ВНД Прикладная информатика 8 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Прикладная информатика»
8 класс

1.Содержание курса внеурочной деятельности «Прикладная информатика»
8 класс
Инструктаж по технике безопасности по работе в компьютерном кабинете
Параметры различных информационных объектов
Поиск удаленного слова из текста. Определение информационного объема реферата при заданных параметрах.
Шифры. Кодирование и декодирование информации
Шифр, состоящий из символов. Шифр, состоящий из цифр.
Поиск значения логического выражения
Поиск наибольшего значения переменной. Поиск наименьшего значения переменной. Поиск неизвестного числа.
Формальные описания реальных объектов и процессов с помощью графических и табличных моделей
Анализ схемы и/или таблицы
Линейный алгоритм для формального исполнителя
Получение большего числа из меньшего / меньшего числа из большего
Алгоритмический язык и / или язык программирования в программе с условным оператором
Алгоритмический язык. Задания с неизвестными и с заданными параметрами
Адресация в локальной сети / адресация в сети интернет.
Восстановление IP-адреса по его фрагментам. Кодировка адреса почтового ящика. Кодировка адреса файла
Использованием логических выражений при составлении запроса для поисковых систем
Запрос, состоящий из двух слов / одного слова / более двух слов
Анализ информации, представленной в виде графической модели (графа)
Поиск путей из одного города в другой/и проходящих /или не проходящих через конкретный город
Сравнение чисел, представленных в различных системах счисления
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Поиск наименьшего / наибольшего числа. Сумма / количество цифр в записи числа в
различных системах счисления
Возможность поиска документа /или информации в документе средствами операционной системы и текстовых редакторов
Поиск по слову/ словосочетанию.

Использование меню «Поиск» в проводнике операционной системы.
Определение количества файлов с определенным расширением/и определенного объема
Программирование и алгоритмизация
Ввод/вывод. Операции с целыми числами
Перевод секунд в минуты/часы/определение времени начала урока
Операции с вещественными числами. Использование случайных чисел
Определение количества фотографий, которые могут поместиться на флэш-карту (по заданным объёмам)
Вывод случайных первых пяти номеров/все 5 значений должны быть разными для игры «Русское лото»
Игральный кубик брошен трижды. Выпало 3 случайных значения от 1 до 6, из них составлено трехзначное число. Найти его квадрат.
Команда ветвления. Сложные условия
Определение наибольшего из 2 чисел/наибольшего из 4 чисел/определить кто из троих старше всех.
Вывести на экран «По росту», если рост 3 спортсменов ввели по возрастанию/по номеру месяца вывести название времени года/по
заданному числу, не превышающему 120, указать возраст добавив слова «Вам»… «года», «год» или «лет».
Использование логических переменных
Если с клавиатуры введено трехзначное число, то вписать в логическую переменную «True» На вопрос: «Верно ли, что введено трехзначное
число?» должен выйти ответ «Да»/ «Верно ли, что это число – палиндром?» / «Верно ли, что в этом числе все цифры одинаковы?»
Цикл «с условием»
Вывод на экран задаваемое с клавиатуры число раз слово «Привет!» / определить сколько раз в заданном числе встречается указанная цифра
/ найти наибольшую цифру в заданном целом числе / определить есть ли в числе одинаковые цифры.
Поток данных и его обработка
На вход программы поступает неизвестное количество чисел, ввод заканчивается нулем. Сколько из этих чисел делится на 3? / сколько
получено двузначных чисел, оканчивающихся цифрой 3 / найти максимальное из введенных четных чисел.
Цикл «с постусловием»
Программа запрашивает ввод пароля и если он верный выводит на экран «секретные сведения» / определить является ли число простым
(делим на все подряд числа, начиная с 2, пока не получится деление без остатка) / найти произведение двух целых чисел, введенных с
клавиатуры, используя только операцию «сложения» / найти целый корень квадратный из введенного числа (это наибольшее число квадрат
которого не больше указанного числа)

Цикл «с параметром»
Трехзначное число при делении на 15 дает в остатке 11, а при делении на 11 дает в остатке 9. Выведите все такие числа. / ввели число. Найти
его факториал. / Натуральное число называется числом Армстронга, если сумма цифр числа, возведенных в N-ную степень (где N –
количество цифр в числе) равна самому числу. Например, 153 = 13 + 53 + 33. Найдите все трёхзначные числа Армстронга.
Массив. Перебор элементов
Ввести с клавиатуры значения элементов массива, увеличьте каждый элемент в n раз // на n все кроме 1 и последнего / на 1 все элементы из
первой половины массива и в 2 раза из ворой / и выведите полученный массив на экран / найдите их среднее арифметическое. Найти
количество положительных элементов / количество четных / нечетных элементов/ количество двузначных и др.
Сумма/произведение значений элементов массива. Подсчёт количества элементов массива
Заполнить массив 10 случайными элементами из заданного отрезка и найти сумму ненулевых элементов / произведение ненулевых / суммы
в 1 половине массива и во 2 половине.
Массив. Поиск минимального/ максимального элемента
Найти мин / макс / количество мин / макс / пару соседних элементов, сумма которых минимальна / максимальна и др.
Работа с электронными таблицами
Построить таблицу для автоматического вычисления периметров и/или площадей заданных фигур (прямоугольника / треугольника) /
рассчитывает затраты на бензин для поездки на автомобиле / площадь стен комнаты и др.
Некоторые стандартные функции электронных таблиц. Сортировка
Работа с файлом-заготовкой. Вычислите суммарную, минимальную, максимальную и среднюю зарплату по каждой группе сотрудников
фирмы. Установите для всех ячеек, содержащих денежные суммы, денежный формат (только рубли, без копеек). Вычислите суммарную,
минимальную, максимальную и среднюю зарплату в целом по предприятию. Используйте вызовы функций с несколькими аргументамидиапазонами.
Используя сортировку ответить на ряд вопросов: у скольких учащихся фамилия начинается с определенной буквы / сколько учащихся
получили балл выше 50 по указанному предмету, сколько учащихся, получивших 38 баллов по математике получили лучший балл по
русскому языку и т.д.
Относительные и абсолютные ссылки
Работа с файлом-заготовкой. Заполните столбцы Премия и Зарплата. При вычислении премии нужно использовать значения ячейки
B1.Определите минимальную, максимальную, среднюю и суммарную зарплату по каждому цеху и по всему заводу в целом. Перейдите на
Лист 2. Заполните таблицу по расчёту цен на планшетные компьютеры и подсчитайте общую выручку магазина.
Визуализация электронных таблиц с помощью диаграмм

Работа с файлом-заготовкой. Построить диаграмму, показывающую продаваемость машин за указанный период./ Добавьте заголовок, метки
на осях, легенду. Используя данные из сети Интернет оформите таблицу по заданному условию и проведите указанные исследования по
приложенным к заданию пунктам. / Постройте график указанной функции на указанном интервале и пр.
Обработка текстовых данных в текстовом редакторе
Работа с файлом-заготовкой. Проверка грамматики / исправление ошибки, обнаруженные тестовым процессором. Добавить редкие слова из
текста в словарь. Прочитать текст. Добавить к нему заголовок. / Создайте в тексте 4-5 гиперссылок, которые ведут на страницы Интернета,
где рассказывается о выдающихся личностях или объясняются значения терминов. Найдите в Интернете сайт, откуда взят этот текст, и
добавьте ссылку на него в конец текста после слова «Источник»./ С помощью одной из систем машинного перевода
Распознавание отсканированных документов
Распознайте документы заданный документ, отсканированный с разрешением 300/200/100 dpi
Сохраните распознанный документ в форматах .doc и .pdf.. Сравните размеры файлов и качество распознавания для трёх вариантов
отсканированного документа, сделайте выводы./ Выполните распознавание для отсканированного документа, содержащего таблицу.
Завершите оформление документа в текстовом процессоре, сохраните распознанный документ в форматах .doc и .pdf.
Оформление математических текстов с формулами и графическими элементами
Работа с формулами и графиками функций
Например,
Наберите формулы, не используя специальные средства текстового процессора:
2
a2 + b2 = c2 (   )  1
Наберите формулы:

a

F
m

x  y  1

x  y  5

 b  b  4ac
2a
Добавьте в документ график функции y  2 x на отрезке [0; 5].
Обработка многостраничных документов
Работа с файлом-заготовкой. Прочитать текст. Добавите заголовок документа и заголовки разделов вместо обозначения «***»./Оформить
заголовки стилями Заголовок 1 и Заголовок 2./Добавить нумерацию страниц (снизу по центру)./Добавить в верхний колонтитул название
документа (выравнивание по правой границе)/Найти, с какого сайта в Интернете взят этот текст. Добавьте ссылку на источник информации
в конец документа./В начало документа добавьте автоматически собираемое оглавление.
x1, 2 

2

Работа в группах по оформлению реферата/проекта
Задача – разделить работу по оформлению реферата на 3 блока, каждый из которых делает один участник. Оформить титульный лист
реферата (указать свою школу, имена и фамилии всех участников группы, ФИО учителя); вставить названия разделов вместо звёздочек;
добавить нумерацию страниц (в правом верхнем углу, на титульном листе номер не ставится); сделать так, чтобы каждый раздел начинался с

новой страницы; добавить на отдельную страницу (с.2) автособираемое оглавление; оформить список использованных источников так, как
требуется в реферате (например, вместо http://ru.wikipedia.org
должно быть:
Википедия (свободная энциклопедия). URL:
http://ru.wikipedia.org (дата обращения …); преобразовать готовый документ в формат PDF.
Коллективная работа с сетевым документом
Организация работы в сетевом документе. Создание итогового текстового документа - Отчета о работе за 2023-2024 учебный год. Каждый
ученик выполняет работу по 1 из 33 предыдущих занятий. Расписывает кратко алгоритм выполнения задания.
2.Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Прикладная информатика» в 8 классе у обучающихся будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе
в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах
и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и
научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом
возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять
дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании

информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации
информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы,
требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в
группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать
план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе
новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; Принятие себя и
других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
 пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
 записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16),
выполнять арифметические операции над ними;
 раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения
с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения
истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
 раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
 описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
 составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;

 использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения,
использовать оператор присваивания;
 использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные
алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
 создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, Школьный Алгоритмический Язык),
реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку
делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
Форма проведения урока: беседа, индивидуальные практические работы, лекция.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «прикладная информатика»
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Инструктаж по технике безопасности по работе в компьютерном кабинете.
Параметры различных информационных объектов

1

https://kpolyakov.spb.ru

2

Шифры. Кодирование и декодирование информации

1

https://kpolyakov.spb.ru

3

Поиск значения логического выражения

1

https://kpolyakov.spb.ru

4

Формальные описания реальных объектов и процессов с помощью
графических и табличных моделей

1

https://kpolyakov.spb.ru

5

Линейный алгоритм для формального исполнителя

1

https://kpolyakov.spb.ru

6

Алгоритмический язык и / или язык программирования в программе с
условным оператором

1

https://kpolyakov.spb.ru

7

Адресация в локальной сети / адресация в сети интернет.

1

https://kpolyakov.spb.ru

8

Использованием логических выражений при составлении запроса для
поисковых систем

1

https://kpolyakov.spb.ru

9

Анализ информации, представленной в виде графической модели (графа)

1

https://kpolyakov.spb.ru

10

Сравнение чисел, представленных в различных системах счисления

1

https://kpolyakov.spb.ru

11

Возможность поиска документа /или информации в документе средствами
операционной системы и текстовых редакторов

1

https://kpolyakov.spb.ru

https://kpolyakov.spb.ru

12

Использование меню «Поиск» в проводнике операционной системы.

1

13

Программирование и алгоритмизация. Ввод/вывод. Операции с целыми
числами

1

14

Операции с вещественными числами. Использование случайных чисел

1

https://kpolyakov.spb.ru

15

Команда ветвления. Сложные условия

1

https://kpolyakov.spb.ru

16

Использование логических переменных

1

https://kpolyakov.spb.ru

17

Цикл «с условием»

1

18

Поток данных и его обработка

1

https://kpolyakov.spb.ru

19

Цикл «с постусловием»

1

https://kpolyakov.spb.ru

20

Цикл «с параметром»

1

https://kpolyakov.spb.ru

21

Массив. Перебор элементов

1

https://kpolyakov.spb.ru

22

Сумма/произведение значений элементов массива. Подсчёт количества
элементов массива

1

https://kpolyakov.spb.ru

23

Массив. Поиск минимального/ максимального элемента

1

https://kpolyakov.spb.ru

24

Работа с электронными таблицами

1

https://kpolyakov.spb.ru

25

Некоторые стандартные функции электронных таблиц. Сортировка

1

https://kpolyakov.spb.ru

26

Относительные и абсолютные ссылки

1

https://kpolyakov.spb.ru

27

Визуализация электронных таблиц с помощью диаграмм

1

https://kpolyakov.spb.ru

28

Обработка текстовых данных в текстовом редакторе

1

https://kpolyakov.spb.ru

29

Распознавание отсканированных документов

1

https://kpolyakov.spb.ru

https://kpolyakov.spb.ru

https://kpolyakov.spb.ru

30

Оформление математических текстов с формулами и графическими
элементами

1

https://kpolyakov.spb.ru

31

Верстка документа

1

https://kpolyakov.spb.ru

32

Обработка многостраничных документов

1

https://kpolyakov.spb.ru

33

Работа в группах по оформлению реферата/проекта

1

https://kpolyakov.spb.ru

34

Коллективная работа с сетевым документом

1

https://kpolyakov.spb.ru

ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».