ВНД В мире слов 5 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире слов»
5 класс

1.Содержание курса внеурочной деятельности «В мире слов»
Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными
особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Введение
Тема 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть! (О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о
русском языке. Стихи о русском языке. История некоторых слов. Занимательные задачи о словах).
Фонетика
Тема 2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (Закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов при
написании трудных орфограмм. Решение занимательных задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу своё
место». Работа с сигнальными карточками).
Графика
Тема 3. Сперва аз да буки – потом все науки. (Краткие сведения из истории русской азбуки. Практическое значение алфавита. Почему
мы так говорим? (сообщения учащихся о некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?»,
«Анаграмма»).

Морфемика
Тема 4. Бывают ли у слов родственники? (Как отыскать корень слова. Чередование звуков в корне. Словообразование слов. Работа со
словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?»).
Лексикология
Тема 5. Слова-тёзки и тёзки наоборот. (Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.)
Тема 6. О словах разных, одинаковых, но разных. (Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со словарём
омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах и омофонах. Наблюдение над текстом).
Орфография
Тема 7. Гласные и согласные, с нами несогласные. (О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов.
Дидактическая сказка «Ударный и безударный». Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки»
(непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).
Тема 8. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (О приставках, суффиксах. Беседа о приставках, игра с приставками.
Ребусы. Дидактическая сказка «Работа суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах).
Морфология
Тема 9. Морфологическая семейка. (О самостоятельных и служебных частях речи. Дидактическая сказка «Как Морфология порядок
навела». Игра «Строим дом». Рассказ по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).
Синтаксис и пунктуация
Тема 10. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? (Словосочетания, виды словосочетаний. Игра «На корабликах». Работа с
шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем». Игровые упражнения).
Тема 11. В лаборатории Предложения. (Главные члены предложения. Дидактическое стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные
шарады. Работа с текстами и предложениями).
Тема 12. Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на запоминание. Занимательные задачки).
Тема 13. Что такое «осложнённое предложение»? (Обращения, вводные слова. Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники».
Стихи на запоминание. Игра «Реклама». Пунктуационные упражнения).
Тема 14. Среди знаков препинания. (Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории знаков препинания. Загадки на узнавание
пунктуационных знаков. Решение задач на пунктуацию).
Текстоведение
Тема 15. Непридуманный рассказ. (Основные нормы построения текста. Весёлые запоминалки. Игра «В гостях у издательства»,
конкурс редакторов).
Тема 16. «Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование).
Словообразование
Тема 17. Загадочные орфограммы. (Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Дидактические сказки «Суффиксконсультант», «Разведчица Ё». Работа с деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд).

Тема 18. Чудеса приставок. (Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки, редкие приставки, дидактические игры,
упражнения, головоломки, ребусы).
Лексикология и фразеология
Тема 19. В руках умелых слово творит чудеса. (Слова однозначные и многозначные, переносное значение слова. Работа с лирическими
текстами. Детские высказывания из записей К.Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов).
Тема 20. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в художественном тексте. Понятия: эпитет,
метафора. Прилагательные в загадках. Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет).
Тема 21. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения учащихся. Работа с текстом. Знакомство с
фразеологическим словарём. Занимательные грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).
Имя существительное
Тема 22. Тайна имени. (Имя существительное собственное и нарицательное. Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая
сказка «Тайна существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд «Найди соответствия»).
Тема 23. Интересное о падеже имён существительных. (История падежей, безударные окончания Е и И. Весёлые запоминалки о
падежах, занимательные стихотворения с определением падежей, чайнворд, игра «Заказ»).
Тема 24. Давайте будем дружить! (Употребление имен существительных в речи. Немного из этимологии. Весёлые запоминалки слов,
сложных в ударении).
Имя прилагательное
Тема 25. Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные просители». Грамматический рассказ
«Прилагается ли прилагательное?». Дидактические игры с прилагательными).
Тема 26. Слова, «озаряющие предметы». (Об эпитетах. Эпитеты в устном народном творчестве, художественных произведениях. Игра
«Читаем картины», конкурсы «Лучшее признание», «Создай свою сказку»).
Глагол
Тема 27. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». (Общее значение глагола, употребление в речи. Грамматическая сказка
«Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое стихотворение «Я учу глаголы». Игра «Перепутаница». Грамматическая сказка «В стране
Ошибии». Игры на внимание).
Тема 28. Хитрая Ира. (Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки. Конкурс на восстановление
деформированного текста, игра «Копилка», конкурс «Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).
Тема 29. Физкультура для глагола. (Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране Глаголия». Игра «Лучший тренер для
глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!», создаём ребусы).
Тема 30. Глаголы, у которых нет лица. (Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная персона». Из истории слов «-СЯ в
глаголах». Дидактические соревнования. Чайнворд «Глагол»).
Тема 31. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка «Откуда появились глаголы исключения».
Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ». Решение кроссвордов).

Стилистика и текстоведение
Тема 32. Офис Переделкина. (Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок).
Тема 33. Напишу-ка я письмо… (Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях).
Итоговое занятие
Тема 34. Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест-игра).
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «В мире слов»
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
 соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
 извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
 проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
 группировать слова по видам орфограмм;
 соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповая работа.

№ п/п

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире слов»
5 класс
Тема
Цифровые образовательные
(электронных) ресурсы

1

Как ты слышишь звуки и пишешь слова?

2

Сперва аз да буки – потом все науки

3

Бывают ли у слов родственники?

4

Слова-тёзки и тёзки наоборот

5

О словах разных, одинаковых, но разных

6

Гласные и согласные, с нами несогласные

7

Если знаешь части слова, то напишешь их толково

1. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
2. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
3. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
4. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
5. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
6. https://videouroki.net/video/russkiyYazik/8class/russkii-iazyk-8-klass/3/
7. https://rus-

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8

Морфологическая семейка

9

Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?

10

В лаборатории Предложения

11

Нужны ли второстепенные члены предложения?

12

Что такое «осложнённое предложение»?

13

Среди знаков препинания

14

Непридуманный рассказ

15

Посиделки у Грамматейки

16

Загадочные орфограммы

17

Чудеса приставок

18

В руках умелых слово творит чудеса

19

Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды

20

Выражения, которые обрели крылья и вечность

oge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
8. https://rusoge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
9. https://rusoge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
10. https://rusoge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
11. https://rusoge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
12. https://rusoge.sdamgia.ru/?ysclid=lnkejej8xw45216671
2
13. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
14. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
15. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
16. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
17. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
18. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
19. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720
20. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

21

Тайна имени

kelbbw2a878451720
21. https://gordeevaln.ru/oge_catalogue?ysclid=ln
kelbbw2a878451720

1

22

Интересное о падеже имён существительных

22. https://resh.edu.ru/

1

23
24

Давайте будем дружить!
Прилагательное, значит, его нужно прилагать

1
1

25
26
27
28
29
30

Слова, «озаряющие предметы»
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи»
Хитрая Ира
Физкультура для глагола
Глаголы, у которых нет лица. Как образовались
Первоспряженск и Второспряженск
Офис Переделкина

23. https://resh.edu.ru/
24. https://resh.edu.ru/
25. https://resh.edu.ru/
26. https://resh.edu.ru/
27. https://resh.edu.ru/
28. https://resh.edu.ru/
29. https://resh.edu.ru/
30. https://resh.edu.ru/
31. https://resh.edu.ru/

1

31

Напишу-ка я письмо…

32. https://resh.edu.ru/

1

32
33

Творческая мастерская
Бенефис знаний

33. https://resh.edu.ru/

1
1

34
Итого:

Волшебный мир грамматики. Итоговый урок

1
1
1
1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».