ВНД Основы финансовой грамотности 6 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
6 класс

1. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи)и сверстниками для достижения
целей развития собственной финансовой грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи,
- экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного
применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые
- для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи
• оценивать, как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты,
фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие,
проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного
пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от
грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчётов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом
региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования,
товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.

12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи,
форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой
компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Темы занятий
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.

22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надёжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье.
- осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; осознание влияния образования на последующую
профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
- понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью;
- возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям.
Предметные результаты:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.
Формы работы:
- Беседа;
- Работа в группах;
- Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждением ответов на задания;
- Работа индивидуально или в парах;
- Решение ситуативных и проблемных задач;
- Дискуссия;

- Решение познавательных задач и разбор ситуаций;
- Игры.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79
Цель: приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также
способов поиска и изучения информации в этой области.
Задачи:
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям
финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
- развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из
разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о
деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного
участия в экономической жизни общества, семьи;
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществ.
Формы работы
- Беседа;
- Работа в группах;
- Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждением ответов на задания;
- Работа индивидуально или в парах;
- Решение ситуативных и проблемных задач;
- Дискуссия;
- Решение познавательных задач и разбор ситуаций.
№ п/п
1

Тема
Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Перечень цифровых образовательных
(электронных) ресурсов

Количество
часов

https://perm.hse.ru/https://fmc.hse.ru/57formsfmc/res

1

2

От чего зависит благосостояние семьи

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

5

Деньги: что это такое

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Защита проекта
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Защита проекта
Обобщение результатов изучения модуля 1
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Защита презентации
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого
защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо

25

https://perm.hse.ru/https://fmc.hse.ru/57formsfmc/res
https://perm.hse.ru/https://fmc.hse.ru/57formsfmc/res
https://perm.hse.ru/https://fmc.hse.ru/57formsfmc/res
https://perm.hse.ru/https://fmc.hse.ru/57formsfmc/res
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://fmc.hse.ru/textbook
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://fmc.hse.ru/polmat
https://fmc.hse.ru/polmat
https://fmc.hse.ru/polmat
https://fmc.hse.ru/polmat

1

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

Что и как можно страховать

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

26

Ролевая игра «Страхование»

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

27

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28

Как определить надёжность страховых компаний

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

29

Как работает страховая компания

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

30

Учебные мини-проекты «Страхование»

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

31
32

Защита проекта
Обобщение результатов изучения модуля 2

https://perm.hse.ru/fmc/res
https://perm.hse.ru/fmc/res

1
1

33

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься»
Представление портфолио

https://perm.hse.ru/fmc/res

1

34
Итого:

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».