Положение о регламенте посещения учебных занятий в МБОУ СОШ № 79

1

• уроки;
• лабораторные и/или практические занятие;
• занятия в рамках элективного курса;
• факультативные занятия;
• уроки в рамках дополнительных услуг (в том числе платных);
• занятия системы дополнительного образования детей;
• индивидуальные и/или групповые занятия;
• занятие кружка;
• занятие спортивной секции.

1.4 Участниками образовательного процесса являются:
• обучающиеся;
• родители (законные представители) обучающихся;
• педагогические и руководящие работники;
• образовательная организация.
1.1.
Урок (учебное занятие) - основная форма организации образовательной
деятельности, задача которого создать оптимальные условия для становления личности
каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического
развития,
индивидуальных
возможностей,
способностей,
образовательных
потребностей.
В этой связи урок становится объектом внутришкольного контроля с точки зрения
деятельности:
- обучающихся, направленной на освоение основного содержания общеобразовательных
программ и достижение планируемых результатов обучения в соответствии с
требованиями образовательных стандартов;
- учителя, направленной на создание условий для реализации целей общего образования,
обеспечения его качества.

2.

Порядок посещения учебного занятия

2.1.
К лицам, имеющим право посещения учебных занятий относятся:
• администрация образовательной организации;
• учителя, работающие в образовательной организации;
• родители (законные представители) обучающихся;
• лица, осуществляющие контроль и надзор в сфере общего образования;
• представители педагогического сообщества.
2.2.
Основными целями посещения уроков являются:
• контроль соблюдения законодательства в сфере общего образования;
• обеспечение качества образования;
• контроль освоения обучающимися основных общеобразовательных

программ,

выполнения требований образовательных стандартов к уровню подготовки;
• контроль выполнения учебных программ по предмету;
• контроль подготовки к государственно (итоговой) аттестации;
• повышение эффективности деятельности работы школы;
• методическое сопровождение и инспектирование деятельности учителя,
• изучение и обобщение позитивного и инновационного педагогического опыта;
• ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, системой оценивания достижений
обучающихся.
2.3.
Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольной
системы оценки качества образования в случае:
• планового изучения результатов промежуточной, государственной (итоговой)
аттестации обучающихся;
• необходимости оказания методической помощи учителю;
• подготовки к аккредитации образовательной организации;

2

• подготовки к аттестации учителя;
• подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
• ознакомления с методикой преподавания нового учителя;
• обращения родителей обучающихся.
2.4. При организации подготовки к посещению и посещении

учебного занятия

рекомендуется следующий алгоритм действий:
• определение целей посещения уроков;
• определение урока или системы уроков, позволяющих достичь цели посещения;
• представление природы (сущности) изучаемого педагогического явления;
• подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения урока;
• сообщение учителю о посещении урока и ознакомление с его целями;
• наблюдения урока и сбор информации;
• предварительная оценка педагогических явлений;
• первичный анализ урока;
• анализ урока, собеседование с учителем;
• составление отчетной документации.

3.

Регламент посещения учебного занятия

Общие положения
3.1.1.
Посещение учебных занятий администрацией регулируется планом
внутришкольной системы оценки качества образования.
3.1.2.
Работники, посещающие учебное занятие обязаны убедиться в отсутствии
объективных обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая
температура в классе и т.п.).
3.1.3.
Не допускается посещение учебного занятия лицами, не имеющими отношения
к воспитательной и образовательной деятельности.
3.2.
Посещение учебного занятия администрацией, надзорными органами
3.2.1.
Руководители школы, специалисты управления образования имеют право на
внеплановое посещение учебных занятий и на посещение без разрешения (согласия)
учителя, педагогического работника.
3.2.2.
Администратор предупреждает учителя о своем посещении урока за 10-15
минут до начала урока;
3.2.3.
В случае проведения тематического контроля, требующего специальной
подготовки к учебному занятию, учитель должен быть предупрежден не менее чем за 1
день до занятия.
3.2.4.
В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств члены администрации
имеют право посещения урока без предупреждения учителя, педагогического работника.
3.2.5.
Должностное лицо, обладающее правом контроля (руководство школы и работники управления образования), может предварительно ознакомиться с тематическим
и поурочным планом учителя, рабочей программой.
3.2.6.
Заместители директора, на которых возложена ответственность за
осуществление контроля, планирует свою работу по посещению уроков таким образом,
чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий для
получения объективной информации о качестве учебно-воспитательного процесса.
3.3.
Посещение
учебного
занятия
представителями
педагогического
сообщества
3.3.1.
Правом свободного посещения учебного занятия обладают учителя, педагогические работники образовательных организаций любого вида и типа в рамках научнопрактических конференций, методических семинаров, мастер-классов и других
открытых мероприятий, проводимых на базе школы.
3.3.2.
Посещения учебных занятий учителями, педагогическими работниками школы
возможны по предварительному согласованию с учителем в рамках работы
методических объединений школы, обмена опытом, изучения инновационной
3.1.

3

деятельности учителя, передовых педагогических технологий.
3.3.3.
На участников открытых мероприятий распространяются все ограничения в
процессе наблюдения за ходом учебного занятия, определенные данным положением.
3.4.
Посещение учебного занятия родителями обучающихся
3.4.1.
Родители (законные представители) могут посещать открытые уроки в классе,
где обучаются их дети,
в соответствии с приказом по утвержденным спискам,
предоставленным классным руководителем .
3.4.2.
Родители (законные представители) обучающихся при посещении учебных
занятий могут:
•
ознакомиться требованиями учителя;
•
оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;
•
посмотреть умение ребенка грамотно, правильно излагать свои мысли;
•
сравнить объем знаний ребенка с образовательным стандартом, объемом знаний
других учащихся;
•
убедиться в объективности оценки учебной деятельности ребенка.
3.4.3.
Родители (законные представители) во время посещения не вправе давать
оценку технологиям и средствам обучения, методическим приемам, которые использует
учитель;
3.4.4.
Во время посещения учебного занятия родителей обучающихся сопровождает
заместитель директора или другой работник школы по приказу директора школы.
3.4.5.
На родителей (законных представителей) обучающихся, посещающих учебное
занятие, распространяются все ограничения в процессе наблюдения за ходом учебного
занятия, определенные данным положением.
3.4.6.
Родители (законные представители), исходя из интересов своего ребенка, имеют
право доводить свое мнение о посещенном уроке до сведения учителя и руководителей
школы после урока.
3.5.
Организация посещения учебного занятия
3.5.1.
График посещения учебных занятий в рамках плановых проверок доводится до
сведения учителей, педагогических работников в начале учебного периода (год,
четверть, месяц, декада, неделя).
3.5.2.
По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого
числа учащихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.)
учитель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на
другое время.
3.6.
Ограничения в посещении учебного занятия и процессе наблюдений на
уроке
3.6.1.
Запрещается появление посетителя на учебном занятии после его начала.
3.6.2.
Посетителю запрещается покидать учебное занятие до его завершения.
3.6.3.
Руководство школы может покинуть классное помещение в исключительных
случаях.
3.6.4.
Посещающий не вправе вмешиваться в ход учебного занятия.
3.6.5.
Посещающий в ходе занятия не имеет право выражать свое отношение к
учителю, учащимся, к уроку.
3.6.6.
Посещающий не вправе пользоваться во время учебного занятия средствами
мобильной связи.
3.6.7.
Фотосъемки, аудио и видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия
учителя и руководства школы.
3.6.8.
Во время урока посещающий не имеет права беседовать с учащимися, задавать
им вопросы и т.д.
3.6.9.
Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) лица,
посещающего учебное занятие.
3.6.10.
Лицо, посещающее учебное занятие, не имеет права задерживать учащихся
после звонка, извещающего об окончании урока.

4

Наблюдение за организацией образовательной деятельности на учебном
занятии
3.7.1. Посещающий урок вправе вести записи результатов наблюдения; должностные
лица, осуществляющие контроль, делают записи в специальных формах.
3.7.2. Присутствующий вправе обратиться к учителю с просьбой предоставить учебные
материалы, которыми пользуются учащиеся в ходе урока.
3.8.
Статус информации, полученной при посещении учебного занятия
3.8.1. Информация, полученная в ходе посещения учебных занятий должностным лицом
школы, обладает статусом внутренней информации; информация, полученная
работниками управления образования, - внутренняя информация этого органа.
3.8.2. С информацией об учебном занятии (деятельности учителя), результатах контроля
вправе ознакомиться члены педагогического коллектива и работники управления
образования.
3.8.3. Информация о посещенном учебном занятии может быть использована
•
на заседании методического объединения учителей-предметников;
•
на совещании при директоре и/или заместителе директора;
•
на оперативном совещании педагогического коллектива;
•
на педагогическом совете;
•
на родительском собрании;
•
в ходе подготовки аналитических справок при оценке качества образования,
•
проведении процедуры аттестации учителя, педагогического работника,
•
аккредитации образовательной организации,
3.8.4. Исходя из принципа педагогической целесообразности и во избежание нанесения
вреда образовательно-воспитательной деятельности и работе учителя, руководство
школы и управления образования может ограничить распространение информации о
педагогической деятельности учителя.
3.8.5. Фото, аудио и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой
информации с разрешения учителя, руководства школы и тех лиц, кто запечатлен в этих
материалах (в том числе учащихся, достигших 18 лет и их родителей (законных
представителей).
3.8.6. Использование фото, аудио-, видео - материалов в средствах массовой информации,
в научных изданиях возможно только при обеспечении соблюдения авторских прав
учителя.
3.9.
Анализ посещенного учебного занятия
3.9.1. Анализ посещения учебного занятия включает четыре обязательных этапа:
•
самоанализ урока учителем;
•
анализ урока должностным лицом, посетившим урок;
•
согласование выводов учителя и должностного лица по результатам
посещенного урока;
•
оформление необходимых документов, отражающих посещение учебного
занятия.
3.9.2. В ходе проведения обсуждения и анализа урока должностные лица вправе
ознакомится с конспектом урока.
3.9.3. Использование учителем, педагогическим работником рекомендаций и замечаний,
высказанных должностными лицами, обязательно.
3.9.4. В рамках проведения конференций, семинаров, мастер-классов проводится
свободное обсуждения учебного занятия, в котором могут принимать участие все
присутствовавшие на занятии лица.
3.9.5. Учитель имеет право выразить свое согласие или несогласие оценкой учебного
занятия.
3.9.6. Посетившим урок педагогическим работникам дается время для составления
первичного анализа.
3.9.7. Рекомендуется проводить анализ учебного занятия в день его посещения, выделить
3.7.

5

на его проведение достаточное количество времени.
3.9.8. Учителя, руководители методических объединений, другие педагогические
работники школы, посетившие учебное занятие, вправе дать рекомендации по
совершенствованию образовательно-воспитательной деятельности.
3.9.9. Запрещается проводить анализ учебного занятия родителям обучающихся.
3.10.
Документы, отражающие посещение уроков
3.10.1. Посещение учебных занятий в рамках плановых и других проверок и мероприятий
завершается составлением документа (справки, карты урока, аналитической записки).
3.10.2. Выводы, содержащиеся в документах, отражающих результаты посещения
учебных занятий, учитываются администрацией при принятии управленческих решений
(поощрении, наложении взысканий, распределении учебной нагрузки и т.п.)
3.10.3. Обязательно ознакомление учителя со всеми документами, составленными после
посещения его уроков, в том числе под подпись.
3.10.4. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о
посещенных уроках (педагогической деятельности учителя) относится к компетенции
руководства школы.
3.10.5. Посещение уроков в период аттестации учителя, педагогического работника
завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности
учителя квалификационным требованиям той или иной категории.
3.10.6. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими
учебное занятие (деятельность учителя, педагогического работника).

4.

Правила посещения и анализа учебного занятия

4.1. Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к

учителю
с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.
4.2. Оценки анализирующим учебного занятия даются в конкретной форме с использованием уважительных форм обращения к учителю.
4.3. Анализирующий не комментирует наличие/отсутствие педагогических явлений, он
оценивает их с точки зрения грамотности применения.
4.4. Запрещается высказывать негативные оценки учебного занятия в присутствии
обучающихся и из родителей. Анализ учебного занятия проводится только в
присутствии педагогических работников.
4.5.
При участии в обсуждении/анализе учебного занятия нескольких человек должностное лицо высказывает свое мнение последним.

5.

Сроки действия Положения и порядок его изменения

Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного
процесса принимается Педагогическим советом школы и утверждается приказом директора школы.
5.2.
Изменения (дополнения) в Положение вносятся Педагогическим советом образовательного учреждения в соответствии с изменением нормативных документов,
регулирующих отношения в сфере общего образования.
5.3.
Срок действия настоящего Положения не ограничен.
5.1.

Принят с учетом мнения Совета родителей
МБОУ СОШ № 79 (протокол от 25.04.2022)

6

Приложение 1 к Положению.
КАРТА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА
Дата ________
Учитель _____________________________ Предмет _____________________________________
Класс _______
Количество учащихся по списку ________
Количество учащихся по факту________________
Присутствующие _____________________________________________________________________
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1.
Причина посещения урока
□ плановое посещение
□ внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)
2.
Цель посещения урока
□ знакомство с учителем
□ комплексное наблюдение за работой учителя
□ наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением
определенной задачи
(указывается проблема или задача) _______________________________________________________
□ наблюдение за работой класса, отдельных учеников
□ диагностика затруднений учителя
□ диагностика затруднений класса
□ ____________________________________________________________________________ к
онтроль (указывается форма контроля) ____________________________________________________
□ подготовка к аттестации
□ аттестация
□ психолого-педагогическое наблюдение
□ ____________________________________________________________________________ д
ругое (указывается цель посещения) ______________________________________________________
3.
Данные об уроке
Тема урока
Тип урока:
□ первичное предъявление новых знаний
□ закрепление изученного материала
□ обобщение и систематизации знаний Цель
урока

□ комбинированный
□ контрольный
□ коррекционный

Ресурсное обеспечение урока: □ не имеется □ ИКТ DTCO □ наглядные пособия □ раздаточный
материал
□ другое
Наличие технологической карты урока: □ имеется □ не имеется
Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию: □ соответствует □ не
соответствует
АНАЛИЗ УРОКА
Пар
Критерии
амет
отсутствует
ры
Мот
Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным
ивац
материалом)
эмоциональная, содержательная (интересные формы)
ия
эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт,
насколько важен для него учебный материал)
отсутствует
Про
неэффективная организации проверки
верк
а
недостаточная полнота и глубина проверки

J

7

дома
шне
го
зада
ния

полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки
учителем
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки
учителем совместно с учащимися
отсутствует

8

Цел
епол
аган
ие
Хар
акте
р
учеб
ных
Соде
зада
ржа
ний
ние
урок
а

Упр
авле
ние
позн
ават
ельн
ой
деят
ельн
ость
ю
шко
льн
Фор
ика
мы
и
осво
хара
ения
При
ктер
урок
мене
исти
а
ние
ка
совр
деят
емен
Ком
ельн
ных
мун
ости
техн
ика
учая
олог
ци
щих
ий
уча
Сра
ся
щих
внен
на
ся
ие
урок
вре
е
мен
и
«гов
орен
Орг
ия»
аниз
уча
ация
щих
обра
ся
со
тной
вре
связ
мене
и мна
урок
«гов
е
орен
ия»
учит
еля

цель урока определяется учителем
цель урока согласуется в обсуждении с учениками
оформляются несколько целей урока (учителем - для себя, учениками для себя)
репродуктивный
(выполнение по образцу)
репродуктивный с включением с элементами самостоятельности,
творчества
поисковый, творческий
соответствие содержания урока требованиям программы
связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом,
межпредметные связи
научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие
возрастным особенностям
целесообразность и обоснованность применяемых форм и методов
связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с
целью развития познавательной активности и самостоятельности
ученик принимает проблемную ситуацию, заданную учителем,
принимает цели и задачи, поставленные учителем, использует
предложенный алгоритм действий, использует предложенные ресурсы
ученик принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, ставит
цель, формулирует задачи по достижению заданной цели, выбирает
алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов, выбирает
необходимые ресурсы, самостоятельно планирует и осуществляет
текущийсамостоятельно
контроль своихвыявляет
действийи формулирует проблему, ставит цель,
ученик
определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые
результаты, создаёт алгоритм действий, находит ресурс для выполнения
действий, соотносит запланированный и полученный результат,
планирует свою дальнейшую деятельность
индивидуальная
работа в группах, парах
фронтальная
отсутствует
ИКТ, развивающее обучение, деятельностное обучение, обучение в
сотрудничестве, модульная, критического мышления, активных методов
обучения, игровые, исследовательские, проектные,
здоровьесберегающие,
другие
(указать)
соблюдают
речевые нормы,
задают
вопросы на понимание
задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в
группе.
используют средства устной и письменной коммуникации, адекватные
цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
во время объяснения нового материала преобладает время активного
объяснения материала учителем
активное объяснение материала учителем с включением проблемных
вопросов, эвристической беседы
оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями
учащихся, объяснение материала носит проблемный характер
обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает - ученик
отвечает), отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит
ученика)
инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики
могут выбрать способы и формы обратной связи, отношения строятся
на уровне «субъект - объект/субъект», при организации обратной связи
учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися
(аудиал,
визуал,
кинестетик)
постоянное
«субъект/субъектное»
взаимодействие между учителями и
учащимися, учеников между собой; совместное моделирование
ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников,
обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются
совместно с учащимися), рефлексия, самооценка не только результата,
но
и деятельности
отсутствует

9

Оце
нива
ние
дост
иже
Реф
ний
лекс
уча
ия
щих
ся

констатация
объективное педагогическое оценивание с аргументацией
включение учащихся в обсуждение ответа
самооценка, выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка
на оценкувысказываются по поводу результата урока
ученики
ученики оценивают результат и процесс деятельности
ученики объективно анализируют результаты урока и определяют
субъективное значение результатов деятельности
результат не достигнут
результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем
результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной
совместно с учениками
результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и
результатами контрольного среза
большая часть класса достигла результата
отсутствует
задания, подобные классным (объём не более 75% от классной работы)
задания, дифференцированного характера
контекстные задания, для решения которых необходима информация,
источник которой не указан
наличие инструктажа
отсутствует
благоприятный климат, сотрудничество учителя с учащимися

Резу
льта
тивн
о
сть
урок
а
Дом
ашн
ее
зада
ние
Пси
холо
гиче
с
кая
ОЦЕНКА УРОКА
□ком
фор
распространения
опыта □ удовлетворительная
□тнос
ть
Дополнительные комментарии к уроку:

положительная, с рекомендацией
положительная □ отрицательная

С выводами ознакомлен:
Подписи:

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».