Положение о порядке проведения итогового сочинения (изложения) как условие допуска к ГИА по ОП СОО для обучающихся 11 классов

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
(далее – Положение) разработано в целях организации проведения итогового сочинения
(изложения) (далее – ИС(И)) как условие допуска обучающихся XI классов к
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 79 (далее МБОУ СОШ № 79).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмами Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 16.03.2018 г. № 05-71
«О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных
результатов», от 24.09.2019 г. № 10-888 и от 06.11.2019 г. № 10-977 (включая все
методические материалы по итоговому сочинению (изложению) для использования в
работе), приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.09.2019 г. № 02-01-82/4510 «О направлении методических рекомендаций по
проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году», от 25.10.2019 г.
№ 248-и «Об утверждении графика проведения мероприятий по оценке качества
подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории
Свердловской области в 2019/2020 учебном году», приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 02.12.2019 г. № 455-Д «Об утверждении
порядка проведения, порядка проверки итогового сочинения (изложения), местах, порядке
и сроках хранения и уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения)
на территории Свердловской области».
1.3. Положение определяет перечень субъектов и организационных структур, при
участии которых обеспечивается организация и проведение ИС(И); определяет действия
организационных структур, при участии которых обеспечивается организация и
проведение ИС(И); закрепляет организационные мероприятия субъектов и
организационных структур, при участии которых обеспечивается организация и
проведение ИС(И); регламентирует работу по подготовке и проведению ИС(И) субъектов
и организационных структур, при участии которых обеспечивается организация и
проведение ИС(И); определяет сроки и порядок проверки ИС(И).
2. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)
2.1. Общий порядок. Итоговое сочинение (изложение) проводится в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего
общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения),
определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ) (далее
вместе – места проведения итогового сочинения (изложения). Количество, общая площадь
и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения
(изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в
условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов. По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения)
оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами
видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
2.2. Комиссии по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в МБОУ
СОШ № 79. В целях проведения итогового сочинения (изложения) не позднее чем за две
недели до проведения итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной
организации приказом формирует составы комиссий образовательной организации.
Руководитель образовательной организации под подпись информирует специалистов,
2

привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), о порядке
проведения и проверки итогового сочинения (изложения), установленном ОИВ, а также
изложенном в Методических рекомендациях Рособрнадзора по организации и проведению
итогового сочинения (изложения).
В случае немногочисленного количества участников итогового сочинения
(изложения) в образовательной организации допускается формирование одной комиссии по
проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации.
В целях получения объективных результатов при проведении и проверке итогового
сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих участников
итогового сочинения (изложения).
Руководитель образовательной организации формирует составы следующих
комиссий образовательной организации в целях создания ОИВ комиссий образовательной
организации в соответствии с пунктом 23 Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 (зарегистрирован
Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52952) (далее – Порядок
проведения ГИА-11):
а) Комиссия по проведению итогового сочинения (изложения), которая
осуществляет следующие функции в рамках подготовки и проведения итогового сочинения
(изложения):
- организует ознакомление под подпись обучающихся и их родителей (законных
представителей) с Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения);
- организует проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с
требованиями Порядка проведения ГИА-11), порядком проведения итогового сочинения
(изложения), определенным ОИВ;
- предоставляет сведения для внесения в региональную информационную систему
обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших
основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
(далее – РИС);
- информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о местах и
сроках проведения итогового сочинения (изложения), о порядке проведения итогового
сочинения (изложения), определенном ОИВ, в том числе об основаниях для удаления с
итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами
итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения),
полученных обучающимися, а также, если соответствующее решение было принято ОИВ,
– об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений), о ведении во время
проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи;
- обеспечивает техническую поддержку проведения и проверки итогового сочинения
(изложения), в том числе в соответствии с Рекомендациями по техническому обеспечению
организации и проведения итогового сочинения (изложения);
- получает темы сочинений (тексты для итогового изложения) и обеспечивает
информационную безопасность;
- обеспечивает участников итогового сочинения орфографическими словарями при
проведении итогового сочинения;
- обеспечивает участников итогового изложения орфографическими и толковыми
словарями при проведении итогового изложения;
б) Комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) осуществляет
следующие функции в рамках проверки итогового сочинения (изложения):
- организует и проводит проверку итогового сочинения (изложения) в соответствии
с критериями оценивания итогового сочинения (изложения) организациями,
3

реализующими
образовательные
программы
среднего
общего
образования,
разработанными Рособрнадзором;
- организует и проводит повторную проверку итогового сочинения (изложения)
обучающихся по поручению ОИВ (В целях предотвращения конфликта интересов и
обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся
при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое
сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на
проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой
образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения
(изложения), в местах, определенных ОИВ. Порядок подачи такого заявления и
организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории
обучающихся определяет ОИВ);
- набирает тексты сочинений учащихся при помощи специального ПО и
технического специалиста для загрузки в РИС;
Составы указанных комиссий формируются из школьных учителей-предметников,
администрации школы. Указанные комиссии должны состоять не менее чем из трех человек
в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения).
2.3. Лица, привлекаемые к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)
Для проведения итогового сочинения (изложения) руководителем МБОУ СОШ № 79
определяются следующие категории лиц, входящие в состав соответствующих комиссий:
члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), участвующие в
организации проведения итогового сочинения (изложения);
члены (эксперты) комиссии (включая независимых экспертов) по проверке
итогового сочинения (изложения), участвующие в проверке итогового сочинения
(изложения) (далее – эксперты);
ответственный из числа членов комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения) за получение бланков итогового сочинения (изложения) (в случае получения
бланков итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ), а также за
передачу материалов итогового сочинения (изложения) в места, определенные ОИВ.
Ответственным за организацию итогового сочинения (изложения), в целях
осуществления подготовки итогового сочинения (изложения), назначается руководителем
образовательной организации - заместитель директора по УД:
- хранение материалов итогового сочинения (изложения) с соблюдением всех
необходимых условий хранения;
- организацию регистрации обучающихся для участия в итоговом сочинении
(изложении) в соответствии с их заявлениями, допуска обучающихся до итогового
сочинения (изложения) на основании зарегистрированных заявлений;
- контроль получения согласия на обработку персональных данных при подаче
заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) со всех участников;
- информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
педагогических работников;
- инструктирование участников итогового сочинения (изложения), комиссий по
проведению и проверки итогового сочинения (изложения) о соблюдении установленного
порядка проведения итогового сочинения (изложения) и реализации прав обучающихся при
проведении итогового сочинения (изложения), соблюдении условий процедуры приемки и
сдачи документов итогового сочинения (изложения);
- ознакомление лиц, привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения)
с инструктивными материалами, определяющими порядок их работы (Методические
рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего
образования, в 2019/2020 учебном году, Приложение 6 к письму Рособрнадзора от
24.09.2019 № 10-888);
4

- подготовку аналитической информации по результатам проведения итогового
сочинения (изложения) и направлении в РОО, информирование обучающихся под роспись
с их результатами.
Ответственным за проведение итогового сочинения (изложения), в целях
осуществления проведения итогового сочинения (изложения), назначается руководителем
образовательной организации - ответственный за информационный обмен при проведении
и проверке итогового сочинения (изложения) и внесение данных об участниках итогового
сочинения (изложения), сверку информации об участниках итогового сочинения
(изложения) в РИС, загрузку информации по результатам проверки в РИС, ведение
делопроизводства с учетом рекомендаций Рособрнадзора, технических инструкций РЦОИ;
подготовку необходимого количества черновиков на каждого участника итогового
сочинения; словарей со штампом ОО; работающих часов для каждого учебного кабинета
для проведения итогового сочинения (изложения); инструкций для участников итогового
сочинения (изложения), зачитываемых членами комиссии образовательной организации по
проведению итогового сочинения в учебном кабинете перед началом проведения итогового
сочинения (из Приложение 6 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888): Приложение
5. Инструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете перед
началом проведения итогового сочинения (изложения)); инструкции для участников
итогового сочинения (изложения) (на каждого участника) (из Приложение 6 к письму
Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888): Приложение 7. Инструкция для участника
итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения (изложения), Приложение 8.
Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения); печать
бланков итогового сочинения (изложения) и упаковку в сейф-пакеты; подготовку
необходимого количества учебных кабинетов для проведения итогового сочинения
(изложения); распределение участников итогового сочинения (изложения) по учебным
кабинетам в произвольном порядке; назначение дежурных вне учебных кабинетах при
проведении итогового сочинения (изложения); заполнение Мониторинга готовности к
Сочинению на https://support.gia66.ru/ (техподдержка ГИА).
Технический специалист, входящий в состав комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения), оказывающий информационно-технологическую помощь, в том
числе по организации печати (в случае печати бланков в образовательной организации) и
копированию (сканированию) бланков итогового сочинения (изложения). Технический
специалист назначается руководителем образовательной организации ответственным за
обеспечение работы видеонаблюдения (технических средств, средств видеонаблюдения) в
учебных кабинетах проведения итогового сочинения (изложения); за обеспечение режима
информационной безопасности проведения итогового сочинения (изложения),
информационно-техническое сопровождение на этапах подготовки и проведения итогового
сочинения (изложения), и поддержку проведения итогового сочинения (изложения), печать
дополнительных бланков итогового сочинения (изложения), отчетных форм по итоговому
сочинению (изложению), копирование и сканирование бланков итогового сочинения
(изложения) и отправку их в ППОИ; техническим специалистом при проведении итогового
сочинения (изложения) и по получению комплектов тем итогового сочинения (из
Приложение 6 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888): п.4.2. Инструкция для
технического специалиста при проведении итогового сочинения (изложения) и
Приложение 6. Инструкция для технического специалиста по получению комплектов тем
итогового сочинения); за проверку требования "Самостоятельность" и загрузку в РИС
тексты сочинений учащихся в виде файла (любой документ или текст Блокнота).
Ассистенты для участников с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов (при необходимости).

5

Дежурные из числа членов комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения), участвующие в организации итогового сочинения (изложения) вне учебных
кабинетов.
Медицинские работники.
В день проведения итогового сочинения (изложения) в местах проведения итогового
сочинения (изложения) также могут присутствовать:
общественные наблюдатели;
Общественные наблюдатели свободно перемещаются по месту проведения
итогового сочинения (изложения). При этом в аудитории учебном кабинете может
находиться один общественный наблюдатель.
Представители средств массовой информации присутствуют в учебных кабинетах
только до момента выдачи участникам итогового сочинения (изложения) материалов.
представители средств массовой информации; должностные лица Рособрнадзора, иные
лица, определенные Рособрнадзором, а также должностные лица органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия
Российской Федерации в сфере образования.
Допуск поименованных выше лиц в места проведения итогового сочинения
(изложения) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих
личность и подтверждающих их полномочия.
2.4. Категории участников итогового сочинения (изложения)
2.4.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее
– ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
2.4.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на
обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации
высшего образования по желанию также может проводиться для: лиц, освоивших
образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющих
документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или
образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц,
получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного)
общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение
среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее
образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность (далее вместе – выпускники прошлых лет);
лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального
образования, не имеющие среднего общего образования (далее – обучающиеся СПО); лиц,
получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (далее – иностранные ОО);
лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или
получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному
обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный
результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со
справкой об обучении).
2.4.3. Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII)
классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;
обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети
инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторнокурортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и
6

оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании
заключения медицинской организации.
2.4.4. Обучающиеся X классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным
предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении
(изложении) по окончании X класса (абзац 3 пункта 10 и пункт 19 Порядка проведения
ГИА-11).
2.5. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов
подают заявления и согласия на обработку персональных данных в образовательные
организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего
общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения
итогового сочинения (изложения).
Обучающиеся XI (XII) классов с ОВЗ, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на
участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся XI (XII) классов – детиинвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную
копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной
федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы (далее –
справка, подтверждающая инвалидность).
Лица, перечисленные в п. 2.4.2 настоящего Положения, не позднее чем за две недели
до даты проведения итогового сочинения подают заявления и согласия на обработку
персональных данных в места регистрации для участия в написании итогового сочинения,
определяемые ОИВ.
Лица, перечисленные в п. 2.4.2 настоящего Положения, с ОВЗ при подаче заявления
на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а детиинвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей
инвалидность.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом
сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в
которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА.
При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу,
самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Лица, перечисленные в п. 2.4.2 настоящего Положения, самостоятельно выбирают
дату участия в итоговом сочинении из числа установленных Порядком проведения ГИА11, которую указывают в заявлении.
2.6. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55
минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)
увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения)
четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и
перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и
профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения
(изложения) определяется ОИВ.
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается
время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового
сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
7

2.7. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения).
Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году
в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая)
допускаются:
обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению
(изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения
(изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 Порядка проведения
ГИА-11;
обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица, перечисленные в п. 2.4.2
настоящего Положения, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по
уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтверждённым
документально;
обучающиеся X (XII) классов и лица, перечисленные в п.2.4.2 настоящего
Положения, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по
уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным
документально.
Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению
(изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно
допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не
более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные Порядком проведения
ГИА-11.
2.8. Срок действия итогового сочинения Итоговое сочинение (изложение) как допуск
к ГИА – бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по
программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех
лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Лица, перечисленные в п. 2.4.2 настоящего Положения, могут участвовать в
итоговом сочинении, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Лица, перечисленные в п. 2.4.2 настоящего Положения, изъявившие желание повторно
участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные
организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом
итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
3. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в образовательной
организации
До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной
организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет
участников по учебным кабинетам в произвольном порядке (форма ИС-04 «Список
участников итогового сочинения (изложения) в ОО (месте проведения)»).
Участники итогового изложения, которым текст для изложения выдается для чтения
на 40 минут, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения
итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять участников
изложения, которым текст для изложения выдается для чтения на 40 минут, в один учебный
кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст для итогового
изложения зачитывается членом комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения).
Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового
сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. Участники итогового
сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в
произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения
8

итогового сочинения (изложения)в учебном кабинете должны присутствовать не менее
двух членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к
написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания
итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для
опоздавших участников не проводится. Члены комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения
регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения).
3.1. Организация проведения инструктажа участников итогового сочинения
(изложения).
До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.
Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00
по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения
итогового сочинения (изложения), в том числе о случаях удаления с итогового сочинения
(изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени
и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что
записи на листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.
Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) выдают
участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи, листы
бумаги для черновиков, орфографические словари (орфографические и толковые словари
для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения
(изложения).
Начиная с 09.45 по местному времени член комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения) принимает у руководителя темы сочинения (тексты для итогового
изложения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или
размещены на доске (информационном стенде), текст для изложения выдается члену
комиссии по проведению для прочтения участникам итогового изложения. Инструкция для
участников итогового сочинения (изложения) распечатывается на каждого участника
отдельно.
При проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00 по
местному времени, члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового
сочинения (текстами для итогового изложения) (содержательное комментирование тем
итогового сочинения и текстов для итогового изложения запрещено).
По указанию членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков,
указывают номер темы итогового сочинения (текста для изложения). В бланке записи
участники итогового сочинения (изложения) переписывают название выбранной ими темы
сочинения (текста для итогового изложения).
Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где
первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья
цифра номера – порядковому номеру темы в рамках тематического направления. Каждый
номер текста для изложения также является уникальным и состоит из трех цифр.
Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) проверяют
правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных
полей бланка, в том числе проверяют бланк регистрации и бланки записи каждого
участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником
итогового сочинения (изложения) кода работы (код работы должен совпадать с кодом
работы на бланке регистрации), номера темы итогового сочинения (текста итогового
изложения).
9

3.2. Начало проведения итогового сочинения (изложения).
После проведения второй части инструктажа члены комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения) объявляют начало, продолжительность и время
окончания написания итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске
(информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения)
приступают к написанию итогового сочинения (изложения).
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается
время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового
сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
В случае нехватки места в бланках записи, выданных ранее, по запросу участника
итогового сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения) выдают еще один бланк записи дополнительно (далее – дополнительный бланк
записи). По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются
дополнительные листы бумаги для черновиков.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников
итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи
(дополнительных бланков записи), находятся:
ручка (гелиевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
документ, удостоверяющий личность;
лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и
толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый по месту проведения
итогового сочинения (изложения);
инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения
(изложения);
специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов,
инвалидов) (при необходимости).
Во время проведения итогового сочинения (изложения):
Участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства
связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и
иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или)
толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные
произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные
требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения). Член комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения) составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения
(изложения)» (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05
«Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте
проведения)» (участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись
в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения
(изложения) необходимо внести отметку «Х» в поле «Удален». Внесение отметки в поле
«Удален» подтверждается подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения).
Членам комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) запрещено
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы,
письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, оказывать
содействие участникам итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья
или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения
(изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения).
10

Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) составляют «Акт о
досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным
причинам» (форма ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость
проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)»
(участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной
форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения)
необходимо внести отметку «Х» в поле «Не закончил» для учета при организации проверки,
а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового
сочинения (изложения) в дополнительные сроки. Внесение отметки в поле «Не закончил»
подтверждается подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения).
3.3. Завершение проведения итогового сочинения (изложения).
За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам
итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения
(изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из листов
бумаги для черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).
Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание
итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи
(дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают
образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения), не
дожидаясь установленного времени завершения итогового сочинения (изложения).
По истечении установленного времени завершения итогового сочинения
(изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют
об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают у участников
итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные
бланки записи), листы бумаги для черновиков.
Член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) ставит «Z» в
области бланка записи (или дополнительного бланка записи), оставшейся незаполненной.
Как правило, данный знак «Z» свидетельствует о завершении написания итогового
сочинения (изложения), которое оформляется на бланках записи (дополнительных бланках
записи – при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник
итогового сочинения (изложения) завершил написание своего итогового сочинения
(изложения) и более не будет возвращаться к оформлению своего итогового сочинения
(изложения) на соответствующих бланках (продолжению оформления.
Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего бланка
записи. Например, участник итогового сочинения (изложения) завершил написание
итогового сочинения (изложения), оформил свое итоговое сочинение (изложение) на
одностороннем бланке записи и одностороннем дополнительном бланке записи, таким
образом, знак «Z» ставится на одностороннем дополнительном бланке записи в области
указанного бланка, оставшейся незаполненной участником итогового сочинения
(изложения). Знак «Z» в данном случае на одностороннем бланке записи не ставится, даже
если на одностороннем бланке записи имеется небольшая незаполненная область.
В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) заполняют поле «Количество
бланков записи». В указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая
дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника),
которое было выдано участнику.
Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) заполняют
отчетные формы, использованные во время проведения сочинения (изложения), а также
форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном
11

кабинете ОО (месте проведения)». В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные
в ведомость, подтверждая их личной подписью.
Собранные бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи),
листы бумаги для черновиков, а также отчетные формы для проведения итогового
сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
передают руководителю образовательной организации.
По указанию руководителя образовательной организации технический специалист
проводит копирование бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков
записи) участников итогового сочинения (изложения). Копирование бланков итогового
сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «Не
закончил» («Удален»), подтвержденной подписью члена комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения), не производится, проверка таких сочинений
(изложений) не осуществляется.
Указанные бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 «Акт о
досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным
причинам» или формой ИС-09 «Акт об удалении участника итогового сочинения
(изложения)» передаются руководителю образовательной организации для учета, а также
для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения
(изложения) в дополнительные сроки.
Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии
бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам комиссии по проверке
итогового сочинения (изложения) (далее – эксперты).
В целях осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения)
комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) обеспечиваются необходимыми
техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сети
«Интернет», а также с установленными на него специализированными программами,
позволяющими проверять тексты на наличие заимствований, и др.).
Технический специалист также может осуществлять проверку соблюдения
участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2 «Самостоятельность
написания итогового сочинения (изложения)» в соответствии с порядком, определенным
ОИВ. В таком случае к экспертам поступают итоговые сочинения (изложения), прошедшие
проверку на наличие (отсутствие) заимствований в целях выполнения требования №2
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения
(изложения) в устной форме необходимо обратить внимание на то, что в поле «В устной
форме» должна быть проставлена отметка «Х», подтверждённая подписью члена комиссии
по проведению итогового сочинения (изложения), для последующей корректной проверки
и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.
4. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и
инвалидов
4.1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому в образовательных
организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые
лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в
длительном лечении, ОИВ организует проведение итогового сочинения (изложения) в
условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
4.2. Материально-технические условия проведения итогового сочинения
(изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников
сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их
12

пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже),
наличие специальных кресел и других приспособлений).
4.3. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения
для организации питания и перерывов для проведения необходимых медикопрофилактических процедур. Порядок организации питания и перерывов для проведения
лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового
сочинения (изложения) определяется ОИВ.
4.4. При проведении итогового сочинения (изложения) при необходимости
присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам
необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей
психофизического развития и индивидуальных особенностей:
оказывают техническую помощь в части передвижения по месту проведения
итогового сочинения (изложения), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее
место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и
выполнению итогового сочинения (изложения);
оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с руководителем
образовательной организации, членами комиссии по проверке итогового сочинения
(изложения), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств
альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и
видеоаппаратуры);
оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для
выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации
положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей
бланков итогового сочинения (изложения), приведении в порядок рабочего места и
подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата);
переносят итоговое сочинение (изложение) в бланки итогового сочинения
(изложения), оказывают техническую помощь при выполнении итогового сочинения
(изложения) на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую
подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации,
социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный
представитель) участника итогового сочинения (изложения).
4.5. Участники сочинения (изложения) с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с учетом
их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения
(изложения) необходимыми им специальными техническими средствами.
4.5.1. Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения): учебные
кабинеты для проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются
звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
4.5.2. Для глухих участников итогового сочинения (изложения):
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), для выдачи их указанным
участникам с целью самостоятельного прочтения участниками итогового сочинения
(изложения).
4.5.3. Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:
при необходимости сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со
специализированным программным обеспечением (предоставляется ОИВ). В учебных
13

кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии
руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения
(изложения).
4.5.4. Для слепых участников:
темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения) оформляются
рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с
помощью компьютера;
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для
оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский
прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертёжные инструменты),
компьютер (при необходимости);
итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля
в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере.
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных
тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации
переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения
4.5.5. Для слабовидящих:
темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения), бланки сочинения
(изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее
18 Bold (полужирный);
освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть
равномерной и не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных
светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в
динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической
регулировки.
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения)
увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации
переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).
4.5.6. Для участников итогового изложения с тяжелыми нарушениями речи, с
задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих,
позднооглоших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового
изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это
время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые
слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы
бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут член комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники
приступают к написанию итогового изложения.
Для глухих, позднооглоших и слабослышащих участников итогового изложения при
необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) может быть
осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения
сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на
участие в итоговом изложении).
Участники итогового изложения, которым текст для изложения выдается на 40
минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для
проведения итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять
участников итогового изложения, которым текст для итогового изложения выдается для
чтения на 40 минут, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения,
которым текст для итогового изложения зачитывается членом комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения).
14

4.6. Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому, в
медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации
ПМПК.
Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника
итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинской организации, в
которой участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с
выполнением минимальных требований к процедуре проведения.
4.7. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии
соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель.
Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя
образовательной организации переносит устные сочинения (изложения) из аудиозаписей в
бланки сочинения (изложения).
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения
(изложения) в устной форме член комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения) вносит в бланк регистрации указанного участника отметку «Х» в поле «В
устной форме» и заверяет своей подписью внесение указанной отметки в специально
отведенном поле для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового
сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 «Ведомость проведения
итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте
проведения)» необходимо также внести отметку в поле «Сдавал в устной форме (ОВЗ)».
5. Заключительные положения
5.1. Положение вступают в силу с момента утверждения.
5.2. Положение размещается на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет».
5.3. Срок действия настоящего Положения неограничен.
5.4. Положение действует до принятия новой редакции.
Положение принято с учетом мнения Совета родителей (протокол от «___» ____ 2020 г.)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».