ДООП Шахматная школа 1 год 23-24 сайт

Содержание
Наименование

Стр.

Комплекс основных характеристик программы

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Цель, задачи программы

3

1.3

Содержание программы

4

1.3.1

Учебно-тематический план 1 года обучения

4

1.3.2.

Содержание учебно-тематического плана 1 года

4

1

обучения
Планируемые результаты

5

Комплекс организационно-педагогических условий

5

2.1

Календарный учебный график 1 год обучения

5

2.2

Условия реализации программы

8

2.3

Формы аттестации

8

2.4

Методическое обеспечение

9

2.5

Список литературы

10

1.4
2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная
школа» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и

содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.
Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника. Программа дополнительного
образования детей направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации
к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение
детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Основным
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в
мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Возраст детей 7-11 лет, численность группы – 18-20 человек.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора на основании письменного заявления родителей. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 15-20 человек.
Объем освоения программы: 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (60 минут).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из
обучающихся начальной школы; состав группы постоянный. Занятия осуществляются с 1
сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная школа» реализуется в течение
всего учебного года, включая каникулярное время.

1.2.

Цель, задачи программы

Цель программы – создание условий для становления личности младшего школьника:
интеллектуально развитой, творческой, умеющей стремиться и достигать результатов.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
 формирование общих представлений об игре в шахматы, история зарождения;
 приобретение теоретических и практических знаний при решении шахматных партий;
 обучение техническим и тактическим приемам игры в шахматы;
 обучение
вести записи шахматных партий, использовать сопутствующий
инструментарий.
Развивающие:
 способствовать наиболее полному раскрытию интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением;
 развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической
деятельности;
 учить осознанно решать интеллектуальные и творческие задачи; стремиться к
самореализации.
Воспитывающие:
 воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься игрой в шахматы;
 воспитание нравственных и волевых качеств у учащихся;
 формирование команды школы для участия в соревнованиях различного уровня.
 реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков;
 сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Календарный учебный график
№

Наименование
курса

Начало
занятий

Окончани
е занятий

Выходные
дни

1

Шахматы

18
сентября

31 мая

31 декабря –
8 января

1.3.2.

№

Кол-во
учебных
недель
(всего)
34

Количество
часов

68

Учебно-тематический план

Название раздела и темы

Всего
часов
70

из них
теория

практика

Форма
контроля/
аттестации

1.

Шахматная доска

2

1

1

2.

Ходы и взятия фигур

20

10

10

3.

8

4

4

4.

Цель и результат шахматной
партии.
Матование одинокого короля

10

5

5

5.

Понятие о дебюте

18

9

9

6.

Ценность шахматных фигур

10

5

5

Всего:

68

34

34

беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Учебный курс включает в себя четыре раздела. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор
на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети
могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы
Раздел 1 Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.). «Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски «Диагональ». То же
самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Раздел 2 Ходы и взятие фигур.
Тема 2.1 Пешка Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности
пешки. Превращение пешки. Взятие на проходе. Сдвоенные, связанные, изолированные пешки.
Проходная пешка. Кандидат в проходные. Дидактические игры «Игра на
уничтожение». Практическое занятие по теме «Пешечный бой».
Тема 2.2 Ладья Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи.
Сила и слабость ладьи. Ладья против пешек. «Обжорный ряд». Ладья с пешками против ладьи
с пешками. «Игра на уничтожение.
Тема 2.3 Слон Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Сила и слабость слона. Слон против
пешек. Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Ферзь Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь против пешек. Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.5 Конь Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь против пешек. Сила и слабость коня. Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.6 Король Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Король с пешками против короля с пешками. Дидактическая игра «Проведи пешку»
Раздел 3. Цель шахматной партии.

Тема 3.1. Шах. Мат. Пат. Шах. Защита от шаха. Цель игры -мат. Отличие пата от мата.
Дидактическое задание “Мат или не мат”. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”. Мат в
один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай
мат в один ход”
Тема 3.2. Цель игры. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание “Мат в один
ход”. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое
задание “Дай мат в один ход”.
Тема 3.3. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Игра проводится
всеми фигурами из начального положения. Обязательно надо сделать рокировку.
Тема 4. Матование одинокого короля
Матование одинокого короля тяжелыми фигурами.
Тема 5. Понятие о дебюте
Определение дебюта.
Дебютные принципы. Типичные ошибки в дебюте.
Тема 6. Ценность шахматных фигур
Относительная ценность фигур. Изменение ценности фигур в зависимости от ситуации.
Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес.

1.4 Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны знать: шахматные термины: белое и
черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила
хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

2.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения

№

1.
2.
3.
4.

Месяц

Форма
занятия

сентябрь Лекция,
беседа
сентябрь Практическое
занятие
сентябрь Практическое
занятие
октябрь Практическое
занятие

Количество
уч. часов
прак теор
т
1
1
1
1

Тема занятия

Форма
контроля

Инструктаж по ОТ
Введение в программу
Шахматная доска

Обсуждение

Пешка

наблюдение

Пешка

наблюдение

наблюдение

5.

октябрь

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

октябрь

9.

октябрь

10. октябрь
11. октябрь
12. октябрь
13. ноябрь
14. ноябрь
15. ноябрь
16. ноябрь
17. ноябрь
18. ноябрь
19. декабрь
20. декабрь
21. декабрь
22. декабрь
23. декабрь
24. декабрь
25. декабрь
26. декабрь
27. декабрь
28. декабрь
29.

январь

30. январь
31. январь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция,
беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Пешка

наблюдение

Ладья

наблюдение

Ладья

наблюдение

Ладья

наблюдение

Слон

наблюдение

Слон

наблюдение

Слон

наблюдение

Ферзь

наблюдение

Ферзь

наблюдение

Ферзь

наблюдение

Конь

наблюдение

Конь

наблюдение

Конь

наблюдение

Конь

наблюдение

Король

наблюдение

Король

наблюдение

Король

наблюдение

Король

наблюдение

Шах. Мат. Пат

наблюдение

Шах. Мат. Пат

наблюдение

Цель игры

наблюдение

Цель игры

наблюдение

Цель игры

наблюдение

Цель игры

наблюдение

Рокировка.

наблюдение

Рокировка.

наблюдение

Матование одинокого
короля

наблюдение

32. январь
33. январь
34. январь
35. февраль
36. февраль
37. февраль
38. февраль
39. февраль
40. февраль
41. февраль
42. февраль
43. март
44.

март

45. март
46. март
47. март
48. март
49. март
50. март
51. март
52.

апрель

53. апрель
54. апрель
55.

апрель

56.

апрель

57.

апрель

58.

апрель

Практическое
занятие
Занятие-игра
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
Лекция,
беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Матование одинокого
короля
Понятие о дебюте
Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

1

Понятие о дебюте

наблюдение

1

Понятие о дебюте
Понятие о дебюте

наблюдение
наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

Понятие о дебюте

наблюдение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

59.

апрель

60.

апрель

61.

май

62.

май

63.

май

64.

май

65.

май

66.

май

67.

май

68.

май

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Всего

Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур
Ценность шахматных
фигур

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

34
68

2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение:





магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами (1 шт.);
шахматные часы (1 шт.);
комплекты шахматных фигур с досками (8 штук);
ноутбук и проектор.

2.3. Формы аттестации
Диагностика знаний обучающихся по теоретическим вопросам проводится с помощью
различных тестов, викторин, игр. Сформированность практических навыков определяется
правильностью участия в проведённых играх, качеством решения этюдов и практических задач.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням (Приложение№1):

низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством
педагога, без желания участвует в играх, викторинах;

средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи
педагога, охотно участвует в играх, викторинах, но сам не проявляет инициативы;

высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, сам проявляет
творчество и инициативу в организации своей деятельности.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения,
фронтального и индивидуального опроса, выполнения творческих заданий;

Промежуточный контроль:

- тестирование, письменный опрос для определения объёма усвоенных знаний;
- практическая работа.

Итоговый контроль в формах:

- тестирование, письменный опрос для определения объёма усвоенных знаний;
- практическая работа (игра, решение задач).
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно.

2.4. Методическое обеспечение
Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная
часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и
иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа
сыгранных ребятами партий.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры
с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты
работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ
собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Формирование шахматного мышления у ребёнка проходит через ряд этапов от репродуктивного
повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на
практике, подразумевающих отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и продуктивный методы. Они
применяются:
- при знакомстве с шахматными фигурами;
- при изучении шахматной доски;
- при обучении правилам игры;
- при реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах партии, где
основным методом становится продуктивный. Для реализации на доске своего замысла,
учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется алгоритм
мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую
роль и при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых
позиций.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее
эффективно изучение дебютной теории осуществляется в случае, когда большую часть работы
ребёнок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах обучения применяется творческий метод для совершенствования
тактического
мастерства
учащихся
(самостоятельное
составление
позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов
и т.д.).
Метод проблемного обучения применяется при разборе партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает обучение самостоятельности детей в поисках
решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- практическая игра.
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- участие в соревнованиях.

2.5. Список литературы
1. Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей - СПб.: ИД «Литера»,2005г.
2. Пожарский В.А. Шахматный учебник/ В.А. Пожарский. - М., 1996г.
3. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной
школе// Начальное образование. - 2006. - № 4.
4. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
5. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы» - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002. - 224с.
6. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.:
«Вентана-Граф», 2012г.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998г.
8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999г.
Экранно–звуковые пособия:
9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм,
1990г.
10. Тимофеев А.А. "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений", 2011г.
11. Хенкин В. Шахматы для начинающих М.: «Астрель». - 2002г.
12. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопеди. -1990г.
13. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990г.

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели

Критерии

(Оцениваемые
параметры)

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Возможное
количество
баллов

Методы
диагностики

1.Теоретическая подготовка ребенка.
1.1.
Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем
½ объема знаний,
предусмотренных
программой);

1

- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);

5

- максимальный
уровень (ребенок
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный
период)
1.2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

10

- минимальный
уровень (ребенок,
как правило,
избегает
употреблять
специальные
термины);

1

- средний уровень
(ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой);

5

- максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)

10

Собеседование

2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана
программы)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем
½
предусмотренных
умений и знаний);

1

- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½);

5

- максимальный
уровень (ребенок
овладел
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный
период)
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

2.3. Творческие
навыки

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования

Креативность в
выполнении
практических
заданий

10

- минимальный
уровень (ребенок
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием);

1

- средний уровень
(ребенок работает
с оборудованием с
помощью
педагога);

5

- максимальный
уровень (работает
с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает
особых
трудностей)

10

- начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности
(ребенок в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога);

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Контрольное
задание
1

- репродуктивный
уровень
(выполняет в
основном задания
на основе образца);
-творческий
уровень
(выполняет
практические
задания с
элементами
творчества).

5

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения

3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Самостоятельность
в подборе и
анализе
литературы

- минимальный
уровень умений
(обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
литературой,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога);
- средний уровень
(работает с
литературой с
помощью педагога
или родителей);
- максимальный
уровень (работает
с литературой
самостоятельно, не
испытывает
особых
трудностей)

3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации

Самостоятельность Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.
в пользовании
компьютерными
источниками
информации

3.1.3. Умение
осуществлять

Самостоятельность Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.
в учебно-

1

Анализ
Исследовательские
работы
Наблюдение

5

10

1

Анализ

5

Исследовательские
работы

10

Наблюдение
Анализ

учебно-исследовательскую
работу (писать
рефераты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

исследовательской
работе

Исследовательские
работы
Наблюдение

3.2. УчебноАдекватность
коммуникативные восприятия
умения:
информации,
идущей от
педагога

Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.

3.2.1. Умение
слушать и
слышать педагога

Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.

3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией

3.2.3. Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии

Свобода владения
и подачи
обучающимся
подготовленной
информации

Анализ
Исследовательские
работы
Наблюдение
Анализ
Исследовательские
работы
Наблюдение

Самостоятельность Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.
в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств

Анализ

Самостоятельность Уровни – по
аналогии с п.3.1.1.
в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств

Анализ

Исследовательские
работы
Наблюдение

Исследовательские
работы
Наблюдение

3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее (учебное)
место

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

- минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем
½ объема навыков
соблюдения
правил
безопасности,
предусмотренных
программой);

1

- средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более ½ );

5

- максимальный
уровень (ребенок

10

Наблюдение

овладел
практически весь
объем навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный
период)
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

3.3.3 Умение
аккуратно
выполнять работу

Аккуратность и
ответственность в
работе

Удовл. - хорошо отлично

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Возможное
количество
баллов

Методы
диагностики

1. Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности

-терпения хватает
меньше чем на ½
занятия

- терпения хватает
на все занятие

10

Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям

- волевые усилия
ребенка
побеждаются
извне

1

- иногда – самим
ребенком

5

- терпения хватает
больше чем на ½
занятия

- всегда – самим
ребенком
1.3.
Самоконтроль

Умение
контролировать свои
поступки (приводить
к должному свои
действия)

1

Наблюдение

5

Наблюдение

10

- ребенок
постоянно
действует под
воздействием
контроля извне

1

- периодически
контролирует себя
сам

5

- постоянно
контролирует себя
сам

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества:
2.1. Самооценка

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Способность
оценивать себя
адекватно реальным
достижениям

- завышенная

1

- заниженная

5

- нормальная

10

Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

- интерес к
занятиям
продиктован
ребенку извне

1

- интерес
периодически

5

Анкетирование

Тестирование

поддерживается
самим ребенком
- интерес
постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

10

3. Поведенческие качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия)

Способность занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не участвует,
старается их
избегать

0

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

5

- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
10

3.2. Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения)

Умение
воспринимать общие
дела как свои
собственные

- избегает участия
в общих делах участвует при
побуждении извне
- инициативен в
общих делах

0
5
10

Наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».