РП Биология БУ 11 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ
СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология» (базовый уровень)
11 класс

Содержание учебного предмета «Биология» (базовый уровень)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки,
нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот
и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение,
передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие
организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской
генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой
природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы
эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
2

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и
поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию на основе осознания и осмысления духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребности в физическом самосовершенствовании;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие ценности;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;
- мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
3

культур, а также различных форм общественного сознания;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
- способность к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, других людей, умение оказывать первую помощь;
- нравственная позиция в поведении, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- готовность к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки , готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов,
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся, отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка личности к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
4

Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях
этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках
противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать
образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением;
управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором
идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над
общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой
аудиторией;
5

- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и
образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся сможет:
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. В рамках
направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» обучающийся сможет:
- создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» обучающийся сможет:
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные
определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. В рамках
направления «Создание графических объектов» обучающийся сможет:
- создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в
соответствии с решаемыми задачами.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов»
обучающийся сможет:
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки,
графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные,
организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах
глобального позиционирования;
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» обучающийся сможет:
- проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам. В рамках направления
«Моделирование, проектирование и управление» обучающийся сможет:
- строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов. В рамках
6

направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» обучающийся сможет:
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и
выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным
правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и
образования или нежелательно.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем:
описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности
людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь
природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка,
организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по
изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на
основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать
7

связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания,способы
дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию
для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории
(клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической
деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку
ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом
деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы
8

наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности
человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Тематическое планирование по учебному предмету «Биология»
11 класс
Темы

№
п/п

Количество
часов

3.

Биология как комплекс наук о живой природе – 3 часа
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные
направления в биологии.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических
знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.

4.

Структурные и функциональные основы жизни – 19 часов
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.

1

5.

Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.

1

6.

Биополимеры.

1

7.

Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

1

8.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной 1
картины мира. Лаб. раб. 1: Наблюдение, описание, сравнение клеток растений и животных.

9.

Клетки прокариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

1

10.

Клетки эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

1

11.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

1

12.

Лабораторная работа №2: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

1

13.

Жизнедеятельность клетки. Биосинтез белка.

1

1.
2.

1
1
1

9

14.

Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез

1

15.

Энергетический обмен.

1

16.
17.
18.
19.

Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке.
Генетический код. Ген, геном.
Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление.

1
1
1
1

20.

Митоз, значение.

1

21.

Мейоз, значение

1

22.

Соматические и половые клетки

1
Организм — единое целое – 12 часов

23.
24.
25.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.

1
1
1

26.

1

27.

Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.

28.

Законы наследственности Г. Менделя.

1

29.

Лабораторная работа 3: Решение элементарных генетических задач

1

30.

Хромосомная теория наследственности.

1

31.
32.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
1
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области 1
медицинской генетики.

1

10

№
п/п

Темы

Количеств
о
часов
1

50
51

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на
здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития.
Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, работы К.Линнея.
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина.
эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции.
Свидетельства эволюции живой природы.
Микроэволюция и макроэволюция.
Вид, его критерии.
Лабораторная работа: «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Популяция – элементарная единица эволюции..
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни.
Основные этапы эволюции органического мира на Земле (архей, протерозой, палеозой)

52
53
54

Основные этапы эволюции органического мира на Земле. (кайнозой, мезозой)
Современные представления о происхождении человека.
Эволюция человека (антропогенез).

1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Движущие силы антропогенеза.
Расы человека, их происхождение и единство
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема.
Разнообразие экосистем.
Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Повторение по теме «Теория эволюции»

ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».