обязательном порядке
дополнительных проектов, предусмотренных рабочими программами учебных курсов
(дисциплин) в рамках нормативов времени (в течение уроков и за их пределами),
соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
4.3.
Для осуществления проектной деятельности учащиеся выбирают тему и руководителя
проекта. Руководителем проекта может быть, как педагог школы, так и сотрудник иной
организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
4.4.
Квота руководителей проектов определяется администрацией школы в зависимости от
нагрузки педагогического работника.
4.5.
Список возможных тем проектов ежегодно утверждается методическими
объединениями школы и публикуется на сайте школы в разделе “Проектная деятельность”.
4.6.
Темы основных проектов для конкретных учащихся документально фиксируются
классными руководителями и руководителями проектов по форме, определённой в приложении
2. Темы дополнительных проектов фиксируются педагогическими работниками руководителями проектов.
4.7. Определение тем и видов проектов, выбор их руководителей производится в начале
каждого учебного года (не позднее октября). Проект по одной теме (тематике), по согласованию
с педагогом-руководителем и в соответствии с планом работы, может выполняться в течение
нескольких лет.
4.8.
Содержание и тематика проектной деятельности определяется учащимися совместно с
руководителями проектов. При этом учитываются индивидуальные интересы учащихся.

4.1.

Для учащихся начальной школы с учётом приоритетных направлений развития школы
может быть рекомендована определённая тематика проектов. По решению научнометодического совета школы в определённых параллелях или классах может быть организована
подготовка основных или дополнительных проектов определённой специфики и (или)
направленности - парных, групповых, тематических и т.д. Это может быть связано с проведением
экскурсий, поездок культурно-исторической направленности, выездов на природу, организацией
тематических лагерей и т.д.
4.10. Работа над основным или дополнительным проектом осуществляется индивидуально, в
паре или в группе 3-4 человека.
4.11. Для выполнения основных проектов классные руководители курируют распределение
учащихся по темам проектной деятельности и научным руководителям.
4.12. Руководители проектов консультируют учащихся по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов проектной деятельности, а также
проводят промежуточную аттестацию проектной деятельности не позднее 1 мая. Итоги
промежуточной аттестации (зачтено/не зачтено) вносятся в регистрационные листы
руководителя проектов и классного руководителя и доводятся до сведения родителей учащихся.
4.13. Формами представления результатов проектной деятельности могут являться:
- исследовательские работы на бумажных и электронных носителях;
- презентации;
- приборы, макеты, изделия;
- фильмы, видеоролики;
- Интернет-продукты (сайты, блоги и другие);
- фотовыставки, экскурсии;
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств);
- печатные работы (журналы, буклеты, газеты и другие);
- другие продукты.
4.14. Лучшие проекты выдвигаются их руководителями для презентации на школьной
научно-практической конференции и других школьных и внешкольных мероприятиях и
конкурсах.
4.15. Презентация (защита) основных проектов является формой промежуточной аттестации
учащихся по одному из предметов учебного плана. Оценка, полученная учащимся за выполнение
основного проекта выставляется в дневник учащегося рядом с годовой оценкой по предмету.
Итоговая оценка по предмету выставляется с учётом оценки, полученной учащимся за защиту
проекта. Презентация (защита) дополнительных проектов осуществляется в рамках текущего
контроля успеваемости учащихся.
4.16. График презентации (защиты) основных проектов определяется организатором в рамках
установленной предметной недели. Презентация (защита) дополнительных проектов может
осуществляться как в течение учебного года, так и на специально отведённых для этой цели (в
соответствии с рабочей программой и поурочным планированием) занятиях.
4.17. Презентация (защита) основных и дополнительных проектов может происходить в
присутствии специальной комиссии, включающей в себя руководителя проектов, учителей,
педагогов
дополнительного
образования,
представителей
администрации
школы,
представителей вузов города Екатеринбурга.
4.18. График работы учащихся над проектами (приложение 7) формируется ответственным за
проектную деятельность и выдаётся классными руководителями каждому учащемуся 2-4

4.9.

классов. Руководитель проекта делает в графике отметки о выполнении каждого этапа проектной
деятельности.
4.19. По решению специальной комиссии, создаваемой директором школы, лучшие проекты
учащихся могут быть отмечены дипломами (1, 2, 3 степени), номинациями и ценными
подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы,
олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
Возможно создание экспертной группы учащихся школы, решение которой о поощрении
участников проектной работы должно приниматься специальной комиссией во внимание.
4.20. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении учащегося в
профильные классы.
4.21. В школе организуется фонд проектов, которым могут пользоваться как педагогические
работники, так и учащиеся школы.

5.

Организация проектной деятельности в 5-8 и 10 классах

В проектно-исследовательской деятельности в обязательном порядке принимают
участие все учащиеся 5-8 и 10 классов. За учебный год учащийся должен выполнить не менее
одного основного проекта. Лучшие исследовательские проекты обучающихся 8, 10 классов
могут быть зачтены как допуск к ГИА.
5.2. Выполнение основного индивидуального проекта не исключает выполнение в
обязательном порядке дополнительных проектов, предусмотренных рабочими программами
учебных курсов (дисциплин) в рамках нормативов времени (в течение уроков и за их пределами),
соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
5.3. Для осуществления проектной деятельности учащиеся выбирают тему и руководителя
проекта. При этом учитываются график рабочего времени и нагрузка педагогических
работников. Руководителем проекта может быть, как педагог школы, так и сотрудник иной
организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
5.4.
Список возможных тем проектов ежегодно утверждается методическими
объединениями школы и публикуется на сайте школы в разделе “Проектная деятельность”.
5.5. Темы основных проектов для конкретных учащихся документально фиксируются
классными руководителями и руководителями проектов по форме, определённой в приложении
2. Темы итоговых проектов утверждаются директором школы не позднее 1 февраля. Темы
дополнительных проектов фиксируются педагогическими работниками - руководителями
проектов.
5.6. Содержание и тематика проектной деятельности определяется учащимися совместно с
руководителями проектов. При этом учитываются индивидуальные интересы учащихся.
5.7. По решению научно-методического совета школы в определённых параллелях или
классах может быть организована подготовка основных или дополнительных проектов
определённой специфики и (или) направленности - парных, групповых, тематических и т.д. Это
может быть связано с проведением экскурсий, поездок культурно-исторической направленности,
выездов на природу, организацией тематических лагерей и т.д.
5.8. Определение тем и видов проектов, выбор их руководителей производится в начале
каждого учебного года (не позднее декабря).
5.9. Работа над основным или дополнительным проектом осуществляется индивидуально.
5.10. Квота руководителей проектов определяется администрацией школы в зависимости от
нагрузки педагогического работника.

5.1.

5.11. Для выполнения основных и итоговых проектов классные руководители курируют
распределение учащихся по темам проектной деятельности и научным руководителям.
5.12. Руководители проектов консультируют учащихся по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов проектной деятельности, а также
проводят промежуточную аттестацию проектной деятельности не позднее 1 мая. Итоги
промежуточной аттестации (зачтено/не зачтено) вносятся в регистрационные листы
руководителя проектов и классного руководителя и доводятся до сведения родителей учащихся.
5.13. Формами отчётности по проектной деятельности могут являться:
- исследовательские работы на бумажных и электронных носителях;
- презентации;
- приборы, макеты, изделия;
- фильмы, видеоролики;
- Интернет-продукты (сайты, блоги и другие);
- фотовыставки, экскурсии;
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств);
- печатные работы (журналы, буклеты, газеты и другие);
- другие продукты.
5.14. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
5.15. Лучшие проекты выдвигаются их руководителями для презентации на школьной
научно-практической конференции и других школьных и внешкольных мероприятиях и
конкурсах.
5.16. Презентация (защита) основных проектов является формой промежуточной аттестации
учащихся по одному из предметов учебного плана. Оценка, полученная учащимся за выполнение
основного (итогового) проекта выставляется в дневник учащегося рядом с годовой оценкой по
предмету. Итоговая оценка по предмету выставляется с учётом оценки, полученной учащимся за
защиту проекта. Презентация (защита) дополнительных проектов осуществляется в рамках
текущего контроля успеваемости учащихся.
5.17. График презентации (защиты) основных и дополнительных проектов определяется
каждым педагогическим работником по собственному усмотрению в рамках установленной
предметной недели. Презентация (защита) проектов может осуществляться как в течение
учебного года, так и на специально отведённых для этой цели (в соответствии с рабочей
программой и поурочным планированием) занятиях.
5.18. Презентация (защита) основных и дополнительных проектов может происходить в
присутствии специальной комиссии, включающей в себя руководителя проектов, учителей,
педагогов дополнительного образования, представителей администрации школы.
5.19. График работы учащихся над проектами (приложение 7) формируется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе и выдаётся каждому учащемуся 5-8 и 10 классов.
Руководитель проекта делает в графике отметки о выполнении каждого этапа проектной
деятельности.
5.20. По решению специальной комиссии, создаваемой директором школы, лучшие проекты
учащихся могут быть отмечены дипломами (1, 2, 3 степени), номинациями и ценными
подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы,
олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

Возможно создание экспертной группы учащихся школы, решение которой о поощрении
участников проектной работы должно приниматься специальной комиссией во внимание.
5.21. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении учащегося в
профильные классы.
5.22. Результаты выполнения основного проекта могут рассматриваться как дополнительное
основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им
направление профильного образования.
5.23. В школе организуется фонд проектов, которым могут пользоваться как педагогические
работники, так и учащиеся школы.

6.

Организация проектной деятельности в 9 и 11 классах

В проектно-исследовательской деятельности в обязательном порядке принимают
участие все учащиеся 9 и 11 классов. За учебный год учащийся должен выполнить не менее
одного итогового проекта.
6.2.
Каждый учащийся представляет итоговый индивидуальный проект.
6.3. Выполнение итогового индивидуального проектов не исключает выполнение в
обязательном порядке дополнительных проектов, предусмотренных рабочими программами
учебных курсов (дисциплин) в рамках нормативов времени (в течение уроков и за их пределами),
соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
6.4. Для осуществления проектной деятельности учащиеся выбирают тему и руководителя
проекта. При этом учитываются график рабочего времени и нагрузка педагогических
работников. Руководителем проекта может быть, как педагог школы, так и сотрудник иной
организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
6.5.
Список возможных тем проектов ежегодно утверждается методическими
объединениями школы и публикуется на сайте школы в разделе “Проектная деятельность”.
6.6. Темы итоговых проектов для конкретных учащихся документально фиксируются
классными руководителями и руководителями проектов по форме, определённой в Приложении
2. Темы итоговых проектов утверждаются директором школы не позднее 1 февраля. Темы
дополнительных проектов фиксируются педагогическими работниками - руководителями
проектов.
6.7. Содержание и тематика проектной деятельности определяется учащимися совместно с
руководителями проектов. При этом учитываются индивидуальные интересы учащихся.
6.8. По решению научно-методического совета школы в определённых параллелях или
классах может быть организована подготовка основных или дополнительных проектов
определённой специфики и (или) направленности - парных, групповых, тематических и т.д. Это
может быть связано с проведением экскурсий, поездок культурно-исторической направленности,
выездов на природу, организацией тематических лагерей и т.д.
6.9. Определение тем и видов проектов, выбор их руководителей производится в начале
каждого учебного года (не позднее октября). Проект по одной теме (тематике), по согласованию
с педагогом-руководителем и в соответствии с планом работы, может выполняться в течение
нескольких лет.
6.10. Квота руководителей проектов определяется администрацией школы в зависимости от
нагрузки педагогического работника.
6.11. Для выполнения итоговых проектов классные руководители курируют распределение
учащихся по темам проектной деятельности и научным руководителям.

6.1.

6.12. Руководители проектов консультируют учащихся по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов проектной деятельности, а также
проводят промежуточную аттестацию проектной деятельности не позднее 1 мая. Итоги
промежуточной аттестации (зачтено/не зачтено) вносятся в регистрационные листы
руководителя проектов и классного руководителя и доводятся до сведения родителей учащихся.
6.13. Формами отчётности по проектной деятельности могут являться:
- исследовательские работы на бумажных и электронных носителях;
- презентации;
- приборы, макеты, изделия;
- фильмы, видеоролики;
- Интернет-продукты (сайты, блоги и другие);
- фотовыставки, экскурсии;
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств);
- печатные работы (журналы, буклеты, газеты и другие);
- другие продукты.
6.14. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению итогового
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:



выносимый на защиту продукт (при наличии) проектной деятельности, представленный
в одной из описанных выше форм;



подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более
одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание
особенностей конструкторских решений, для исследовательских проектов — описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;



краткий отзыв руководителя (по форме, представленной в приложении 3), содержащий
краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также
отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость
полученных результатов.
6.15. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
6.16. Лучшие проекты выдвигаются их руководителями для презентации на школьной
научно-практической конференции и других школьных и внешкольных мероприятиях и
конкурсах.
6.17. Презентация (защита) итоговых проектов является формой промежуточной аттестации
учащихся по одному из предметов учебного плана. Оценка, полученная учащимся за выполнение
основного (итогового) проекта выставляется в дневник учащегося рядом с годовой оценкой по
предмету. Итоговая оценка по предмету выставляется с учётом оценки, полученной учащимся за

защиту проекта.
Презентация (защита) дополнительных проектов осуществляется в рамках текущего контроля
успеваемости учащихся.
6.18. График презентации (защиты) дополнительных проектов определяется каждым
педагогическим работником по собственному усмотрению в рамках установленной предметной
недели. Презентация (защита) проектов может осуществляться как в течение учебного года, так
и на специально отведённых для этой цели (в соответствии с рабочей программой и поурочным
планированием) занятиях.
Презентация (защита) дополнительных проектов может происходить в присутствии специальной
комиссии, включающей в себя руководителя проектов, учителей, педагогов дополнительного
образования, представителей администрации школы.
6.19. Презентация (защита) итоговых проектов происходит в присутствии специальной
комиссии, назначаемой директором школы.
6.20. График работы учащихся над проектами (приложение 7) формируется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе и выдаётся каждому учащемуся 9 и 11 классов.
Руководитель проекта делает в графике отметки о выполнении каждого этапа проектной
деятельности.
6.21. По решению специальной комиссии, создаваемой директором школы, лучшие проекты
учащихся могут быть отмечены дипломами (1, 2, 3 степени), номинациями и ценными
подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы,
олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
Возможно создание экспертной группы учащихся школы, решение которой о поощрении
участников проектной работы должно приниматься специальной комиссией во внимание.
6.22. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении учащегося в
профильные классы.
6.23. Результаты выполнения итогового проекта могут рассматриваться как дополнительное
основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им
направление профильного образования.
6.24. В школе организуется фонд проектов, которым могут пользоваться как педагогические
работники, так и учащиеся школы.

7.

Структура проектов

7.1.
Объём печатного варианта исследовательских проектов (основных и итоговых):
- в 2-3 классах допускается представление результатов проектной деятельности без текстового
сопровождения;
- в 4 классах не менее 5 страниц;
- в 5 - 7 классах не менее 15 страниц;
- в 8 - 9 классах не менее 20 страниц;
- в 10 - 11 классах не менее 25 страниц.
7.2.
Структура и объём дополнительных проектов определяется педагогическими
работниками - руководителями проектов.
7.3.
Структура основного и итогового проекта:
 титульный лист с названием образовательного учреждения (вверху страницы), темой проекта,
указанием ФИО и класса автора работы, ФИО и должности руководителя работы, местом и годом

исполнения (внизу страницы);
 содержание (с указанием разделов работы и страниц, на которых они размещаются);
 введение с описанием актуальности работы, целью (целями), задачами, указанием гипотезы
исследования (для исследовательских проектов) и (по решению руководителя проекта) методов,
объекта и предмета исследования, его теоретической и практической значимости. Введение
должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование
необходимости проведения работы;
 теоретическая часть, построенная на основании анализа источников информации (не менее 5
источников). Допускается использование интернет-ресурсов с их обязательным указанием в
разделе «Список использованных источников информации». В теоретической части обязательно
использование ссылок на источники информации, соблюдение культуры цитирования.
Теоретическая часть должна иметь название и разделы (возможны подразделы);
 практическая часть (выполняется по решению руководителя проекта) с изложением:
o для исследовательского проекта - собственных наблюдений и (или) экспериментов,
социологических опросов, их обсуждения и анализа;
o для социального, конструкторского, творческого проектов - основных этапов социальной
(конструкторской, творческой) деятельности учащегося, анализа их эффективности.
 Практическая часть должна иметь название и может иметь разделы (подразделы);
o
заключение с изложением собственных результатов (выводов) проектной деятельности;
o
список использованных источников информации, который может включать разделы «Печатные источники» и «Интернет-ресурсы». Печатные источники представляются в
алфавитном порядке с указанием выходных данных (авторов, названия книги /статьи/,
издательства, года издания, страниц). При указании Интернет-ресурсов обозначается адрес
сайта, название материалов или сайта, с которого использовалась информация.
 По решению руководителя проекта в тексте допускается наличие иллюстраций, рисунков,
фотографий, схем, таблиц, диаграмм, графиков.
 По решению руководителя проекта исследовательский проект может содержать приложение, в
котором могут быть размещены материалы иллюстративного характера, измерительные
материалы (тесты, анкеты) и другая информация.
7.4.
Требования к оформлению текста:
 поля: левое - 2 см, правое - 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см.),
 шрифт Times New Roman,
 кегль 14,
 междустрочный интервал - 1,5,
 выравнивание текста по ширине, абзацный отступ - 1 или 1,25 см.,
 нумерация страниц внизу страницы по центру,
 заголовки и подзаголовки выделяются полужирным шрифтом.
7.5.
Требования к оформлению электронной презентаций:
 первый слайд - титульный-с указанием темы, автора работы, класса и образовательного
учреждения, руководителя проекта;
 второй слайд - актуальность проекта;
 третий слайд - цель проекта;
 четвёртый слайд - задачи проекта;
 заключительный слайд - выводы (результаты проектной деятельности; допускается наличие
последнего слайда «Спасибо за внимание!»);
 допускается наличие на слайдах фотографий, иллюстраций, графиков, диаграмм, рисунков и
др.;

 на одном слайде должно быть не более двух предложений; слайды не должны быть
перегружены текстом;
 недопустимо использовать в презентации слова и выражения, смысл которых не понятен автору
работы.
7.6.
Регламент выступления учащегося, представляющего (защищающего) проект, в
большинстве случаев не должен превышать 10 минут.

8.

Критерии оценки проектов

Критерии оценки проектов разрабатываются с учётом возрастных особенностей
личности учащегося на ступени образования.
8.2.
Проекты на ступенях основного общего и среднего общего образования (5-11 классов)
оцениваются по следующим критериям:
1)
Сформированность навыка к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. и. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2)
Сформированностъ предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3)
Сформированностъ регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий
в трудных ситуациях.
4)
Сформированностъ коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
8.3.
Содержательное описание каждого из критериев представлено в приложении 1.
8.4.
Оценочные листы оценки проектов на разных ступенях образования представлены в
приложениях 4-6.
8.5.
В процессе планирования проектной деятельности руководители проектов знакомят
учащихся с критериями и оценочными листами проектов.
8.6.
Оценка проектов предусматривает установление их качества на базовом или
повышенном уровне.
8.7.
Оценка проектов ведётся по определённым критериям в баллах и различается для
ступеней начального общего и основного общего, среднего общего образования.
8.8.
При оценке проектов по критериям, предусматривающим максимальное количество
баллов, равное 2, оценка ведётся по следующему принципу:
0 - критерий не выражен;
1 - критерий выражен на уровне отдельных элементов;
2 - критерий выражен в полной мере.
8.9.
Во 2 - 4 классах качество проектов оценивается следующим образом:
базовый уровень
0 - 16 - удовлетворительно (3)

8.1.

20 - 23 - хорошо (4)
24 - 25 - отлично (5)
повышенный уровень
26 - 40 - отлично (5)
8.10. В 5 - 11 классах качество проектов оценивается следующим образом:
базовый уровень
1 - 14 - неудовлетворительно (2)
15 - 25 - удовлетворительно (3)
26 - 33 - хорошо (4)
34 - 35 - отлично (5)
повышенный уровень
36 - 50 - отлично (5)
Приложение 1
Содержательное описание критериев оценки проекта
Критерий
Самостоятельн
ое
приобретение
знаний и
решение
проблем

Владение
предметом
проектной
деятельности
Регулятивные
действия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути
ставить проблему и находить пути
её решения; продемонстрировано
её решения; продемонстрирована
свободное владение логическими
способность приобретать новые
операциями, навыками
знания и/или осваивать новые
критического мышления, умение
способы действий, достигать более
самостоятельно мыслить;
глубокого понимания изученного
продемонстрирована способность
на этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы
Продемонстрировано понимание
Продемонстрировано свободное
содержания выполненной работы. В владение предметом проектной
работе и в ответах на вопросы по
деятельности. Ошибки отсутствуют
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована и
определения темы и планирования
последовательно реализована,
работы.
своевременно пройдены все
Работа доведена до конца и
необходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии;
представления.
некоторые этапы выполнялись под
Контроль и коррекция
контролем и при поддержке
осуществлялись самостоятельно.
руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля
обучающегося

Коммуникаци
я

Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично,
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно отвечает
на вопросы

Приложение 2
Регистрационный лист основных (итоговых) проектов в классе
в учебном году
№
п/
п

ФИО
учащ
егося

Тема
проекта

ФИО
руководите
ля проекта

Результаты
промежуточ
ной
аттестации

Колво
балл
ов

Оценк
а

1
2
3
Регистрационный лист руководителя основных (итоговых) проектов
ФИО педагога
Предмет
Классы
Учебный год
№
ФИО
Класс
Тема
Результаты
КолОценк
п/
учащ
проекта
промежуточ
во
а
п
егося
ной
балл
аттестации
ов
1
2
3

Приложение 3
Отзыв на итоговый проект
ФИО учащегося
ФИО и должность руководителя
Тема проекта
№
Критерий оценки
п/п

Выраженность критерия
(0 - не выражен; 1 выражен на уровне
отдельных элементов; 2 выражен в полной мере)

Инициативность и самостоятельность в
подготовке проекта
Ответственность
Исполнительская дисциплина
Новизна подхода и/или полученных решений
Актуальность тематики (проектной
деятельности)
Практическая значимость полученных
результатов
Особое мнение, рекомендации

Дата

Подпись руководителя
Приложение 4

Оценочный лист проекта в начальной школе (2-3 классы)
ФИО
Класс
Тема проекта

№

1

2

3

4

Критерий

Самостояте
льность
работы над
проектом
Качество
практическо
й части
проекта

Глубина
тематики
проекта
Результатив
ность
работы

Содержание критерия
Основные критерии
Представленные в работе материалы
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проектной
деятельности
Практическая часть соответствует
теоретической, раскрывает и
дополняет её; представлены основные
этапы исследовательской (социальной,
конструкторской, творческой)
деятельности учащегося
В работе использована информация,
выходящая за рамки школьной
программы

Максима
льное
кол- во
баллов
2

2

2

2
Адекватность результата целям и
задачам работы

Фактиче
ское кол
- во
баллов

Новизна
(оригинальн
ость)
тематики и
полученных
результатов
Иллюстрати
вность

5

6

Наличие
собственног
о продукта
(помимо
печатной
работы и
презентаци
и)
Особое
мнение

7

8

Тема проекта и полученные результаты
отличаются
оригинальностью,
новизной

2

Наличие иллюстративного материала
(фотографий, графиков, диаграмм,
таблиц и т.п.)
Видеофильм, видеоролик, макет,
модель, изделие, интернет-продукт и
др.

2

Баллы по дополнительному критерию
(критерий указывается экспертом)
Максимальное количество баллов по основным
критериям

16
17
18
19
20

2

16

Критерии оценки выступления на представлении проекта
Логичность, выстроенность выступления
2
Качество ответов на вопросы
2
Качество демонстрационного материала (презентации)
2
Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
2
Свободное владение материалом работы
2
Максимальное количество баллов за выступление
10
Максимальное количество баллов за проект по всем
36
критериям

Оценочный лист проекта в начальной школе (4 классы)
ФИО
Класс
Тема проекта

№

1

Критерий

Целеполага
ние

Содержание критерия
Основные критерии
Адекватно сформулированы цель
(цели) и задачи работы

Максима
льное
кол- во
баллов
2

Фактиче
ское кол
- во
баллов

Самостояте
льность
работы над
проектом
Качество
теоретическ
ой части
проекта

Представленные в работе материалы
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проектной
деятельности
Наличие обзора источников
информации по теме работы
(допускаются Интернет-источники),
наличие ссылок на источники,
культура цитирования.

2

4

Качество
практическо
й части
проекта

2

5

Культура
оформления
печатного
варианта
проекта
Глубина
тематики
проекта
Результатив
ность
работы
Новизна
(оригинальн
ость)
тематики и
полученных
результатов
Иллюстрати
вность

Практическая часть соответствует
теоретической, раскрывает и
дополняет её; представлены основные
этапы исследовательской (социальной,
конструкторской, творческой)
деятельности учащегося
Печатный вариант проекта оформлен в
соответствии с требованиями,
иллюстративный материал (рисунки,
таблицы, графики, диаграммы)
подписан.
В работе использована информация,
выходящая за рамки школьной
программы

2

3

6

7

8

9

10

11

2

2

2

2
Адекватность результата целям и
задачам работы
Тема проекта и полученные результаты
отличаются
оригинальностью,
новизной

2

Наличие иллюстративного материала
(фотографий, графиков, диаграмм,
таблиц и т.п.)

2

Особое
мнение

Баллы по дополнительному критерию
(критерий указывается экспертом)
Максимальное количество баллов по основным
критериям
Дополнительные критерии
Интегратив
Связь различных источников
ность
информации и областей знаний и ее
систематизация в единой концепции
проектной работы

2

20

2

12

Креативнос
ть

13

Апробация

14

Практическ
ая,
социальная
значимость

15

Наличие
2
собственног
о продукта
(помимо
печатной
работы и
презентаци
и)
Максимальное количество баллов по дополнительным
10
критериям
Критерии оценки выступления на представлении проекта
Логичность, выстроенность выступления
2
Качество ответов на вопросы
2
Качество демонстрационного материала (презентации)
2
Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
2
Свободное владение материалом работы
2
Максимальное количество баллов за выступление
10
Максимальное количество баллов за проект по всем
40
критериям

16
17
18
19
20

Новые оригинальные идеи и пути
решения, с помощью которых автор
внёс нечто новое в контекст
современной действительности и (или)
творческий характер работы

2

Распространение результатов и
продуктов проектной деятельности на
уровне группы людей или социума
Значимость (востребованность,
применимость) результатов
исследования на уровне группы людей
(класса, школы, друзей,
единомышленников) или на уровне
социума
Видеофильм, видеоролик, макет,
модель, изделие, интернет-продукт и
др.

2

2

Приложение 5
Оценочный лист исследовательского проекта в 5 - 11 классах
ФИО
Класс
Тема проекта
№

Критерий

Содержание критерия
Макси
мальн
ое колво
баллов
Основные критерии

1

2

3

4

5

Актуальность
темы
исследования
Исследовател
ьский
характер
работы
Самостоятель
ность работы
над проектом

Структуриро
ванность
печатного
варианта
проекта
Качество
теоретическо
й части
исследования

2
Представленная работа привлекает
интерес своей актуальностью
2
В работе имеется результат, который
был неочевиден до ее выполнения
Представленные в работе материалы
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проведении
исследования и подготовке проектной
работы
В работе имеются разделы в
соответствии с требованиями

Наличие обзора источников
информации по теме исследования
(допускаются Интернет- источники),
наличие ссылок на источники, культура
цитирования 0 - теоретическая часть
отсутствует 1- присутствуют отдельные
выдержки информации без указания
источника
2 - присутствуют элементы
самостоятельного осмысления темы,
ссылок нет
3 - присутствуют элементы
самостоятельного осмысления темы,
ссылки есть
4 - представлено самостоятельное
осмысление темы, ссылки есть, но
имеются неточности, ошибки
5 - представлено самостоятельное

2

2

5

Факт
ическ
ое кол
- во
балло
в

осмысление темы, ссылки есть,
неточности и ошибки отсутствуют

6

Качество
практической
части
исследования

7

Культура
оформления
печатного
варианта
проекта
Глубина
тематики
проекта
Результативн
ость работы
Новизна
(оригинально
сть) тематики
и полученных
результатов
Иллюстратив
ность

8

9
10

И

Соблюдение и корректность методики
исследования, описание хода и полнота
исследования
0 - практическая часть отсутствует;
1 -присутствует на уровне отдельных
элементов;
2- присутствует, но слабо связана с
теоретической, незначительна по
объёму;
3-связана с теоретической
рассматриваемой проблемой, методы
исследования (инструментарий)
некорректны;
4-связана с теоретической и направлена
на решение исследуемой проблемы,
имеются незначительные недочёты;
5- связана с теоретической и направлена
на решение исследуемой проблемы,
недочёты отсутствуют
Печатный вариант проекта оформлен в
соответствии с требованиями,
иллюстративный материал (рисунки,
таблицы, графики, диаграммы)
подписан.
В работе использована информация,
выходящая за рамки школьной
программы
Адекватность выводов целям, задачам и
гипотезе исследования
Тема проекта и полученные результаты
отличаются оригинальностью, новизной

Наличие иллюстративного материала
(фотографий, графиков, диаграмм,

5

2

2

2
2

2

таблиц и т.п.)

12

13

14

15

16

17

18
19
20
21
22

Особое
Баллы по дополнительному критерию
мнение
(критерий указывается экспертом)
Максимальное количество баллов по основным
критериям
Дополнительные критерии
Интегративно
Связь различных источников
сть
информации и областей знаний и ее
систематизация в единой концепции
проектной работы
Креативность
Новые оригинальные идеи и пути
решения, с помощью которых автор
внёс нечто новое в контекст
современной действительности
Апробация
Распространение результатов и
продуктов проектной деятельности на
уровне группы людей или социума
Практическая
Значимость (востребованность,
, социальная
применимость) результатов
значимость
исследования на уровне группы людей
(класса, школы, друзей,
единомышленников) или на уровне
социума
Наличие
Видеофильм, видеоролик, макет,
собственного
модель, изделие, интернет-продукт и др.
продукта
(помимо
печатной
работы и
презентации)
Максимальное количество баллов по дополнительным
критериям
Максимальное количество баллов за исследовательский
проект по всем критериям
Критерии оценки выступления на представлении
проекта
Логичность, выстроенность выступления
Качество ответов на вопросы
Качество демонстрационного материала (презентации)
Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
Свободное владение материалом работы
Максимальное количество баллов за выступление
Максимальное количество баллов за проект по всем
критериям

2
30

2

2

2

2

2

10
40

2
2
2
2
2
10
50

Приложение 6
Оценочный лист творческого (конструкторского, социального) проекта
в 5 - 11 классах
ФИО
Класс
Тема проекта
№

Критерий

Содержание критерия
Максимал
ьное колво баллов

1
2

Актуальность
работы
Глубина
осмысления и
раскрытия
темы

3

4

5

6

Самостоятель
ность работы
над проектом
Структуриров
анность
печатного
варианта
проекта
Качество
теоретической
части

Качество
практической
части

Основные критерии
Представленная работа привлекает
интерес своей актуальностью

2
2

Тема проекта осмыслена и раскрыта в
содержании работы
Представленные в работе материалы
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проектной
деятельности

2

2
В печатном варианте проекта
имеются разделы в соответствии с
требованиями
Теоретическая часть проекта
соответствует теме, представлена
развёрнуто, соблюдена (при
необходимости) культура
цитирования
Практическая часть соответствует
теоретической, раскрывает и
дополняет её; представлены основные
этапы социальной (конструкторской,
творческой) деятельности учащегося,
проведён анализ их эффективности.
0 - практическая часть отсутствует;
1присутствует на уровне
отдельных элементов;
2- присутствует, но слабо
связана с теоретической,
незначительна по объёму;
3связана с теоретической
рассматриваемой проблемой (темой),
имеются существенные недочёты;
4связана с теоретической,

2

5

Фактиче
ское кол
- во
баллов

7

8

9
10

И
12

13

14
15

направлена на решение исследуемой
проблемы (темы), имеются
незначительные недочёты;
5- связана с теоретической и
направлена на решение исследуемой
проблемы (темы), недочёты
отсутствуют
Культура
Печатный вариант проекта оформлен
оформления
в соответствии с требованиями,
печатного
иллюстративный материал (рисунки,
варианта
таблицы, графики, диаграммы)
проекта
подписан
Креативность
Новые оригинальные идеи и пути
решения, с помощью которых автор
внёс нечто новое в контекст
современной действительности и
(или) творческий характер работы 0 не выражены
1 -2 - выражены на уровне отдельных
элементов
3 - выражены посредственно
4 - выражены хорошо
5 - выражены ярко, в полной мере
Результативно
Адекватность результата целям и
сть работы
задачам проекта
Интегративно
Связь различных источников
сть
информации и областей знаний и ее
систематизация в единой концепции
проектной работы
Иллюстративн
Наличие фотографий, графиков,
ость
диаграмм, таблиц
Особое
Баллы по дополнительному критерию
мнение
(критерий указывается экспертом)
Максимальное количество баллов по основным
критериям
Дополнительные критерии
Социальная
Востребованность, применимость
значимость
работы на уровне группы людей
(класса, школы, друзей,
единомышленников) или на уровне
социума
Эстетическая
значимость
Эстетическая ценность для социума
Духовнонравс
Духовно-нравственная ценность,
твенная
значимость для социума
ценность

2

5

2
2

2
2

30
2

2
2

16

17
18
19
20
21

Наличие и
качество
собственного
творческого
продукта
(помимо
печатной
работы)

Видеофильм, видеоролик, макет,
модель, изделие, интернет-продукт,
сборник литературных произведений,
выставка картин, фотовыставка,
презентация, презентация с
музыкальным сопровождением и др.
0 - продукт отсутствует 1 - низкое
качество
2посредственное качество
3хорошее качество
4- высокое качество
Максимальное количество баллов по дополнительным
критериям
Критерии оценки выступления на представлении
проекта
Логичность, выстроенность выступления
Качество ответов на вопросы
Качество демонстрационного материала (презентации)
Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
Свободное владение материалом работы
Максимальное количество баллов за выступление
Максимальное количество баллов за проект по всем
критериям

4

10

2
2
2
2
2
10
50

Приложение 7
План работы над проектом
ФИО учащегося
Класс
Тема проекта
№
п/
Вид деятельности
п
1
Определение темы и руководителя
проекта
2
Формулировка плана работы по проекту,
актуальности, цели и задач проекта;
оформление введения
3
Анализ источников информации по
проекту (Интернет-ресурсов, литературы);
составление списка использованных
источников
4
Подготовка и оформление теоретической
части проекта
5
Подготовка и оформление практической
части проекта, выводов и приложения
6
Подготовка и оформление выступления и
продукта(ов) проектной деятельности
7
Защита проекта

Предельные
сроки
выполнения

Отметка
руководителя
о выполнении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».