Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79 Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Искусственный интеллект» 10 класс 1.Содержание курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект» Раздел 1. Знакомства с понятием Нейронные сети и ИИ (искусственный интеллект). Модель нейронной сети. Нейрон. Модель нейрона. Нейронная сеть, ее фрагмент. Примеры построения систем принятия решения Задания: Реакция на угрозу, Реакция на поощрение, сканирование по строкам, реакция на внезапность, поиск зон особого внимания, поиск условия узнавания, реакция на распознавание в реальном времени, локализация возбуждения, нейродегустатор.) Термины к разделу: Нейрон, функция активации, вес синапсической связи, входной слой (рецепторный), выходной слой, логическая нейронная сеть, режим обучения, режим распознавания. Раздел 2. Построение и обучение логических нейронных сетей. Нейронная сеть для распознования символов. Построение схематической модели «распознавания» букв. Задания: Обучение букве А, совместное обучение буквам О и А Построение Логической нейронной сети обученной распознаванию букв. Задание: нейронная сеть для распознавания букв О и А. Построение обученной нейронной сети «Железнодорожная рулетка». Задания: система принятия решений, построение «современной» нейросетевой системы принятия решений (электронная схема систем принятия решений, модель нейрона конъюктора, модель нейрона дизъюктора, нейросеть с конъюкторами и дизъюкторами, расчет примера) построение нейросети под задачу. Расчет примера на нейросети. Переход к однослойной нейронной сети. Однослойная нейросеть. Проблемы обучения «готовых» нейронных сетей, Формирование однослойной нейросети. Нейросеть на основе графа произвольной тсруктуры. Многослойная нейросеть. Результат ее тестировки. Термины к разделу: Граф, семантическая цепь, таблицы истинности (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия), схематическая модель, дизъюнктор, конъюнктор. Заключительная лабораторная работа «Логическая нейронная сеть Бабушка», построение с помощью логических переменных и высказываний. Заключительная лабораторная работа «Логическая нейронная сеть Бабушка», построение с помощью логических переменных и высказываний. 2.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект» Личностные: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Предметные: дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа. 3.Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Искусственный интеллект» 1. Модель нейронной сети. Цифровые образовательные (электронные ) ресурсы http://inf.1september.ru/ 2. Нейрон. Модель нейрона. http://inf.1september.ru/ 3. Нейрон, функция активации, вес синапсической связи, входной слой (рецепторный), выходной слой, логическая нейронная сеть, режим обучения, режим распознавания. http://inf.1september.ru/ 1 4. Нейронная сеть, ее фрагмент. Примеры построения систем принятия решения. Задания: Реакция на угрозу, Реакция на поощрение. Задания: Сканирование по строкам, Реакция на внезапность. http://videouroki.net/ 1 http://videouroki.net/ http://videouroki.net/ http://videouroki.net/ 1 1 1 № п/п 5. 6. 7. Тема урока Задания: Поиск зон особого внимания, поиск условия узнавания. Количество часов 1 1 8. Задание: Реакция на распознавание в реальном времени. https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm 1 9. Задание: Локализация возбуждения. 1 10. Задание: Нейродегустатор. 11. Нейронная сеть для распознования символов. https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm 12. Граф, семантическая цепь,. 1 13. Таблицы истинности (конъюнкция, дизъюнкция, схематическая модель, дизъюнктор, конъюнктор. https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm 14. 15. Построение схематической модели «распознавания» букв. Задание: Нейронная сеть для распознавания букв О и А. 16. Задание: Построение обученной нейронной сети «Железнодорожная рулетка». 17. 18. Задания: Система принятия решений. Задания: Построение «современной» нейросетевой системы принятия решений (электронная схема систем принятия решений 19. Задания: Модель нейрона конъюктора, модель нейрона дизъюктора. 20. Задания: Нейросеть с конъюкторами и дизъюкторами. 21. Задание: Расчет примера. инверсия), https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm https://kpolyakov.spb.ru /school/oge.htm https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. Задание: Построение нейросети под задачу. 23. Задание: Расчет примера на нейросети. 24. Задания: Переход к однослойной нейронной сети. 25. Задание: Однослойная нейросеть. 26. Задание: Проблемы обучения «готовых» нейронных сетей. 27. Задание: Формирование однослойной нейросети. 28. Задание: Нейросеть на основе графа произвольной структуры. 29. Задания: Многослойная нейросеть. 30. Задания: Результат ее тестировки. /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 https://oge.fipi.ru/bank /index.php?proj=74676 951F093A0754D74F2 D6E7955F06 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. Итого Лабораторная работа «Логическая нейронная сеть Бабушка», построение с помощью логических переменных и высказываний. Лабораторная работа «Логическая нейронная сеть Бабушка», построение с помощью логических переменных и высказываний. Лабораторная работа «Логическая нейронная сеть Бабушка», построение с помощью логических переменных и высказываний. Представление нейросети «Бабушка» 1 1 1 1 34