ВНД Трудные случаи орфографии и пунктуации 11 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
11 класс

1.Содержание курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Русский язык среди языков мира (1 ч). Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы
литературного языка. Типы норм. Норма и культура речи.
Трудные вопросы орфографии (21 ч). Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой
принцип русской графики, ограниченность его действия. Отступления от слогового принципа. Трудные вопросы орфографии,
связанные с буквенными обозначениями фонем в составе значимых частей слова. Морфологический принцип. Фонетический принцип.
Принцип морфологографических аналогий. Трудные случаи, отвечающие морфологическому принципу. Трудные вопросы
орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и
раздельным написанием.
Трудные вопросы пунктуации (12 ч). Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Основные тенденции в
употреблении знаков препинания. Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати. Норма в
пунктуации и проблема выбора знака препинания.
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
понимание зависимости успешной социализации человека от его образованности и готовности к образованию, понимание роли языка
для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного и потенциального словаря.
Метапредметные результаты
регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
познавательные: формулировать языковую проблему; выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие или опровергающие предположение; осуществлять поиск информации в словарях, различной
справочной литературе; систематизировать информацию;

коммуникативные: находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; включаться в диалог, в
коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров; пользоваться
приёмами анализа и синтеза, проводить сравнение и анализ поведения партнёров.
Предметные результаты:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщиться к
ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
- соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
- осуществление речевого самоконтроля;
- владение различными способами редактирования текста.

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79
Цель: помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы; в определении
места каждой орфограммы и каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций ее развития и
путей совершенствования, дать рекомендации по употреблению знаков препинания в случаях, еще не закрепленных правилами,
поскольку они связаны с развитием пунктуации
Задачи:
 формирование и совершенствование универсальных учебных действий
 овладение всеми видами речевой деятельности;
 построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной
деятельности;
 адекватное восприятие устной и письменной речи;
 точное, правильное и логичное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
 уместное использование языковых явлений при аргументации собственной позиции;
 соблюдение норм устной и письменной речи.

Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
№ п/п

Тема

1

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

2

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы
передачи содержащейся в правиле информации.

3

Общее понятие «орфографический принцип».

4

Морфологический принцип. Составление плана научной статьи.

5

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

6

Средства связи предложений в тексте.

7
8
9
10

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Составление опорного конспекта по грамматико-орфографическим правилам
Традиционный принцип. Составление тезисов научной статьи.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих
морфологическому принципу.
Орфографический анализ текста, насыщенного изучаемой орфограммой.
Типичные суффиксы разных частей речи и их написание. Редактирование
чужого текста
Система правил, связанных с написанием разных частей речи.
Создание текста, насыщенного причастиями, прилагательными и наречиями на
изучаемую орфограмму.

11
12
13
14

Цифровые образовательные
(электронные) ресурсы
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

1
1

http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

1
1

15
16

Опыт корректорской работы: употребление и написание частиц не- и ни-.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

1
1

17

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы.

1

18

Лингвостилистический анализ текста.

https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

19
20
21

Создание собственного текста на лингвистическую тему, редактирование.
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания не- с различными частями речи.
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

22

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных
сочетаний слов.

23

Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки, связанные с
нарушением норм правописания.

24

Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации.

25

Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.

26

Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Знаки завершения
в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения.

27

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков препинания.

28

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих
дополнительную информацию. Опознавательные признаки смысловых
отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков
выделения.
Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками,
разделяемыми знаками препинания.

29

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

30

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков.

31

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

32

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
Систематизация и структурирование собранного по теме материала,
составление предварительного плана.
Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно
сформулированной мысли.

33

34
Итоговое занятие. Орфография и пунктуация: трудные случаи
Итого:

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

1
1

1
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».