Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79 Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» 9 класс 1.Содержание курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» рассчитана на 34часа(1час в неделю). В основе изучения курса лежит изучение биологических наук - основы формирования мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях. Используются плюсы возраста, их психологические особенности: любознательность, богатство воображения, стремление к творчеству, высокий уровень познавательного интереса, конкретность восприятия. Занятия позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся. 1. Введение. Биология как наука. Методы биологии. (1 час) Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. 2. Признаки живых организмов (4часа) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 4. Человек и его здоровье (16 часов) Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа) Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ. 2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория" при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Регулятивные универсальные учебные действия Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по составленному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Коммуникативные универсальные учебные действия Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи . Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результы: расширение и конкретизация знаний о растениях. восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Работа с текстом (метапредметные результаты) делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся(метапредметные результаты) вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств , сохранять полученную информацию; описывать по определѐ нному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐ м, используя инструменты ИКТ; искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79 Цель: подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса Задачи: – повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования – закрепить материл, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА – формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников – научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом. Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия. 3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» 9 класс № п/п Тема 1 Биологический эксперимент. Микромир-что это? 2 9 Правила работы с микроскопом. Практическая работа №1 «Изучение волокон ваты под микроскопом» Одноклеточные организмы. Практическая работа №2 «Микроскопическое строение листа» Многоклеточные организмы. Практическая № 3. «Внутреннее строение гидры» Практическая № 4. «Строение эпителиальных тканей» Методика выращивания растений из семян. Значение растений. Практическая работа №5 «Строение эпидермиса и устьиц листа герани» Определение площади листа. Микроскопическое строение завязи и пыльника. Метод простого окрашивания бактерий 10 Сравнение строения грибной и бактериальной клетки. 11 12 13 Внешнее строение дождевого червя. Наблюдение за его передвижением и реакцией на раздражение. Практическая работа № 6 « Строение дафнии и циклопа» Практическая №7 «Различные ротовые аппараты насекомых» 14 Методика выращивания плесени. 15 Практическая № 8 « Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом» 3 4 5 6 7 8 Перечень цифровых образовательных (электронных) ресурсов Количеств о часов https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 https://videouroki.ne 1 https://bio.1sept.ru/?from=portal https://videouroki.ne https://bio.1sept.ru/?from=portal https://videouroki.ne 1 1 1 1 1 https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 https://videouroki.ne https://videouroki.ne https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 1 1 1 1 1 16 Определение осмотической устойчивости эритроцитов 17 Влияние желчи на всасывание жиров в кишечнике 18 19 25 Электрокардиография. Методика регистрации. Определить и сравнить температуру тела теплокровных и холоднокровных животных. Концентрация углекислого газа в выдыхаемом воздухе, вычислить парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе. Соматоскопия и соматометрия. Практическая № 9 «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.». Уход за кожей, волосами, ногтями Определение температурного порога коагуляции белков цитоплазмы клеток. Круглый стол. «Цели и мотивы деятельности человека» 26 Каталитическая активность ферментов в живых тканях. 27 28 29 Поступление воды и минеральных веществ в клетку. Плазмолиз и деплазмолиз. Климатические факторы окружающей среды. https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 1 1 30 31 Эдафические факторы окружающей среды Изучение физических показателей качества воды. https://bio.1sept.ru/?from=portal https://videouroki.ne 1 1 32 Основные химические показатели качества воды. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 20 21 22 23 24 33 Основные химические показатели качества воздуха. 34 Итоговый тест Итого https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://bio.1sept.ru/?from=portal https://videouroki.ne 1 1 1 1 1 https://rosuchebnik.ru https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 1 https://bio.1sept.ru/?from=portal 1 1 https://rosuchebnik.ru 1 https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge 1 1 1 34