МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА МБОУ СОШ № 79 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Инженерная графика» для обучающихся 11 классов ЕКАТЕРИНБУРГ 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Инженерная графика призвана дать умение и навыки для изложения технических идей с помощью чертежа, а также понимания по чертежу объектов и принципа действия изображаемого технического изделия. Инженерная графика - первая ступень обучения, на которой изучаются основные правила выполнения и оформления конструкторской документации. Изучение курса инженерной графики основывается на теоретических положениях курса начертательной геометрии, а также нормативных документах, государственных стандартах и ЕСКД. Начертательная геометрия является теоретической основой построения технических чертежей. Задача изучения начертательной геометрии сводится к развитию пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений, изучению способов получения чертежей на уровне графических моделей геометрических объектов и умению решать на этих чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями. Компьютерная графика призвана дать умения и навыки выполнения и редактирования чертежей с помощью графических редакторов. Достичь компетентности в данной области невозможно без визуальной грамотности. Понятие «Визуальная грамотность» включает: -знание способов графического представления информации и их преимущества; -умение применить графические модели для отображения информации, используемой в различных предметных областях; - владение средствами компьютерной графики для выражения идеи, замысла, гипотезы, собственного технического решения, результатов экспериментальноисследовательских работ в виде пиктографических и идеографических моделей. Критерием результативности педагогических условий, способствующих развитию визуальной грамотности и реализуемых в процессе обучения в общеобразовательной школе, является повышение уровня проявления визуальной грамотности в учебной деятельности старшеклассника (элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность), положительная динамика всех показателей в соответствии с выделенными критериями: -личностно-смысловое отношение старшеклассника к развитию визуальной грамотности; -уровень овладения графическими знаниями и умениями; -уровень развития пространственного и технического мышления; -уровень развития рефлексии. Предлагаемый курс содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников; оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость в работе, умение концентрировать внимание, наблюдательность. Задачи курса: • формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения аксонометрических проекции и технических рисунков; 2 • научить читать и выполнять несложные чертежи (в том числе с использованием графического редактора «КОМПАС-3D»; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; приемам 3D – моделирования в среде «КОМПАС», самостоятельно пользоваться учебными материалами; • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; техническое и креативное мышление; • формировать представления о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; • формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; • воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; • получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Результатами освоения курса являются: формирование понятий о чертежах в системе прямоугольного проецирования; овладение рациональным использованием чертежных инструментов; формирование умений и навыков анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; формирование умений и навыков читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов, выбирать необходимое число видов на чертежах; формирование умений осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; формирование умений применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; пользоваться ЕСКД и справочной литературой; выполнение чертежей с помощью графического редактора. 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В соответствии с целями, современным требованиям к преемственности и непрерывности образования, определено содержание курса. Структура и содержание курса представлены четырьмя учебными модулями, каждый из которых посвящен обработке и грамотному представлению учебной, технической, научной, статистической и другой информации средствами графики. Визуализация информации: Графический язык как средство общечеловеческого общения. Типы графических изображений и их особенности в передаче информации. Способы отображения и восприятия информации. Графические модели геометрических объектов: Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них. Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Основы конструкторского документирования: ЕСКД и ее назначение. Общие правила выполнения чертежей согласно ЕСКД: форматы, масштабы, типы линий, основные правила нанесения размеров; изображения – виды, разрезы, сечения; аксонометрические проекции. Прикладная компьютерная графика: Моделирование средствами компьютерной графики Освоение команд настройки рабочих режимов и сервиса КОМПАС. Графические примитивы и операции с ними. Выполнение плоских графических моделей и их редактирование. Трехмерные объекты. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ НА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и информационной безопасности; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в виртуальном пространстве; 2) патриотического воспитания: ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; 3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанные на использовании информационных технологий; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, 5 программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; 6 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. 3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; 7 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 8 оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 3) принятия себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ представление о методах познания человеком природы; о способах передачи и восприятия информации об объектах, явлениях, процессах; о социальной значимости визуализации; о методах проекционного черчения, в том числе с использованием графических редакторов; знание преимущества графического способа представления информации; графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графического выражения; возможности применения правил и алгоритмов построения рисунков, чертежей, таблиц, диаграмм, схем в различных областях деятельности; алгоритмы построения проекций геометрических объектов на плоскости; правила составления схем и оформления таблиц, диаграмм; основные правила выполнения чертежей в соответствии с государственными стандартами ЕСКД; умение использовать компьютерные средства визуализации информации в целях коммуникации; чертеж, технический рисунок для графического представления информации; стандарты ЕСКД для выполнения проекционных чертежей; владение основными понятиями, связанными с графическим представлением информации; проекционным аппаратом для построения изображений геометрических объектов; оформления и составления графических моделей геометрических объектов; решения задач творческого характера. знание методов графического отображения геометрической информации о предмете; способов построения проекций на проекционных плоскостях; способов построения аксонометрических проекций; способов выполнения технического рисунка и выявления объема; информационных возможностей рабочего чертежа (совокупность информации, отображаемой на чертеже и необходимой для изготовления изделий). 9 Тематическое планирование по учебному курсу инженерная графика 11 класс Номер п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Правила оформления чертежей.ГОСТ 2.301-2.304 Цели и задачи курса. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Типы графических изображений. Основные правила оформления чертежей в соответствии с ЕСКД – ГОСТ 2.301 - ГОСТ 2.304 Графический редактор КОМПАС-3D. Знакомство с интерфейсом системы КОМПАС-3D. Способы ввода и редактирования объектов в системе КОМПАС-3D. Геометрические тела и их проекции. Многогранники – призма. Геометрические тела и их проекции. Многогранники – пирамида. Геометрические тела и их проекции. Тела вращения –цилиндр. Тела вращения – конус и шар. Способы преобразования чертежа: замена плоскостей проекций, метод вращения вокруг оси. Способы преобразования чертежа: перпендикулярной плоскости проекций. Пересечение многогранников плоскостями частного положения. Построение натуральной величины сечения призмы и пирамиды. Пересечение тел вращения плоскостями частного положения. Построение натуральной величины сечения цилиндра и конуса. Построение разверток усеченных многогранников. Построение разверток усеченных тел вращения. Построение разверток поверхностей. Моделирование поверхностей. Построение линии среза и натуральной величины сечения комбинированной модели. 3D-Модель"Крышка". 3D-Модель"Корпус". Геометрические тела с вырезом. 3D -модель конуса с призматическим отверстием. Построение развертки конуса с призматическим отверстием. Виды. ГОСТ 2.305-2008. Изображения. Выполнение трех видов деревянной модели. Практическая работа по видам. Разрезы. ГОСТ 2.307 – 68. Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Формирование чертежа детали «Корпус»: выполнение необходимых изображений - видов, простых разрезов. Формирование чертежа детали «Корпус»: нанесение размеров. Выполнение сложных разрезов. Создание 3D модели. Ступенчатый разрез. Выполнение сложных разрезов. Создание 3D модели. Ломаный разрез. Формирование чертежа сложного разреза (ломаный и ступенчатый). 1 Выполнение работы по теме «Разрезы». Сечения. Создание 3D-модели детали «Вал» по наглядному изображению, формирование чертежа с применением заданных сечений. Сборочные чертежи. Сборка: создание 3D-модели узла из 2-3-х деталей. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 34