Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79 Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Прикладная информатика» 8 класс 1.Содержание курса внеурочной деятельности «Прикладная информатика» 8 класс Инструктаж по технике безопасности по работе в компьютерном кабинете Параметры различных информационных объектов Поиск удаленного слова из текста. Определение информационного объема реферата при заданных параметрах. Шифры. Кодирование и декодирование информации Шифр, состоящий из символов. Шифр, состоящий из цифр. Поиск значения логического выражения Поиск наибольшего значения переменной. Поиск наименьшего значения переменной. Поиск неизвестного числа. Формальные описания реальных объектов и процессов с помощью графических и табличных моделей Анализ схемы и/или таблицы Линейный алгоритм для формального исполнителя Получение большего числа из меньшего / меньшего числа из большего Алгоритмический язык и / или язык программирования в программе с условным оператором Алгоритмический язык. Задания с неизвестными и с заданными параметрами Адресация в локальной сети / адресация в сети интернет. Восстановление IP-адреса по его фрагментам. Кодировка адреса почтового ящика. Кодировка адреса файла Использованием логических выражений при составлении запроса для поисковых систем Запрос, состоящий из двух слов / одного слова / более двух слов Анализ информации, представленной в виде графической модели (графа) Поиск путей из одного города в другой/и проходящих /или не проходящих через конкретный город Сравнение чисел, представленных в различных системах счисления Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Поиск наименьшего / наибольшего числа. Сумма / количество цифр в записи числа в различных системах счисления Возможность поиска документа /или информации в документе средствами операционной системы и текстовых редакторов Поиск по слову/ словосочетанию. Использование меню «Поиск» в проводнике операционной системы. Определение количества файлов с определенным расширением/и определенного объема Программирование и алгоритмизация Ввод/вывод. Операции с целыми числами Перевод секунд в минуты/часы/определение времени начала урока Операции с вещественными числами. Использование случайных чисел Определение количества фотографий, которые могут поместиться на флэш-карту (по заданным объёмам) Вывод случайных первых пяти номеров/все 5 значений должны быть разными для игры «Русское лото» Игральный кубик брошен трижды. Выпало 3 случайных значения от 1 до 6, из них составлено трехзначное число. Найти его квадрат. Команда ветвления. Сложные условия Определение наибольшего из 2 чисел/наибольшего из 4 чисел/определить кто из троих старше всех. Вывести на экран «По росту», если рост 3 спортсменов ввели по возрастанию/по номеру месяца вывести название времени года/по заданному числу, не превышающему 120, указать возраст добавив слова «Вам»… «года», «год» или «лет». Использование логических переменных Если с клавиатуры введено трехзначное число, то вписать в логическую переменную «True» На вопрос: «Верно ли, что введено трехзначное число?» должен выйти ответ «Да»/ «Верно ли, что это число – палиндром?» / «Верно ли, что в этом числе все цифры одинаковы?» Цикл «с условием» Вывод на экран задаваемое с клавиатуры число раз слово «Привет!» / определить сколько раз в заданном числе встречается указанная цифра / найти наибольшую цифру в заданном целом числе / определить есть ли в числе одинаковые цифры. Поток данных и его обработка На вход программы поступает неизвестное количество чисел, ввод заканчивается нулем. Сколько из этих чисел делится на 3? / сколько получено двузначных чисел, оканчивающихся цифрой 3 / найти максимальное из введенных четных чисел. Цикл «с постусловием» Программа запрашивает ввод пароля и если он верный выводит на экран «секретные сведения» / определить является ли число простым (делим на все подряд числа, начиная с 2, пока не получится деление без остатка) / найти произведение двух целых чисел, введенных с клавиатуры, используя только операцию «сложения» / найти целый корень квадратный из введенного числа (это наибольшее число квадрат которого не больше указанного числа) Цикл «с параметром» Трехзначное число при делении на 15 дает в остатке 11, а при делении на 11 дает в остатке 9. Выведите все такие числа. / ввели число. Найти его факториал. / Натуральное число называется числом Армстронга, если сумма цифр числа, возведенных в N-ную степень (где N – количество цифр в числе) равна самому числу. Например, 153 = 13 + 53 + 33. Найдите все трёхзначные числа Армстронга. Массив. Перебор элементов Ввести с клавиатуры значения элементов массива, увеличьте каждый элемент в n раз // на n все кроме 1 и последнего / на 1 все элементы из первой половины массива и в 2 раза из ворой / и выведите полученный массив на экран / найдите их среднее арифметическое. Найти количество положительных элементов / количество четных / нечетных элементов/ количество двузначных и др. Сумма/произведение значений элементов массива. Подсчёт количества элементов массива Заполнить массив 10 случайными элементами из заданного отрезка и найти сумму ненулевых элементов / произведение ненулевых / суммы в 1 половине массива и во 2 половине. Массив. Поиск минимального/ максимального элемента Найти мин / макс / количество мин / макс / пару соседних элементов, сумма которых минимальна / максимальна и др. Работа с электронными таблицами Построить таблицу для автоматического вычисления периметров и/или площадей заданных фигур (прямоугольника / треугольника) / рассчитывает затраты на бензин для поездки на автомобиле / площадь стен комнаты и др. Некоторые стандартные функции электронных таблиц. Сортировка Работа с файлом-заготовкой. Вычислите суммарную, минимальную, максимальную и среднюю зарплату по каждой группе сотрудников фирмы. Установите для всех ячеек, содержащих денежные суммы, денежный формат (только рубли, без копеек). Вычислите суммарную, минимальную, максимальную и среднюю зарплату в целом по предприятию. Используйте вызовы функций с несколькими аргументамидиапазонами. Используя сортировку ответить на ряд вопросов: у скольких учащихся фамилия начинается с определенной буквы / сколько учащихся получили балл выше 50 по указанному предмету, сколько учащихся, получивших 38 баллов по математике получили лучший балл по русскому языку и т.д. Относительные и абсолютные ссылки Работа с файлом-заготовкой. Заполните столбцы Премия и Зарплата. При вычислении премии нужно использовать значения ячейки B1.Определите минимальную, максимальную, среднюю и суммарную зарплату по каждому цеху и по всему заводу в целом. Перейдите на Лист 2. Заполните таблицу по расчёту цен на планшетные компьютеры и подсчитайте общую выручку магазина. Визуализация электронных таблиц с помощью диаграмм Работа с файлом-заготовкой. Построить диаграмму, показывающую продаваемость машин за указанный период./ Добавьте заголовок, метки на осях, легенду. Используя данные из сети Интернет оформите таблицу по заданному условию и проведите указанные исследования по приложенным к заданию пунктам. / Постройте график указанной функции на указанном интервале и пр. Обработка текстовых данных в текстовом редакторе Работа с файлом-заготовкой. Проверка грамматики / исправление ошибки, обнаруженные тестовым процессором. Добавить редкие слова из текста в словарь. Прочитать текст. Добавить к нему заголовок. / Создайте в тексте 4-5 гиперссылок, которые ведут на страницы Интернета, где рассказывается о выдающихся личностях или объясняются значения терминов. Найдите в Интернете сайт, откуда взят этот текст, и добавьте ссылку на него в конец текста после слова «Источник»./ С помощью одной из систем машинного перевода Распознавание отсканированных документов Распознайте документы заданный документ, отсканированный с разрешением 300/200/100 dpi Сохраните распознанный документ в форматах .doc и .pdf.. Сравните размеры файлов и качество распознавания для трёх вариантов отсканированного документа, сделайте выводы./ Выполните распознавание для отсканированного документа, содержащего таблицу. Завершите оформление документа в текстовом процессоре, сохраните распознанный документ в форматах .doc и .pdf. Оформление математических текстов с формулами и графическими элементами Работа с формулами и графиками функций Например, Наберите формулы, не используя специальные средства текстового процессора: 2 a2 + b2 = c2 ( ) 1 Наберите формулы: a F m x y 1 x y 5 b b 4ac 2a Добавьте в документ график функции y 2 x на отрезке [0; 5]. Обработка многостраничных документов Работа с файлом-заготовкой. Прочитать текст. Добавите заголовок документа и заголовки разделов вместо обозначения «***»./Оформить заголовки стилями Заголовок 1 и Заголовок 2./Добавить нумерацию страниц (снизу по центру)./Добавить в верхний колонтитул название документа (выравнивание по правой границе)/Найти, с какого сайта в Интернете взят этот текст. Добавьте ссылку на источник информации в конец документа./В начало документа добавьте автоматически собираемое оглавление. x1, 2 2 Работа в группах по оформлению реферата/проекта Задача – разделить работу по оформлению реферата на 3 блока, каждый из которых делает один участник. Оформить титульный лист реферата (указать свою школу, имена и фамилии всех участников группы, ФИО учителя); вставить названия разделов вместо звёздочек; добавить нумерацию страниц (в правом верхнем углу, на титульном листе номер не ставится); сделать так, чтобы каждый раздел начинался с новой страницы; добавить на отдельную страницу (с.2) автособираемое оглавление; оформить список использованных источников так, как требуется в реферате (например, вместо http://ru.wikipedia.org должно быть: Википедия (свободная энциклопедия). URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения …); преобразовать готовый документ в формат PDF. Коллективная работа с сетевым документом Организация работы в сетевом документе. Создание итогового текстового документа - Отчета о работе за 2023-2024 учебный год. Каждый ученик выполняет работу по 1 из 33 предыдущих занятий. Расписывает кратко алгоритм выполнения задания. 2.Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса внеурочной деятельности «Прикладная информатика» в 8 классе у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. Форма проведения урока: беседа, индивидуальные практические работы, лекция. 3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «прикладная информатика» № п/п Тема урока Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Инструктаж по технике безопасности по работе в компьютерном кабинете. Параметры различных информационных объектов 1 https://kpolyakov.spb.ru 2 Шифры. Кодирование и декодирование информации 1 https://kpolyakov.spb.ru 3 Поиск значения логического выражения 1 https://kpolyakov.spb.ru 4 Формальные описания реальных объектов и процессов с помощью графических и табличных моделей 1 https://kpolyakov.spb.ru 5 Линейный алгоритм для формального исполнителя 1 https://kpolyakov.spb.ru 6 Алгоритмический язык и / или язык программирования в программе с условным оператором 1 https://kpolyakov.spb.ru 7 Адресация в локальной сети / адресация в сети интернет. 1 https://kpolyakov.spb.ru 8 Использованием логических выражений при составлении запроса для поисковых систем 1 https://kpolyakov.spb.ru 9 Анализ информации, представленной в виде графической модели (графа) 1 https://kpolyakov.spb.ru 10 Сравнение чисел, представленных в различных системах счисления 1 https://kpolyakov.spb.ru 11 Возможность поиска документа /или информации в документе средствами операционной системы и текстовых редакторов 1 https://kpolyakov.spb.ru https://kpolyakov.spb.ru 12 Использование меню «Поиск» в проводнике операционной системы. 1 13 Программирование и алгоритмизация. Ввод/вывод. Операции с целыми числами 1 14 Операции с вещественными числами. Использование случайных чисел 1 https://kpolyakov.spb.ru 15 Команда ветвления. Сложные условия 1 https://kpolyakov.spb.ru 16 Использование логических переменных 1 https://kpolyakov.spb.ru 17 Цикл «с условием» 1 18 Поток данных и его обработка 1 https://kpolyakov.spb.ru 19 Цикл «с постусловием» 1 https://kpolyakov.spb.ru 20 Цикл «с параметром» 1 https://kpolyakov.spb.ru 21 Массив. Перебор элементов 1 https://kpolyakov.spb.ru 22 Сумма/произведение значений элементов массива. Подсчёт количества элементов массива 1 https://kpolyakov.spb.ru 23 Массив. Поиск минимального/ максимального элемента 1 https://kpolyakov.spb.ru 24 Работа с электронными таблицами 1 https://kpolyakov.spb.ru 25 Некоторые стандартные функции электронных таблиц. Сортировка 1 https://kpolyakov.spb.ru 26 Относительные и абсолютные ссылки 1 https://kpolyakov.spb.ru 27 Визуализация электронных таблиц с помощью диаграмм 1 https://kpolyakov.spb.ru 28 Обработка текстовых данных в текстовом редакторе 1 https://kpolyakov.spb.ru 29 Распознавание отсканированных документов 1 https://kpolyakov.spb.ru https://kpolyakov.spb.ru https://kpolyakov.spb.ru 30 Оформление математических текстов с формулами и графическими элементами 1 https://kpolyakov.spb.ru 31 Верстка документа 1 https://kpolyakov.spb.ru 32 Обработка многостраничных документов 1 https://kpolyakov.spb.ru 33 Работа в группах по оформлению реферата/проекта 1 https://kpolyakov.spb.ru 34 Коллективная работа с сетевым документом 1 https://kpolyakov.spb.ru ИТОГО 34