РП Практическая экономика 11кл

Приложение к ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практическая экономика»
для обучающихся 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
Содержание среднего общего образования по предмету «Практическая
экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый современному гражданину России. Он включает общие
представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи,
фирмы и государства, в том числе в международной сфере. В содержание
курса также входят навыки, умения и ключевые компетентности,
необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых
экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же
время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с
экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего
экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых,
более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному
человеку.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЭКОНОМИКА»
Изучение предмета «Практическая экономика» в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа
мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к
изучению экономических дисциплин; способности к самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности и об
экономике России для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать
экономическую
информацию,
анализировать,
систематизировать
полученные данные; подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
экономической жизниобщества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний
для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной
самореализации в экономической сфере.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Практическая экономика» в 10- 11 классе отводится 68
часов (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню экономического знания, включающего знания истории экономической
мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук.
2.
Сформированность
субъективной
позиции
учащегося
(самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а
также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам.
3.
Сформированность гражданской позиции ученика как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические
права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1.
Владение умения принимать рациональные решения в ситуациях
экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя,
продавца, заѐмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
2.
Владение умением умение разрабатывать и реализовывать проекты
экономического и междисциплинарного характера, в том числе
исследовательские проекты;
3.
Владение базовыми методами научного познания, используемыми в
экономике, включая умения:
Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных
источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, интернет-ресурсы,
научная и учебная литература);
делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию
экономических явлений и процессов;
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи
между экономическими явлениями и процессами:
прогнозировать развитие экономических процессов.
4. Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний
авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной
позиции;
5. Владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и
практической деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Выпускник научится:
1. Формировать социально-экономическую картину мира (владение базовыми

экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система,
собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки,
деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство,
глобализация, интеграция);
2. Владеть знаниями специфики развития экономической сферы жизни
современного российского общества, экономических институтов.
3. Владеть знаниями устройства экономических институтов в современной
российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли,
банковской и налоговой систем.
Выпускник получит возможность научиться:
Формировать:
мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического
знания, включающего знания истории экономической мысли, современной
экономической теории и прикладных экономических наук;
субъективную позицию учащегося (самоопределение и самореализация в сфере
экономических отношений);
гражданскую позицию ученика как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности,
уважающего свою и чужую собственность.
Освоить:
умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического
выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заѐмщика,
акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и
междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
базовых методов научного познания, используемых в экономике;
умение понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов
культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной
позиции;
умение осуществлять рефлексию собственной учебной и практической
деятельности.
Овладеть:
базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая
система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги,
банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство,
глобализация, интеграция;
знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного
российского общества, экономических институтов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.
Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на
формирование потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ.
Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная
стоимость. Процесс принятия решения. Административно-плановая система. Рыночная
система. Переходная модель экономики. Зарождение и развитие рыночной системы.
Функции рынка. Конкуренция и ее роль в рыночной системе.
Виды рынков. Домашние хозяйства и фирмы как субъекты круговорота рыночной
экономики. Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Спрос.
Определение спроса. Величина спроса. Факторы, влияющие на спрос. Виды спроса.
Предложение товара. Величина предложения. Рыночноe равновесие. Условие
совершенной конкуренции. Реакция рынка на изменения спроса и предложения.
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Индивидуальный и рыночный
спрос. Рыночное равновесие, равновесная цена, точка равновесия, условия совершенной
конкуренции, уравновешивающая функция цены. Изменение спроса, предложения,
одновременное изменение, «потолок» цены, товарный дефицит, минимальная цена,
излишек товара Ценовая эластичность спроса, эластичный, неэластичный спрос,
единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, измерение
эластичности по цене, коэффициент эластичности. Эластичность спроса по доходу.
Перекрестная эластичность. Ценовая эластичность предложения и факторы, влияющие
на нее, эластичность в долгосрочном, среднесрочном, краткосрочном периоде, факторы,
объясняющие различную степень эластичности предложения. Предпосылки теории
поведения потребителя. Потребительское поведения. Теория предельной полезности
как основа изучения поведения потребителей.
Правило максимизации полезности. Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы
кривых безразличия. Бюджетное ограничение. Положение потребительского
равновесия. Индивидуальный и рыночный спрос.
Современная фирма. Фирма – юридическое лицо. Фирма – коммерческая организация.
Общий продукт фирмы. Предельный продукт. Бухгалтерские и экономические
издержки. Экономические издержки и прибыль. Общие издержки фирмы. Предельные
издержки. Оптимальный размер фирмы. Минимально эффективный размер
предприятия. ИП. Холдинг. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций.
Предпринимательские сети. Совет директоров. Менеджмент. Управление,
планирование, мотивация и контроль. Маркетинг. Продвижение. Реклама. Сервисное
обслуживание. Фирма, типы фирм, модель функционирования фирмы Группы фирм,
типы хозяйственных товариществ и обществ, ООО, ОДО, АО, акция (обыкновенная,
привилегированная) открытые и закрытые общества, облигации, производственный
КООП,
унитарное
предприятие.
Организационноправовые
нормы
предпринимательства. Организационно- правовые нормы предпринимательства.
Продвижение товаров на рынке. Бизнес – план. Бизнес- проект. Особенности рынков
факторов производства. Рынок труда Основные черты рынка. Спрос и предложение
труда. Заработная плата. Ставки. Оклады. МРОТ. Профсоюзное движение и его цели и
задачи на рынке труда. Профсоюзы в современном обществе. Рынок землепользования.
Земельная рента. Капитал и процент. Процент. Ставка процента. Условие
целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.

Типы рыночных структур. Конкуренция. Сущность монополии, кривая спроса
монополиста, ценовая дискриминация, экономические последствия, антимонопольная
политика государства. Олигополия, олигополистическая взаимозависимость, картель,
лидерство в ценах, неценовая конкуренция, монополистическая конкуренция.
11 класс
Определение понятий ВВП, ВНП, НД. Анализ содержания понятия «экономический
рост». Определение динамики реального ВВП как показателя экономического роста.
Определение вклада труда, капитала и совокупной факторной производительности.
Построение понятия «экономическое развитие». Отличие понятий «экономический
рост» и «Экономическое развитие». Определение способов экономического роста в
современном обществе
Анализ исторического развития рыночной экономики. Определение колебаний
экономического развития. Характеристика внешних и внутренних причин
экономических колебаний. Анализ структуры населения страны с точки зрения
занятости. Определение понятий «рабочая сила», «занятые», «безработные». Расчѐт
нормы безработицы и определение еѐ естественного уровня.
Характеристика видов безработицы: фрикционной, структурной, циклической,
сезонной, скрытой. Анализ экономических и социальных последствий безработицы.
Опре- деление роли государства в решении проблемы безработицы . Построение
понятия инфляции. Характеристика форм инфляции. Выявление причин инфляции:
инфляции издержек, инфляции спроса, инфляционных ожиданий. Определение
последствий нормальной, умеренной, галопирующей и гиперинфляции.
Построение понятия «деньги». Выявление функции денег как средства обмена, средства
измерения стоимости, средства платежа, средства образования и накопления
сбережений. Характеристика видов денег: товарных и кредитных. Характеристика.
Характеристика структуры денежной системы. Определение особенностей
коммерческого банка. Характеристика банковской системы РФ на основе анализа
статистических данных и аналитических. Построение понятия «государственный
бюджет». Определение основания разделения налогов на федеральные, региональные и
местные. Характеристика налогов в РФ, относящихся к федеральным, региональным и
местным. Определение недостатков рыночной экономики и их последствий.
Формулирование понятий
«общественное благо», «положительные и отрицательные внешние эффекты».
Исследование средств достижения целей и результатов кредитно-денежной политики.
Анализ целей бюджетно-финансовой политики российского правительства.
Исследование средств достижения целей и результатов бюджетно- финансовой
политики.
Определение понятия «инвестиции». Определение прямых и портфельных. Анализ
мировых тенденций экономического развития. Определение понятия «мировой
финансовый кризис». Построение карты экономического развития мира по выделенным
критериям.
Построение понятия «экономическое развитие». Отличие понятий «экономический
рост» и «Экономическое развитие». Определение способов экономического роста в
современном обществе
Характеристика функций государства в рыночной экономике. Формулирование понятия
«государственная экономическая политика». Характеристика мер кредитно- денежной
экономической политики: изменения ставки рефинансирования, изменения нормы

обязательных резервов, операций на открытом рынке. Анализ целей кредитноденежной политики российского правительства.
Построение модели мирового хозяйства. Выявление Анализ причин и последствий
глобализации. Построение понятия «интеграция». Характеристика интеграционных
объединений. Построение понятия «международная торговля». Выявление тенденций
развития международной торговли в конце XIX — начале XX в. Характеристика
особенностей торговли услугами. Построение понятия «внешнеторговая политика.
Построение понятия «интеграция». Характеристика интеграционных объединений.
Тематическое планирование
10 КЛАСС
№

Названия темы

Количество часов

Количество
практических работ

25
25
18

1
1
1

1. Принципы экономики
2. Экономика домохозяйств
3. Экономика фирмы

Тематическое планирование
11 КЛАСС
№

Названия темы

Количество часов

Количество
практических работ

11
27
30

1
1
1

1. Экономика фирмы
2. Экономика государства
3. Экономика мира

Тематическое планирование 10 класс
Кол- во
часов
Раздел
Принципы
экономики
(25 ч.)

Экономика
домохозяйств (25
ч.)

Тема урока
Вводный урок

1

Экономика и человек

3

Экономические системы

4

Рыночная система экономики

4

Структура экономики

3

Экономическая взаимозависимость

4

История экономической науки
Практикум по разделу «Принципы
экономики»
Экономические функции
домохозяйств

3

Рациональное потребление

4

Максимизация полезности

4

Бюджет домохозяйств

3

Контролируемые
элементы
содержания (КЭС)
2.1-2.16

3
2.1-2.16
4

Экономика фирмы
(18 ч.)

Рынок труда

4

Благосостояние
Практикум по разделу «Экономика
домохозяйств»

3

Предприятие и фирма

4

Производство

4

Выручка, издержки и прибыль
фирмы

4

Фирмы на рынке

4

Итоговое повторение

2

3
2.1-2.16

Тематическое планирование 11 класс

Раздел
Тема урока
Экономика фирмы (11 Баланс фирмы и управление ею.
ч.)
Рынок капитала.

Экономика
государства (27 ч.)

Экономика мира (30
ч.)

Колво
часов
4

Контролируемые
элементы
содержания (КЭС)
2.1-2.16

4

Практикум по разделу «Экономика
фирмы»
Экономический рост и развитие

3

Инфляция.

4

Экономические колебания.

4

Государственный бюджет.

4

Деньги.

4

Денежно-кредитная система.

4

Практикум по разделу «Экономика
государства»
Экономическая глобализация.

3

Структура международной
экономики
Международная торговля.

4

Международные финансы.

4

Обменные курсы валют.

4

Россия в международной экономике.

4

Практикум по разделу «Экономика
мира»
Итоговое повторение

3

4

4

4

3

2.1-2.16

2.1-2.16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителей по экономике, 10-11 класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».