РП Литература БУ 10-11

Приложение к ООП СОО
МБОУ СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литература»
(базовый уровень)

10 - 11 класс

1. 2. Содержание учебного предмета

«Литература» (базовый уровень)
10 класс
Исторические причины особого развития русской классической литературы.
Национальное своеобразие русского реализма.
Расстановка общественных сил в 1860-е гг.
Направления в русской критике второй половины 19 века.
Направления в русской критике второй половины 19 века.
И.С. Тургенев. Рассказы цикла «Записки охотника» «Отцы и дети» И
А. Гончаров. Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Обломов».
А.Н. Островский «Гроза». Н. Добролюбов и Д. Писарев о пьесах Островского
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа.. .», «Умом Россию не понять. ..» «О, как убийственно мы любим.. .», «Нам
не дано предугадать.. .», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое.. .»), «Эти бедные селенья.. .», «Последняя любовь», «День и ночь».
Поэзия Н А. Некрасова в контексте русского литературного развития. . «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом... >>, «Мы с тобой
бестолковые люди.. .», «Я не люблю иронии твоей.. .», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода.. .»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт.. .», «Внимая ужасам войны. . . » «Зине», «О, муза! Я у двери гроба... »
«Умру я скоро.. .». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
А.А.Фет «Поэтам», «Это утро, радость эта. . .», «Шепот, робкое дыханье.. .», «Сияла ночь.. .», «Еще майская ночь», «Еще весны
душистой нега. .. » «Заря прощается с землею„,», «Облаком волнистым... », На железной дороге».
АК. Толстой. Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения «Бесстрашный сказатель правды».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Ф. Стендаль Роман «Красное и черное»
О. де Бальзак. «Гобсек», «Человеческая комедия»
Английская литература 19 века. Произведения Ч. Диккенса. Рождественские повести. Произведения У. Теккерея.
Социально.сатирические произведения У. Теккерея
ОМ. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Война и мир»
НС. Лесков «Очарованный странник»
Ги де Мопассан «Пышка»и «Ожерелье».
А.П. Чехов. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Вишневый сад»
Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы

1 1 класс
Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала ХХ в.
И А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в творчестве Бунина. Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый
понедельник»
А.И. Куприн. «Поединок». «Гранатовый браслет»
Максим Горький «Старуха Изергиль». Пьеса «На
дне» Серебряный век» как культурно-историческая
эпоха.
В.Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова. «Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному
поэту», «Я»
НС. Гумилев. Проблематика и поэтика лирики.
А А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме» Тема «страшного мира», тема Родины, в лирике А А. Блока. Поэма «Двенадцать»
СА. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная», «Письмо матери», «Персидские мотивы» Особенности русской литературы 20-х
годов ХХ в.
ЕИ. Замятина «Мы»
Поэзия 20-х годов ХХ в. Русская эмигрантская сатира.
ВВ. Маяковский. Маяковский и футуризм. Тема поэта и поэзии в творчестве В В. Маяковского Русская
литература 30-х г 20 в (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб.
М А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов. Повесть «Сокровенный человек»
А А. Ахматова. Раннее творчество. «Реквием», «Поэма без героя». Ахматова и Пушкин.
ОЭ. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи ОЭ. Мандельштам
М.И. Цветаева Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта
М А. Шолохов «Тихий Дон»
Русская литература 2 —й половины 20века (обзор)
Поэзия 1960-х (обзор). Новое осмысление военной темы в русской литературе 50-90 гг 20в (обзор)
А. Т. Твардовский Лирика: размышление о настоящем и будущем
Б. Пастернак«Быть знаменитым некрасиво.. .», «Во всем мне хочется дойти.. .», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль.
Достать чернил и плакать! ..». «Доктор Живаго»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

В. Т. Шаламов Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»
Н.М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.
«Деревенская проза» в русской современной литературе
В ГГ Астафьева «Царь-рыба»
В Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар».
И А. Бродский. Основные темы и мотивы
лирики. Ю. Трифонов «Обмен».
А. Вампилов «Утиная охота»
Судьба, личность, творчество Мустая Карима.
П. Зюскинд, П. Коэльо. Обзор творчества
Д.Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Т С. Элиот. «Любовная песнь Альфреда Пруфрока».
Проблемы и уроки литературы ХХ - ХМ вв.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература МХ века
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы МХ в. (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в
поисках нравственного идеала, ”праведничество”, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои
и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма,
своеобразие романтизма в русской литературе. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира
и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвег русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы
веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как
ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования.
Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей
общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование
национального театра. Становление литературного языка.
Русская литература ХХ века
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже МХ - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их
отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное
регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении
исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе. Новое понимание русской истории. Влияние
”отгепели” 60-х годов на развитие литературы. ”Лагерная” тема в литературе. ” Деревенская“ проза. Обращение к народному сознанию в
поисках нравственного идеала в русской литературе. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения,
единства человека и природы).
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовнонравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов,
населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них ”вечных” проблем бытия. Постановка в литературе МХ - ХХ вв.
острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и
искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной
литературы.
Основные теоретико-литературные понятия Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей МХ - ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой.
Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
Личностные результаты. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
духовных ценностей нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять
полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в
условиях реального,
З

виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение
слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической
развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм,
аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об
изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои

собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.)
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
 анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о
произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об
историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе МХ и ХХ веков; о наиболее ярких или
характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии,
названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и
отечественной культуре; о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.Трагическое и комическое. Сатира,
юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет,
метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма.
Строфа. Литературная критика.

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ 79

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования является
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,

принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному
самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка
обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
- освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком,
патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о
собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
- помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей
профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию,
- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им
индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для привлечения внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях используются:
- учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах
с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного
содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык самоорганизации и саморегуляции,
функции планирования этапов, выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки
и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка рефлексии, что требует от обучающихся
самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче,

целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания
и/или самостоятельной постановки учебных задач;
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственноэтических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом осуществляется:
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи,
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение,
отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);
- использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных задач, которые требуют выражения
ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или
личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария)
своей позиции или оценки.

З. Тематическое планирование по учебному предмету «Литература»
(базовый уровень)

10
№
п/п

Тема

Количество часов
Всего

2

З

класс

Контрольные
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Практические
работы

Понятие литературного процесса. Литературное
произведение в историко-культурном контексте
(вводный урок)

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5815/start/81279/

Русская литература первой половины МХ века
(повторение).Романтизм и реализм как доминанты
литературного процесса в МХ веке.
Художественные открытия А. С. Пушкина, М. Ю
Лермонтова, Н. В. Гоголя и их значение для
развития русской литературы. Пушкинская и
лермонтовская традиции в русской поэзии («чистая
поэзия» «философская лирика»),гоголевское
направление в русской прозе («натуральная
школа»).
А. С. Пушкин Жизнь и творчество (повторение).
Стихотворения «Погасло дневное светило. ..»,
«Демон», «Свободы сеятель пустынный.
«Разговор
книгопродавца
с
поэтом»,
«Подражания Корану» (IX «И путник усталый
на Бога роптал. «Элегия» («Безумных лет

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3888/start/83400/

1

4

5

6
7
8

9

10

угасшее веселье. «Из Пиндемонти», «Отцы
пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой
друг,
пора!
Покоя
сердце
просит...»,
«Дарнапрасный, дар случайный. «Два чувства
дивно близки нам. ..». Проблема периодизации
творчества
Пушкина.
Художественные
открытия поэта
Особенности пушкинского лирического героя.
Отражение в стихотворениях поэта духовного мира
человека.
«Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа,
любовь, творчество, общество и человек, свобода и
неизбежность, смысл человеческого бытия)
Трагедия «Борис Годунов». Темы человеческой
судьбы, власти и народа, греха и возмездия в
трагедии.
Борис Годунов в системеобразов. Жанровое
своеобразие и проблема художественного метода.
Поэма «Медный всадник». Историко-философский
конфликт в поэме
Поэма «Медный всадник». Образ стихии. Образ
Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ
Петра Первого. Своеобразие жанра и композиции
произведения. Символика. Развитие реализма в
творчестве Пушкина.
Развитие речи Сочинения-эссе о нравственнофилософской проблематике произведений А. С.
Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
(повторение). Стихотворения «Мой демон» «К***»
(«Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон,

1

1

1
1
1

1

1

1

11

12
13
14

15

16

17

я другой...», «Есть речи — значенье...»,
«Журналист, читатель и писатель», «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто,
пестрою толпою окружен. ..», «Валерик», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана...»),
«Выхожу один я на дорогу...». Своеобразие
художественного мира Лермонтова.
Особенности эволюции творчества. Романтические
и реалистические тенденции в творчестве поэта.
Развитие пушкинских тем, мотивов и образов.
Поэма «Демон». Творческая история поэмы. Образ
Демона.
Развитие традиций западноевропейской и русской
литературы. Тема добра и зла.
Своеобразие композиции поэмы. Художественная
функция диалога Демона и Тамары. Смысл финала
поэмы.

Развитие речи. Составление тезисов развернутого
ответа на вопрос, связанный с целостным
анализом лирического стихотворения или поэмы.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (повторение).
Основные
этапы
творчества
Гоголя.
Романтические и реалистические тенденции в
прозе писателя.
Повесть «Нос». Тема Петербурга в творчестве
Гоголя. Образ города в цикле «петербургских
повестей».

1

1
1
1

1

1

1

18

19
20

21

22

23

Соотношение мечты и действительности,
фантастики и реальности в повести НВ Гоголя
«Нос».
Развитие речи. Сочинение об особенностях
реализма Н. В. Гоголя.
Зарубежная литература. Реализм как
литературное направление. Концепция мира и
человека в реалистическом искусстве.
Художественное осмысление действительности,
основанное на принципе жизнеподобия.
О. Де Бальзак. Слово о писателе. Повесть
«Гобсек». Изображение человека и мира
вещей. Тема денег. Г. Де Мопассан Слово о
писателе. Новелла «Ожерелье». Отражение
грустных раздумий автора о человеческом
уделе и несправедливости мира.
Русская литература второй половины МХ в
(обзор) Россия во второй половине МХ века.
Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры.
Основные тенденции в развитии реалистической
литературы.
«Натуральная
школа».
Журналистика
и
литературная критика. Аналитический характер
русской прозы, ее социальная острота и
философская глубина. Классическая русская
литература и ее мировое признание.

1

1
1

1

1

1

24

25

26

27
28

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните
вы, природа...», «О, как убийственно мы
любим.. Поэзия Тютчева и литературная
традиция.
Философский
характер
и
символический
подтекст
стихотворений
Тютчева. Основные темы, мотивы и образы
тютчевской лирики.
Тема родины. Человек, природа и история в
лирике Тютчева. Тема «невыразимого». «Умом
Россию не понять. ..» «Нам не дано предугадать.
..», «Природа — сфинкс».
Любовь как стихийное чувство и «поединок
роковой». Особенности «денисьевского
цикла». Художественное своеобразие поэзии
Тютчева. «И тем она верней...», «К. Б.» («Я
встретил вас — и все былое...»), «День и
ночь»
«Последняя
любовь».
Художественное
своеобразие
поэзии
Тютчева.
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия
Фета и литературная традиция

1

А.Фет и теория «чистого искусства». «Вечные»
темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь,
смерть). «Это утро, радость эта...», «Шепот,
робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали. «Еще майская ночь», «На
заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не
скажу...», «Одним толчком согнать ладью
живую. ..»

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4619/start/105612/

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4636/start/35143/

29

31

32

33

34

Философская
проблематика
лирики.
Художественное своеобразие, особенности
поэтического языка, психологизм лирики Фета,
ее связь с искусством импрессионизма. «Как
беден наш язык! Хочу и не могу . . .», «Учись у
них — у дуба, у березы.. .», «Шепот, робкое
дыханье.. .», «Это утро, радость эта.. .», «Я
пришел к тебе с приветом.. .», «Я тебе ничего не
скажу . . . »
Развитие речи. Сочинение по поэзии Ф. И.
Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман
«Обломов». «Обыкновенная история» (обзор)
История создания и особенности композиции
романа. Петербургская «обломовщина».
Глава «Сон Обломова» и ее художественная
функция в произведении. Система образов.
Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема
любви в романе. Социальная и нравственная
проблематика романа.
Обломов и «обломовщина». Образ Захара. Роль
пейзажа, портрета, интерьера и художественной
детали в романе.
Фольклорные темы и образы. Обломов в
ряду образов мировой литературы (Дон
Кихот, Гамлет). Место образа Обломова в
национальной культуре. Авторская позиция
и способы ее выражения в романе.
Своеобразие стиля Гончарова.

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5804/start/35195/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3491/start/34629/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3500/start/93752/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5783/start/8995/

1

35

36
37

38

39

40

41

42

43

Роман «Обломов» в критике: Н. А. Добролюбов.
«Что такое обломовщина?» (фрагменты). А. В.
Дружинин. «Обломов» роман И. А. Гончарова»
(фрагменты).
Развитие речи. Сочинение по роману И. А.
Гончарова «Обломов».
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Драма
«Гроза». «Таланты и поклонники»,
«Бесприданница»(обзор).
Психологический, семейный и социальный
конфликт в драме. Основные стадии развития
действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение
«жестоких нравов», трагических сторон
купеческого быта
Образы Волги и города Калинова. Катерина в
системе
образов.
Внутренний
конфликт
Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в
образе Катерины.
Нравственная проблематика пьесы. Темагреха,
возмездия и покаяния. Смысл названия и
символика пьесы. Жанровое своеобразие.
Соединение драматического, сатирического,
лирического и трагического в пьесе. Новаторство
Островского драматурга.
Драма «Гроза» в критике: Н. А. Добролюбов.
«Луч света в темном царстве» (фрагменты). Д. И.
Писарев. «Мотивы русской драмы» (фрагменты).
А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского»
(фрагменты). А. В. Дружинин. «Гроза»
Островского» (фрагменты).
Развитие речи. Сочинение по драме А. Н.

1

1
1

1

1

1

1

1

1

Островского «Гроза».
44
45

47
48

49

50

51
52

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Дворянское
гнездо»(обзор).
Роман «Отцы и дети». Творческая история
романа. Отражение в романе общественнополитической ситуации в России. Сюжет,
композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного
конфликта. Черты личности, мировоззрение
Базарова.
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители
Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе.
Базаров и его мнимые последователи. «Вечные»
темы в романе (природа, любовь искусство).
Смысл финала романа. Авторская позиция и
способы ее выражения.
Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный
психологизм»:
художественная
функция
портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.
Базаров в ряду других образов русской
литературы.
Роман «Отцы и дети» в критике: Д. И. Писарев.
«Базаров» (фрагменты). М А. Антонович.
«Асмодей нашего времени» (фрагменты). Н. Н.
Страхов. «„Отцы и
дети” И.С. Тургенева»
(фрагменты)
Развитие речи. Сочинение по творчеству И. С.
Тургенева
Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Что делать?». Эстетические взгляды
Чернышевского и их отражение в романе.

1
1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3521/start/280946/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4614/start/281197/

1
1

1

1

1
1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3532/start/9088/

Полемическая направленность произведения.
Особенности жанра и композиции.
53

54

55

56

Изображение «допотопного мира» в романе.
Образы «новых людей». Теория «разумного
эгоизма».
Образ
«особенного
человека»
Рахметова.
Художественная функция снов. Четвертый сон
Веры Павловны как социальная утопия. Смысл
финала романа. Место романа «Что делать?» в
политической и литературной борьбе эпохи.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Вчерашний день, часу в
шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди..
«Поэт и
Гражданин», Гражданский пафос
поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и
образы.
Особенности
некрасовского
лирического героя.
Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ
Музы в лирике Некрасова. Судьба поэтагражданина. Тема народа.
Утверждение красоты простого русского
человека. Антикрепостнические мотивы. «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!
..», «Я не люблю иронии твоей.. .», «Блажен
незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...»,
«Рыцарь на час», «Сеятелям», «В дороге», «В
полном разгаре страда деревенская.. .»,<<Мы с
тобой бестолковые люди.. «Поэт и Гражданин»,
«Пророк», «Родина», «Тройка», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода. ..»),

1

1

1
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3541/start/281039/

1

«Памяти Добролюбова»

57

58

59

60

61
62

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История
создания поэмы. Связь содержания произведения
с историческими, политическими событиями,
идейной и литературной борьбой. Сюжет,
композиция, жанровое своеобразие поэмы.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская
жизнь в изображении Некрасова. Система
образов поэмы.
Образы
правдоискателей
и
«народного
заступника»
Гриши
Добросклонова.
Сатирические образы помещиков. Смысл
названия поэмы. Народное представление о
счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба
Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Фольклорная основа поэмы.
Особенности стиля Некрасова.
Развитие речи. Сочинение по творчеству Н. А.
Некрасова
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник». Особенности
сюжета и композиции повести. Религиознофилософская основа в содержании произведения
и в его художественной форме. Тема дороги и
изображение этапов духовного пути личности

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5809/start/116251/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3563/start/116313/

1

1
1

(смысл странствий главного героя)
63

64

65

66

67

68

Концепция народного характера. Образ Ивана
Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека. Смысл названия повести.
Особенности лесковской повествовательной
манеры.
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Двух станов не боец, но только
гость случайный.. .»
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. «Против
течения», «Государь ты наш батюшка.. .»,
«История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева».
Своеобразие художественного мира А К.
Толстого.»
Связь творчества поэта с идейными и
эстетическими исканиями эпохи. Основные темы,
мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую
историю в произведениях Толстого.
Влияние фольклорной и романтической
традиции. Жанровое многообразие творческого
наследия Толстого.1
М. Е. Салтыков-Щ1едрин. Жизнь и творчество
(обзор).
«Господа1
Головлевы»
(обзор).
Обличение деспоти1зма, невежества власти,
бесправия и покорности народа
Роман «История одного города». Сатирическая
летопись истории Российского государства.
Собирательные образы градоначальников и
глуповцев.

1

1

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3580/start/301378/

69

70

71
72

73

74

75

Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Жанровое
своеобразие
«Истории...».
Особенности
композиции. Черты антиутопии в произведении.
Смысл финала «Истории.
Своеобразие
сатиры
Салтыкова-Щедрина.
Приемы сатирического изображения: сарказм,
ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции
русской сатиры в творчестве СалтыковаЩедрина.
Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. «Идиот»
(обзор).

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5807/start/158857/

Роман «Преступление и наказание». Замысел
романа и его воплощение. Особенности сюжета и
композиции. Своеобразие жанра. Проблематика,
система образов романа.
Теория Раскольникова и ее развенчание.
Раскольников и его «двойники». Образы
«униженных и оскорбленных».
Образ старухи-процентщицы. Второстепенные
персонажи. Образы детей. Приемы создания
образа Петербурга.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала автора. Библейские мотивы
и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная
функция.
Роль эпилога. «Преступление и наказание» как
философский роман. Полифонизм романа,
столкновение разных «точек зрения». Проблема
нравственного выбора. Смысл названия.

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3604/start/297410/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4635/start/297565/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5812/start/9213/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4638/start/300151/

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5806/start/14417/

1

76

77

78

79
80
81

82

83

84

Психологизм прозы Достоевского. Роль
внутренних монологов, снов и видений героев в
романе. Язык романа.
Злободневное, конкретно- историческое и вечное,
вневременное
в
произведениях
писателя.
Художественные открытия Достоевского и
мировое значение творчества писателя.
Роман «Преступление и наказание» в критике: Н.
Н. Страхов. «Преступление и наказание»
(фрагменты). Д. И. Писарев. «Борьба за жизнь»
(фрагменты).
Развитие речи. Сочинение по творчеству Ф. М.
Достоевского.
Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»(обзор).

1

Роман «Война и мир». История создания.
Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиции,
антитеза
как
центральный
композиционный прием. Система образов в
романе и нравственная концепция Толстого, его
критерии оценки личности.
«Внутренний человек» и «внешний человек».
Путь идейно- нравственных исканий князя
Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Образ Платона Каратаева и авторская концепция
«общей жизни». Изображение светского
общества.
«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.
Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые
героини Толстого. Роль эпилога

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5811/start/12670/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4637/start/305481/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3594/start/280884/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3611/start/300182/

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5810/start/35429/

1

1

1

1

1

85

86

87

88

89

90
91

Тема войны в романе. Толстовская философия
истории.
Военные
эпизоды
в
романе.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и
изображение Отечественной войны 1812 года.
Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Картины
партизанской войны, значение образа
Тихона Щербатого. Русский солдат в
изображении Толстого. Проблема национального
характера. Образы Тушина и Тимохина.
Проблема истинного и ложного героизма
Кутузов и Наполеон как два нравственных
полюса. Москва и Петербург в романе.
Психологизм романа. Приемы изображения
душевного мира героев («диалектики души»).
Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних
монологов в романе. Смысл названия и поэтика
романа-эпопеи.
Художественные
открытия
Толстого и мировое значение творчества
писателя.
Роман «Война и мир» в критике: П. В. Анненков.
«Исторические и эстетические вопросы в романе
графа Л. Н. Толстого «Война и мир»
(фрагменты). Н. Н. Страхов. «Война и мир» Л. Н.
Толстого» (фрагменты).
Развитие речи. Сочинение по творчеству Л. Н.
Толстого.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы
«Попрыгунья», «Студент», «Дом с мезонином»,
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Случай из практики», «Дама с

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/6285/start/132974/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3633/start/9306/

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3645/start/301198/

1

1

1
1

1
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4301/start/49098/

92

93

94

95

96

97

собачкой» «Невеста». Повесть «Палата № 6».
«Чайка» (обзор). Проблема периодизации
творчества Чехова.
Эволюция повествовательной манеры. Сочетание
трагического и комического, высокого и низкого,
идеального и обыденного в художественном
мире Чехова.
Тема пошлости и неизменности обыденной
жизни. Проблема ответственности человека за
свою судьбу. Утверждение красоты человеческих
чувств и отношений, творческого труда как
основы подлинной жизни. Тема любви в
чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова.
Роль
художественной
детали,
лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый
лиризм,
импрессионистичность
описаний,
подтекст. Значение творческого наследия Чехова
для мировой литературы и театра.
Драма «Три сестры». Новаторство Чеховадраматурга. Своеобразие конфликта. Система
образов. Тема неизменности жизни, ее
обыденности. Мечты и реальность в пьесе.
Тема будущего и ее своеобразное воплощение в
монологах героев. Смысл финала пьесы.
Особенности чеховского диалога.
Символический подтекст. Элементы поэтики
абсурда.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета
и конфликта пьесы. Система образов.
Символический смысл образа вишневого сада.
Тема прошлого, настоящего и будущего России в

1

1

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3658/start/300213/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5819/start/300497/

пьесе.
98
99
100
101

102
103
104

105

Раневская и Гаев как представители уходящего в
прошлое усадебного быта.
Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани

1

Тип героя- «недотепы». Образы слуг (Яша,
Дуняша, Фирс).
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Особенности диалога. «Подводное течение».
Символический подтекст пьесы. Своеобразие
жанра. Традиционное и новаторское в
драматургии Чехова.
Развитие речи Сочинение по творчеству А. П.
Чехова.
Зарубежная литература. Символизм во
французской поэзии (обзор).
Г.
Ибсен.
Драма
«Кукольный
дом».
«Привидения»
(обзор).
Социальная
и
нравственная проблематика «драмы идей».
Проблемы социального неравенства и прав
женщины. Жанровое своеобразие драмы.
Изображение жизни-игры, образ. Норы и
символический образ «кукольного дома».
Ретроспективная композиция. Смысл финала
драмы.
Всего

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4658/start/301229/

1

1
1
1

1

105

1

29

Тематическое планирование по учебному предмету «Литература»
(базовый уровень)
11
класс
№
п/п

Количество

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

часов

Темы
Всего

1

2

З

Литературное произведение и творчество
писателя в контексте отечественной и мировой
культуры. Основные тенденции развития
мировой и русской литературы XX века.
Вводный урок
Зарубежная литература ХХ века. Г. Аполлинер.
Слово о поэте. Стихотворения «Мост
Мирабо», «Прощание». «Заколотая горлинка и
фонтан» (обзор) Особенности ритмики и
строфики.
Эксперименты
в
области
стихотворной формы.
Ф. Кафка. Слово о писателе.
Новелла
«Превращение».
«Приговор»
(обзор).
Концепция мира и человека Особенности
повествования. Использование фантастических,
гротескных
изобразительных
форм.
Своеобразие стиля Кафки

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

1

30

4

5

6

7

8

Дж. Б. Шоу. Слово о писателе. Пьеса
«Пигмалион». «Дом, где разбиваются сердца».
(обзор). Современная интерпретация мифа о
Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе.
Англия в изображении Шоу. Чеховские традиции
в творчестве Шоу.
Русская литература конца XIX-начала ХХ века
(обзор) Философские и эстетические искания
эпохи. Серебряный век русской поэзии.
Исторические события (Первая мировая война,
революции в России) и их влияние на литературу.
Русский символизм (обзор). Д. С. Мережковский.
«О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы» (фрагменты).
Ф. К. Сологуб.
«Мелкий бес». В. Я. Брюсов.
«Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д.
Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...»,
«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб
видеть солнце...», «Элементарные слова о
символической поэзии» (фрагменты).
А. Белый.
«Символизм как миропонимание»
(фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без
возврата», «Невский проспект»).
Истоки русского символизма. Связь с
романтизмом. Символизм как ведущее течение
русского модернизма.
А.А.Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения
«Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека...», «В ресторане»,
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из
цикла «На поле Куликовом»), «На железной
дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные

1

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/3730/start/2813
52/

31

9

10

11

12
13
14

храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...»,
«О, я хочу безумно жить...», «Скифы», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам
маяться…», «Интеллигенция и революция», «О
назначении
поэта»
(обзор).
Собрание
стихотворений
Блока
как
«трилогия
вочеловечения». Мотивы и образы ранней
поэзии, излюбленные символы Блока. Образ
Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего
Блока, музыкальность его стихотворений
Поэма «Соловьиный сад». Автобиографическая
основа
поэмы.
Своеобразие
сюжета
и
композиции поэмы. Полемика с идеалом
«личного уюта». Философская трактовка темы
счастья.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы,
авторский опыт осмысления событий революции.
Сюжет
поэмы,
своеобразие
композиции.
Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные
символы.
Система образов. Развитие образа двенадцати.
Образ Христа и многозначность финала поэмы.
Авторская позиция и способы ее выражения в
поэме. Проблема художественного метода Блока.
Развитие речи 1. Сочинение по творчеству А. А.
Блока.
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Жизнь
Арсеньева» (обзор).
Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать
вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо
надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и
колосья...». Философичность и тонкий лиризм

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/5603/start/3012
91/

1

1

1

1

1
1

32

15

16

17
18

19

20
21

поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта.
Традиционные темы русской поэзии в лирике
Бунина.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Легкое
дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша
жизни», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической
литературы в прозе Бунина.
Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе
«Антоновские
яблоки».
Исследование
национального характера. «Вечные» темы в
рассказах Бунина
А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся»,
«Гамбринус» (обзор).
Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие
сюжета рассказа. Споры героев об истинной,
бескорыстной любви. Утверждение любви как
высшей ценности. Трагизм решения любовной
темы в рассказе. Мотив пробуждения души.
Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство
психологического анализа. Роль эпиграфа в
рассказе.
Смысл финала. Традиции русской классической
литературы в прозе Куприна.
Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество. «Красный
смех». (обзор). Повесть «Иуда Искариот».
Традиции Достоевского в творчестве Андреева.
Образ Иуды и проблема любви и предательства.
Изображение трагических противоречий бытия.
Тема отчуждения, одиночества человека в мире.

1

1

1
1

1

1
1

33

Проблема свободы личности.
22

23

24
25
26
27
28
29

30

М. Горький. Жизнь и творчество. Рассказы
«Макар Чудра», «Челкаш». «Двадцать шесть и
одна», «Васса Железнова» (обзор).
Романтизм ранних рассказов Горького.
Проблема героя в прозе писателя. Тема
поиска смысла жизни. Проблемы го дости и
свободы.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с
Художественным театром. «На дне» как
социально-философская драма. Смысл названия
пьесы.
Система
образов.
Судьбы
ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей.
Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин,
философский спор о человеке.
Проблема счастья в пьесе. Особенности
композиции пьесы.
«Несвоевременные мысли» . Горький как
публицист
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.
Горького.
Модернизм как литературное направление.
Концепция мира и человека в искусстве
модернизма. Основные течения в литературе
русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм. Серебряный век как своеобразный
«русский ренессанс».
Поэзия Акмеизма (обзор). М. А. Кузмин.«О
прекрасной ясности» (фрагменты), «Мои предки».

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1
34

31

32

33

Н. С. Гумилев.
«Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты),
«Жираф», «Волшебная скрипка» «Заблудившийся
трамвай».
Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева.
Лирический герой. Особенности эволюции
художественного метода Г милева
О. Э. Мандельштам. «Утро акмеизма», «Notre
Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»,«За
гремучую доблесть грядущих веков...», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез...»,
«Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков».
Представление о поэте как хранителе культуры.
Литературные
мистификации.(обзор)
Литературная
мистификация
как
художественный
и/или
жизнетворческий
эксперимент.
Из
истории
литературных
мистификаций
(«Поэмы
Оссиана»
Дж.
Макферсона, «Повести Белкина» А. С. Пушкина,
Козьма Прутков). Одна из наиболее известных
мистификаций в литературе XX века — поэзия
Черубины
де
Габриак,
воплощение
символистской идеи «творимой легенды».
А.А.Ахматова.
Жизнь
и
творчество.
Стихотворения
«Муза ушла по дороге...», «Под крышей
промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был.
Он звал утешно...», Ахматова и акмеизм.
Отражение в лирике Ахматовой глубины
человеческих
переживаний.
Психологизм
ахматовской
лирики.
«Песня
последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью...»,

1

1

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/5611/start/1359
2/

35

34

35

36

37

38

«Смятение», «Я научилась просто, мудро
жить...»
Темы любви и искусства. Патриотизм и
гражданственность поэзии Ахматовой. «Мне ни
к чему одические рати...», «Родная земля», «Не
с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»,
«Поэма без героя» (обзор).
Поэма «Реквием». Историческая основа, история
создания и публикации. Смысл названия поэмы,
отражение в ней личной трагедии и
общенародного горя. Особенности жанра и
композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и
эпилога.
Библейские мотивы и образы в поэме. Победа
исторической памяти над забвением как основной
пафос «Реквиема».. Художественная функция
аллюзий и реминисценций. Развитие речи 3.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеств
А. Ахматовой.
Русский футуризм (обзор) Манифесты футуризма
Звуковые
и
графические
эксперименты
футуристов. И. Северянин «Интродукция»,
«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»),
«Двусмысленная слава». В. В. Хлебников
«Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...»,
«Еще раз, еще раз...». «Пощечина общественному
вкусу», «Слово как таковое». Особенности
поэтического языка, словотворчество в лирике И.
Северянина и В. Хлебникова.
В.В.Маяковский.
Жизнь
и
творчество.
Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?»,

1

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/5611/start/1359
2/

1

1

1

https://resh.edu
.ru/subject/
36

39

40

41

42

43

«Послушайте!»,
«Скрипка
и
немножко
нервно»,«Лиличка!», «Ода революции», «Разговор
с фининспектором о поэзии», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся»,
«Письмо
товарищу
Кострову из Парижа о сущности любви»,
«Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и
футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства,
вызов миру обывателей, элементы эпатажа в
ранней лирике. Мотив одиночества поэта.
Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Новаторство Маяковского
(ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,
пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха).
Особенности любовной лирики. Тема поэта и
поэзии, осмысление проблемы художника и
времени. Сатирические образы в раннем и
позднем творчестве Маяковского. Жанровое и
стилевое своеобразие лирики Маяковского.
Поэма «Облако в штанах». Композиция поэмы, ее
связь с идейным содержанием. Исторический,
биографический и историко-культурный контекст.
Мотив трагического одиночества поэта
Развитие речи. Оригинальное решение тем
любви, искусства, религии.. Сочинение по твор
честву В. В. Маяковского.
Новокрестьянская
поэзия.
(обзор)
Продолжение
традиций
русской
реалистической поэзии XIX века в
творчестве новокрестьянских поэтов. Н. А.
Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыганские

lesson/5606/start/1054
74/

1

https://resh.edu.ru/sub
ject/
lesson/3774/start/1328
2/

1

1

1

1

1

37

44

45

46

кочевья...», «Из подвалов, из темных
углов...». С. А. Клычков. «Печаль, печаль в
моем саду...», «Милей, милей мне славы...».
П. В. Орешин.«Ночь», «Дулейка».
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Традиции
русского фольклора и классической литературы
в лирике Есенина. Тема родины в поэзии
Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных...», «Я
покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не
жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери»,
Образ русской деревни в ранней и поздней
лирике. Антитеза «город
—
деревня».
«Сквозные» образы лирики Есенина.
Жизнеутверждающее начало и трагический
пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности
человеческого бытия в поздней лирике поэта.
«Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке
Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская»,
«Письмо к женщине», «Неуютная жидкая
лунность...». «Черный человек». Сложность
характера и психологического состояния
лирического героя.
Поэма «Анна Снегина». Историческая и
автобиографическая основа поэмы. Изображение
предреволюционной
и
послереволюционной
деревни. Смысл названия поэмы. Особенности
композиции.
Соотношение
лирического
и
эпического начал. Художественная функция
диалогов. Смысл финала поэмы «Анна Снегина»

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/3740/start/1254
5/

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/4804/start/1263
9/

1

38

47
48

49

50

51

Развитие речи. Сочинение по творчеству С. А.
Есенина
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество (обзор).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт
быта и бытия, времени и вечности. «Моим
стихам, написанным так рано...», «Стихи к
Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто
создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска
по родине! Давно...», «Идешь, на меня
похожий...», «Роландов Рог», «Куст».
Поэзия как напряженный монолог-исповедь.
«Генералам двенадцатого года», «Мне нравится,
что вы больны не мной…», «О сколько их упало в
эту бездну…», «О, слезы на глазах…».
«Пригвождена».
Фольклорные и литературные образы и мотивы в
лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского
поэтического стиля.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь
и
творчество.
«Нобелевская премия». (обзор). Тема поэта и
поэзии (искусство как ответственность, судьба
художника и его роковая обреченность на
страдания). Стихотворения «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,
«Гамлет»,
«Гефсиманский
сад»,
«Быть
знаменитым некрасиво...», «Февраль. Достать
чернил и плакать..» Философская глубина лирики
Пастернака. «Во всем мне хочется дойти...»,
Тема человека и природы. «Зимняя ночь», «Снег
идет»,

1
1

1
https://resh.edu.ru/sub
ject/
lesson/5614/start/2973
47/

1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/4809/start/1499
8/

1

1

39

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов).История создания и
публикации романа. Жанровое своеобразие и
композиция романа, соединение в нем
эпического и лирического начал.
Система образов романа. Образ Юрия Живаго.
Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия
Живаго» и его связь с общей проблематикой
романа.
М.Булгаков. Жизнь и творчество. Книга
рассказов «Записки юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных»,
роман
«Белая
гвардия»(обзор)Историческая
и
автобиографическая
основа
романа.
Изображение событий гражданской войны.
Роман «Мастер и Маргарита».История создания
и публикации романа. Своеобразие жанра и
композиции романа. Прием «роман в романе».
Роль эпиграфа. Притчевая основа романа.
Сочетание реальности и фантастики. Москва и
Ершалаим
Образы Воланда и его свиты.

1

1

59

Библейские мотивы и образы в романе.
Человеческое и божественное в облике Иешуа.
Образ Левия Матвея и тема ученичества.

60

Образ Иуды и проблема предательства.

1

61

Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема
нравственного выбора в романе

1

52

53

54

55

56
57
58

1

1

1

1
1

1

40

62

63
64

65

66

67

68

Тема любви. Образ Маргариты. Проблема
творчества и судьбы художника. Образ Мастера.
Смысл финальной главы романа.
Развитие речи. Сочинение по творчеству М. А.
Булгакова.
Русская литература 1920-1930-х годов (обзор)
Особенности литературного процесса. Развитие
литературы в СССР и русском зарубежье.
Основные события литературной жизни. Тема
России и судьбы человека в переломную
историческую эпоху.
Поэзия и проза «Сатирикона» (обзор) Традиции
отечественной смеховой культуры в творчестве
поэтов и писателей, публиковавшихся в журнале
«Сатирикон».
История
издания
журнала.
Развитие традиций чеховской юмористики. А. Т.
Аверченко. «Автобиография», «Поэт». Н. А.
Тэффи.«Бабья книга», «Взамен политики». Саша
Черный.
«Смех сквозь слезы», «Два толка»,
«Рождение футуризма».
Е.И.Замятин. Жизнь и творчество (обзор). Роман
«Мы».
История создания и публикации романа.
Жанровое
своеобразие..
Особенности
композиции. Характер повествования.
Проблематика и система образов, центральный
конфликт романа Символические образы. Смысл
финала. Своеобразие языка романа. Жанр
антиутопии в мировой и русской литературе.
Поэзия Обэриу (обзор). Манифест «Поэзия
обэриутов».
Провозглашение
нового
поэтического языка и нового ощущение жизни.

1

1

1

1

1

1

1

1

41

69

70

71

72

73

74

75

Влияние «заумного языка» В. Хлебникова.
Сочетание внешнего комизма и трагического
мировосприятия.
Д.
И.
Хармс.«Шарики
сударики», «Олейникову», «Я гений пламенных
речей...».А. И. Введенский. «Мне жалко, что я не
зверь...»,
«Элегия».
Н.
М.
Олейников.
«Карась», «Прощание».
А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть
«Котлован». «Возвращение» (обзор).Традиции
Гоголя
и Салтыкова-Щедрина в прозе
Платонова. Высокий пафос и острая сатира. Идея
«общей жизни» как основа сюжета повести.
Герои Платонова. Тема детства и тема смерти в
повести. Символический образ котлована.
Самобытность стиля писателя.
М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Поднятая
целина» (обзор) Роман «Тихий Дон». История
создания
романа.
Широта
эпического
повествования. Авторская позиция.
Система образов в романе. Семья Мелеховых,
быт и нравы донского казачества. Глубина
постижения исторических процессов в романе.
Изображение
Гражданской
войны
как
общенародной трагедии. Тема разрушения
семейного и крестьянского укладов.
Путь Григория Мелехова как поиск правды
жизни. «Вечные» темы в романе: человек и
история, война и мир, личность и масса.
Утверждение высоких человеческих ценностей.
Женские образы. Функция пейзажа в романе.
Роль народных песен. Смысл финала.

1

1

1

1

1

1

1

42

76
77

78

79

80

81

Художественное своеобразие романа. Язык
прозы Шолохова. Традиции классической
литературы XIX века в романе.
Развитие речи. Сочинение по роману М. А.
Шолохова «Тихий он».
Н.А.Заболоцкий. Утверждение непреходящих
нравственных ценностей, неразрывной связи
поколений.
Философская
проблематика.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...»,
«Завещание», «Читая стихи», «О красоте
человеческих лиц». «В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле
Магадана…», «Движение», «Метаморфозы».
Своеобразие художественного воплощения темы
природы.
Художественный
мир
поэзии
Заболоцкого.
Зарубежная литература второй половины ХХ
века(обзор) Основные тенденции в развитии
зарубежной литературы второй половины XX
века. Развитие реалистических традиций. Э.
Хемингуэй. «Старик и море».
Философская,
социальная
и
нравственная
проблематика.
Проблемы
отчужденности,
самопознания, нравственного выбора. Дж.
Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Обращение писателей к парадоксам бытия.
Взаимодействие реального и фантастического,
современности и мифа. У. Эко.
«Имя розы»
Русская литература второй половины ХХ
столетия. Великая Отечественная война и ее
художественное осмысление в русской литературе
и литературах других народов России. Влияние

1

1

1

1

1

1

1

43

«оттепели» 1960-х годов на развитие литературы.
82

83

84

85
86
87

88
89

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).
Фольклорные и литературные традиции в поэзии
Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики.
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном
завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный
цоколь монумента...», «О сущем»
Исповедальный характер поздней лирики.
Служение народу как ведущий мотив творчества
поэта. Историческая тема и тема памяти. «В чем
хочешь человечество вини...», «Я знаю, никакой
моей вины…», : «В тот день, когда окончилась
война…
Тема Великой Отечественной войны в литературе
(обзор) Изображение событий военного времени в
произведениях писателей и поэтов, участников
Великой Отечественной войны. В. Л. Кондратьев.
«Сашка?». «Убиты под Москвой»(обзор)
Лирика и публицистика военных лет.

1

Своеобразие «лейтенантской» прозы. Г. Н.
Владимов.
«Генерал и его армия».
Художественное
исследование
психологии
человека
в
условиях
войны.
В.
В.
Быков.«Сотников»,
Документальная проза о войне. Военная тема в
литературе русской эмиграции.
Социальная и нравственная проблематика русской
прозы второй половины ХХ века.(обзор)
Литературный процесс во второй половине XX

1

1

1

1

1

1
1

https://resh.edu.ru/su
bject/
lesson/3877/start/2974
44

90

91

92
93

94
95

96

97

века. В. Т. Шаламов.«Последний замер»,
«Шоковая терапия».
Основные тенденции в развитии русской
литературы, ее социальная и нравственная
проблематика. В. Г. Распутин. «Прощание с
Матерой».
Литература и публицистика. «Лагерная» тема:
личность
и
государство,
характер
и
обстоятельства. А. В. Вампилов.«Утиная охота».
Проблемы народной жизни в «деревенской»
прозе. В. П. Астафьев.«Царь-рыба» (фрагменты).
В.М.Шукшин. Жизнь и творчество (обзор).
Изображение народного характера и народной
жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской
прозе.Особенности повествовательной манеры
Шукшина.
Рассказы
«Верую!»,
«Алеша
Бесконвойный».
«Срезал»,
«Забуксовал»,
«Чудик».
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в
повести. «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»
(обзор).
Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи. Повесть «Один
день Ивана Денисовича».
Драматургия второй половины ХХ века (обзор)
А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры». А.В.
Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная
охота». А.М. Володин. Пьеса «Назначение». В.С.
Розов. Пьеса «Гнездо глухаря». М.М. Рощин.

41/

1

1

1
1

1
1

1

1

45

Пьеса «Валентин и Валентина»
98

99

100

101

102

Русская поэзия второй половины ХХ века (обзор)
«Тихая» поэзия и «эстрадная» поэзия. Е. А.
Евтушенко. «Со мною вот что происходит...». Б.
Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»,
«Живописцы». Б. А. Ахмадулина. «По улице моей
который год...».
«Вечные» темы. Особенности «бардовской»
поэзии 1960- х годов. Н. М. Рубцов. «Видения на
холме», «Листья осенние», «Привет, Россия,
родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек». Р. Гамзатов.
«Журавли». Традиции
романтизма, акмеизма в поэзии. Развитие речи 8.
Целостный анализ лирического стихотворения
И.А.Бродский. Жизнь и творчество (обзор).
Жанровое
своеобразие
лирических
стихотворений. Неприятие абсурдного мира и
тема одиночества человека в «заселенном
пространстве». Бродский и постмодернизм.
Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что
ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало
для меня...»), «Конец прекрасной эпохи»,
Постмодернизм (обзор). Постмодернизм как
эстетический феномен в искусстве второй
половины XX века. Концепция мира и человека в
искусстве постмодернизма.
Русская литература последнего десятилетия
(обзор) Основные тенденции современного
литературного процесса. Последние публикации в
журналах, отмеченные премиями, получившие

1

1

1

1

1

46

общественный резонанс, положительные отклики
в печати.
ИТОГО

102

6

102

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».