РП русский язык

Приложение к ООП COO
МБОУ СОШ % 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
(базовый уровень)
10 - 11 класс

1. Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для 10 -11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку, созданной на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Рабочей программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией
Л.М.Рыбченковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и на основании Основной общеобразовательной программы среднего
(полного) общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №79 (приказ
№ _____ от _____ 09.2022 г.).
Изучение предмета «Русский язык» рассчитано на 69 ч. ( 35 учебных часов в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе — 1 ч. в неделю).
Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией .
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса ориентирована на изучение предмета на базовом уровне.
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 69 часов: в 10 классе – 35 часов
(1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Преподавание ведётся по учебнику Русский язык 10-11 класс для общеобразовательных организаций под редакцией Л.М.Рыбченковой, в 2 ч.
М.: «Просвещение», 2020. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего
образования, Примерным программам по учебным предметам, русский язык 10 – 11 классы.
Изучение русского языка на углублённом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных единиц и уровней
языка; о языковой норме, ее функциях;



совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;



развитие способности к социальной адаптации, к речевому взаимодействию; формирование готовности к осознанному образования;



воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа;



применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка
в различных сферах общения.




Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой), культуроведческой, которые определяют следующие задачи:
углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи;



совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к
обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса
представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности
и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах
гуманитарного профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая
компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи;
умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка;
расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры
межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же
время углублённый курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным
в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка;
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на углублённом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты
норм и речевые нарушения. Углублённый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений,
характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов, обозначенных в Стандарте. Курс русского языка и литературы в 10—11 классах общеобразовательных организаций призван
завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных возможностях, поэтому теоретический
материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки
о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась
полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и

осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы. Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из
произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.
Программа охватывает все разделы русского языка, соединяя традиционный и инновационный аспекты современной методики и технологии
обучения русскому языку. Традиционно большое внимание в программе уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, так как правописные и
аналитико-синтетические навыки работы с языковыми явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. Причём этот
процесс выстраивается на более высокой методико-дидактической платформе, с учётом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и
имеющегося у них комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных действий, полученных и сформированных на
ступени основного общего образования, что обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.
В программу включён специальный раздел «Культура речи», в котором даны расширяющие сведения об уже известной школьникам дисциплине.
Но этот раздел носит характер итогового и обобщающего, даёт возможность учителю и ученикам сознательно поговорить о проблемах правильности
речи, ещё раз поставить индивидуальные ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение всего курса
обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы, практические упражнения позволяют её закрепить, а творческие задания и
проблемные вопросы и ситуации — перенести в собственную речевую практику обучающегося. Они вооружают обучающегося навыками
самоконтроля за речевым поведением и выбором адекватных речевых средств в их нормативном соответствии. В программе отражены такие темы,
как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и
пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших классах, успешно решаются в рамках урока и при
самостоятельной работе над языковым анализом литературных произведений. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,
синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и пунктуационному
анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки
нормативного использования языковых средств.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи»,
«Стилистика», изучение которых даёт возможность в первую очередь самостоятельно освоить материал, анализировать тексты разных
функциональных стилей, что расширяет лингвистический кругозор, помогает формированию языкового вкуса, углублению знаний о языке.
Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы
литературного текста с его идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных
учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни. Большую роль в освоении курса
русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного
материала на пике внимания и сосредоточенности.
Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения
и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научнопопулярные порталы, с одной стороны, как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и
дают ему возможность в зоне удалённого доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового
экономического, политического и образовательного пространств, с другой – требуют от него чёткости в формировании образовательного запроса,
краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате напрямую
ассоциируется с культурой речи, ибо является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект
является основным в изучаемом материале.
Курс русского языка и литературы в 10 – 11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством
освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих

современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового
к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к
изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как
нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия. Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать
общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности,
передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов;
осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование
текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута).

Личностные, метапредметные, предметные результаты
Изучение русского языка в 10 – 11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
 бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
 уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
 осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
 осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в
диалоге культур;
 потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
 готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
 эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
 нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.




Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение
логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;









умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
























Предметными результатами
Выпускник на углублённом уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке
собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
 проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;















выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической
речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии
с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:



владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский
язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;







самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и
воображение, быть инициативным

2.

1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

(базовый уровень)
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном
этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой
ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной
и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
Личностные результаты. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
2

идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и сво боды
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

3

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к
самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
4

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как pecypc собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационньіх технологий
5

- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной
среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные
определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и
выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным
правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования
или нежелательно.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально -смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным
профилем обучения;
6

- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
7

- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

8

3. Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования является
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным
аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации
своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
- освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком,
патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о
собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
- помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей
профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;

9

- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им
индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для привлечения внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях используются:
- учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с
распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; задачи, формирующие коммуникативные УУД: на
учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции
планирования этапов, выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; задачи,
формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие
решения; на самоконтроль.
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка рефлексии, что требует от обучающихся
самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной зад аче,
целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственноэтических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом осуществляется:
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
10

- организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение,
отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);
- использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных задач, которые требуют выражения
ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или
оценки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

11

Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
(базовый уровень)
10 класс

2.

№
п/п
Тема
1
2
3

4
5

6

7

8

9

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном
общении.
Лингвистика как наука. Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык,
просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго.
Стартовая контрольная работа
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной
речи. Основные изобразительно —выразительные средства русского языка.
Развитие речи. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо. Культура видов речевой деятельности. Речевое
общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации
Культура речи как раздел лингвистики. Понятие нормы. Основные аспекты культуры
речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность,
точность, ясность, выразительность речи.
Развитие речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ
и самооценка на основе

Количество Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
12

наблюдений за собственной речью.
10
11

12
13

14

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка (орфоэпические
(произносительные и акцентологические)
Развитие речи. Практикум «Орфоэпические нормы русского языка». Нормативные
словари современного русского
языка и лингвистические справочники; их использование.
Языковая норма и ее функции. Лексические нормы.
Лексические нормы. Употребление паронимов в речи. Нормативные словари
современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Развитие речи. Практикум Виды речевых ошибок. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
1

13

15
16

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
Синтаксические нормы русского языка

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

17
18

19

Основные виды языковых норм русского литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические)
Развитие речи. Практикум. Виды грамматических ошибок. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Mopфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

20

Mopфемика и орфография. Орфографические нормы.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

21

Mopфология. Морфологические нормы.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

22
23
24

Развитие речи. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Mopфологические нормы. Образование норм имен существительных, прилагательных,
числительных.
Mopфологические нормы. Образование норм глагола, причастия, деепричастия

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

25
26
27
28
29
30
31

Контрольная работа по теме «Морфология»
Орфографические нормы русского языка Принципы русской орфографии. Правописание
гласных в корне слова. Совершенствование орфографических умений. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике
Правописание приставок. Буква Ы, И после приставок. Совершенствование
орфографических умений. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике
Правописание суффиксов слов различных частей речи. Совершенствование
орфографических умений. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике
Правописание окончаний и суффиксов глагола и суффиксов причастий.
Совершенствование орфографических умений. Соблюдение норм литературного языка в
речевой практике
Правописание НЕ и НИ. Совершенствование орфографических умений. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике
Дефисное и раздельное написание слов. Совершенствование орфографических умений.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
14

32
33
34
35

Развитие речи. Текст. Признаки текста. Виды преобразования текста. Основные жанры
научного стиля (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат
и др.).
Контрольная работа по теме «Орфографические нормы»
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Обобщение, повторение изученного в 10 классе

ВТОГО

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
35

15

Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» базовый уровень
11 класс
Количе
ство
часов

№ п/п

Текст

1

1

6

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Историческое
развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста
Развитие речи. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Развитие речи. Лингвистический анализ текста. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Основные виды сочинений.
Входная контрольная работа
Синтаксические и пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в
письменной речи.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

7

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (продолжение темы)

1

9

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Определение.

1

2
3

4

5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Приложение.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

11

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обстоятельство.

1

12

Знаки препинания в предложениях с вводными словами предложениями.

1

13

Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
16

1

15
16
17

Развитие речи. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Контрольная работа по теме «Синтаксические и пунктуационные нормы»
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

18

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (продолжение темы).

1

19

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

14

20

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

21

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой.

1

22

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: двоеточие и тире.

1

23

Знаки препинания в предложении с несколькими видами связи.

1

24

Знаки препинания в предложении с несколькими видами связи (продолжение темы).

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

17

25

26
27
28

Контрольная работа «Знаки препинания в сложных предложениях»
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры публицистического (статья, интервью, очерк, отзыв и др.) стиля.

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

29

Основные жанры официально - делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др).

1

30

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

31
32

Развитие речи. Монологическая и диалогическая речь.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

1
1

33
34

Итоговая контрольная работа
Обобщение, повторение изученного в 11 классе.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

ВТОГО

1
1
34

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».