РП_Смысловое чтение_2-3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
МБОУ СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Смысловое чтение»
2 - 3 класс

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по смысловому чтению. Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
«Смысловое чтение» призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ
ЧТЕНИЕ»
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов
литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с
различной информацией);
 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
(формирование умений работать с различными видами текстов,
ориентироваться в
 книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной
в художественной литературе (формирование умений понимать
художественное произведение как особый вид искусства, определять
его
художественную
ценность
и
анализировать
средства
выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами
искусства,
находить
сходства
и
различия
используемых
художественных средств, создавать свои собственные художественные
произведения на основе прочитанных);
 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса
младшего школьника; понимание духовной сущности произведений
(освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия
с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных
и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
Программа представляет вариант распределения предметного
содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы
обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям
восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений
выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные
тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего
образования.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Смысловое чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На «Смысловое чтение» во 2-3 классах отводится по 1 часу в каждом
классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общение. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых
средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи.
Виды общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение
основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.).
Речевой этикет. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение. Понимание на слух информации, определение
основной мысли. Особенности речевого этикета в условиях общения с
людьми, плохо владеющими русским языком.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по
услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению.
Текст. Речевые жанры. Этикетные речевые жанры Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста. Отражение основной мысли текста в высказывании. Комплексная
работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текст (абзацев).
Вторичные речевые жанры. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача
основных мыслей). Деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Осознание
диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения. Доказательство собственной точки. Общее представление о разных

видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их
сравнение. зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование
норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Типы текстов. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их
особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных
текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение,
повествование).
Самостоятельное
построение
плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания
Общение. Осознание цели и ситуации устного общения. Овладение
основными умениями ведения разговора. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Общее представление о разных видах текста: художественных,
учебных, научно-популярных – и их сравнение. Комплексная работа над
структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста (абзацев). Корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа со
словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Освоение
разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Умение работать с разными видами
информации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Знакомство с жанрами письма и
поздравления. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Планируемые результаты учебного курса «Смысловое чтение»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к чтению художественной литературы; основы
для эмоционального переживания художественного текста; начальные
представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных
текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных,
свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в
дружбе); эстетические чувства при восприятии красоты родной природы,
отраженной в художественных произведениях; понимание своих чувств на
основе восприятия чувств героев литературных произведений;
- интерес к чтению как особому способу изображения действительности;
мотивация к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой
деятельности; основы для эмоционального переживания и осознания
основной мысли художественного текста; эмоционального отношения к
поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
любви к родному дому, малой Родине; представлений об оценке
литературного героя произведения по его поступкам;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя и читателя; участвовать в обсуждении плана
выполнения заданий; соотносить внешнюю оценку и самооценку; выбирать
книги для самостоятельного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- отличать художественные книги от научно-популярных; определять автора
книги и ее название; определять содержание книги по иллюстрациям;
участвовать в организации выставки книг в библиотеке; создавать рисункииллюстрации к произведениям; выбирать книги для самостоятельного
чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом»;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
видеть особенности народного и авторского текста; осознавать роль названия
произведения; понимать информацию, заложенную в выразительных
средствах произведения; сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
реализовывать потребность в общении со сверстниками; проявлять интерес к
общению и групповой работе; воспринимать мнение собеседников; следить
за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности;
- корректировать действия участников коллективной творческой
деятельности; ориентироваться в нравственном содержании понятий:
дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
понимать контекстную речь взрослых;

В результате освоения программы учебного курса формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
находить произведения определённой тематики; сравнивать иллюстрации и
содержание
произведений;
иметь
представления
о
справочной,
периодической литературе; осуществлять поиск тематических журналов;
кратко и подробно пересказывать;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с
выдающимися произведениями классической и современной отечественной и
зарубежной литературы; выбирать книги для самостоятельного внеклассного
чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных
интересов и познавательных потребностей; писать отзыв и аннотации о
прочитанной книге; вести читательский дневник; составлять сборники своих
творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; пользоваться
самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Смысловое чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
2 КЛАСС
 объяснять важность чтения для решения учебных задач и
применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей,
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей,
традиций,
быта,
культуры
разных
народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте
изученных произведений;
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;





















различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять
тему
и
главную
мысль,
воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения, составлять план
текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения
(портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и
его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор,
литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сравнение, эпитет);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно,
выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки,
рассказы;

ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
 выбирать
книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
 использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
3 КЛАСС
 отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
 различать художественные произведения и познавательные тексты;
 различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
 понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора
разных народов России;
 владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать
тему
и
главную
мысль,
определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь



















событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам
героев,
составлять
портретные
характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии
или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика,
характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной
картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе
изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по
содержанию
произведения
(не
менее
8
предложений),
корректировать собственный письменный текст;









составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные образовательные и информационные ресурсы,
включённые в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Общение. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи
Вводный урок. Проверь
1.1
1
себя
1.2

Наука риторика

1

1.3

Кто – что – кому. Выбор
языковых средств

1

1.4

Кому – кто. Адресат –
адресант

1

Итого по разделу

4

Раздел 2. Виды общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение основными умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)
Как мы говорим. Темп
2.1
1
2.2

Тон речи. То же слово, да
не так бы молвить

1

2.3

Настроение, чувства и тон
говорящего

1

2.4

Мимика, жесты, поза.

1

Говорящий взгляд
2.5

Подведём итоги.
Обобщающий урок

Итого по разделу

1
5

Раздел 3. Речевой этикет. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Понимание на слух
информации, определение основной мысли. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению
Учусь слушать. Что такое
3.1
1
уметь слушать
3.2
3.3

Слушали и услышали
Слушаем и стараемся
понять. Слушаем и
выделяем непонятное

1
1

3.4

Слушаем, как говорят

1

3.5

Слушаем на уроке.
Слушаем целый день!

1

Итого по разделу

5

Раздел 4. Текст. Речевые жанры. Этикетные речевые жанры Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Текст. Признаки текста.

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Отражение основной мысли текста в высказывании. Комплексная
работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текст (абзацев)
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

Вежливая просьба. Просить
– умолять – требовать

1

Прошу вас… Скрытая
просьба

1

Учусь читать и писать. О
чём нам говорит шрифт?

1

Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…

1

Тема и основная мысль.
Текст. Тема и заголовок
текста

4.6

Основная мысль текста

4.7

Опорные слова.
Комплексная работа над
структурой текста

Итого по разделу

1
1
1
7

Раздел 5. Вторичные речевые жанры. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всеготекста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения. Доказательство собственной точки. Общее представление о разных видах
текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. зрения с опорой на текст или собственный опыт.

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Пересказ. Подробный
пересказ

1

5.2

Краткий пересказ

1

5.3

План

1

5.4

Вежливый отказ Согласие
или отказ

1

Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ

1

5.1

5.5

Итого по разделу

5

Раздел 6. Типы текстов. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов
и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи,
использование в текстах синонимов и антонимов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение
плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с
учетом особенностей монологического высказывания.
Типы текстов и их
особенности

1

6.2

Рассуждение

1

6.3

Примеры в рассуждении.
Точные и неточные
объяснения

6.1

6.4

Описание. Признаки

1
1

предмета
Описание в объявлении.
Загадки - описания

1

6.6

Невыдуманный рассказ

1

6.7

Части рассказа. Хочу вам
рассказать

1

Подводим итоги.
Обобщающий урок

1

6.5

6.8

Итого по разделу
ИТОГО

8
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Общение. Осознание цели и ситуации устного общения. Овладение основными умениями ведения разговора.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их
сравнение. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей
текста (абзацев). Корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи.
Речевые ситуации. Проверь себя
1.1
1
1.2

Что мы помним о речевой
ситуации

1

1.3

Твои речевые роли (повторение)

1

1.4

С какой целью? Зачем? (задачи
общения)

1

1.5

Неподготовленная речь

1

1.6

Подготовленная речь

1.7

Приёмы подготовки к
диалогической форме речи

1

1.8

Говорим подробно

1

1

1.9

Говорим кратко

1

1.11

Похвала (комплимент)

1

1.12

Слушаем, вдумываемся

1

1.13

Слушаем по-разному

1

1.14

Читаем учебные тексты

1

1.15

Учимся писать, редактировать

1

1.16

Как исправить текст? (Правка
текста.)

1

1.17

Что такое вежливость

1

Добрые дела – добрые слова

1

Итого по разделу

17

Раздел 2. Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания. Определение значения слова по тексту
или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов,
их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей). Умение работать с разными видами информации. Выбор книг на основе рекомендованного
списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Проверь себя. Тексты разные
2.1
1
нужны. Типы текстов
2.2

Диалог и монолог

1

2.3

Пиши правильно!
Использование толкового
словаря

1

2.4

Произноси правильно! Работа со
словом

1

2.5

Употребляй слова правильно!

1

2.6

Пересказ

1

2.7

Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному
фрагменту. Выбери нужное.
(Выборочный пересказ.)

1

2.8

Цитата в пересказе

1

2.9

Кратко о книге (аннотация)

1

2.10

2.11

2.12
2.13

Знакомство с жанрами письма и
поздравления. Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего?
Как?
Знакомство с жанрами письма и
поздравления. С днём рождения!
С Новым годом! С праздником 8
Марта!
Рассуждение, вывод в
рассуждении
Знакомство с основными видами
изложений (без заучивания

1

1

1
1

определений): изложения
подробные и выборочные).
Правило и цитата в
доказательстве

2.14

2.15

2.16
2.17

Анализ и оценка содержания,
языковых особенностей и
структуры текста. Правила
сравнения.
Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте
информации. Сравни и скажи.
Создание собственных текстов
по предложенным планам. Как
строятся сравнительные тексты
Повторение за год

1

1

1
1

Итого по разделу

17

ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».