РП_Инженерная графика 11_2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
МБОУ СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Инженерная графика»
для обучающихся 11 классов

ЕКАТЕРИНБУРГ 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Инженерная графика призвана дать умение и навыки для изложения
технических идей с помощью чертежа, а также понимания по чертежу объектов и
принципа действия изображаемого технического изделия. Инженерная графика - первая
ступень обучения, на которой изучаются основные правила выполнения и оформления
конструкторской документации. Изучение курса инженерной графики основывается на
теоретических положениях курса начертательной геометрии, а также нормативных
документах, государственных стандартах и ЕСКД. Начертательная геометрия является
теоретической основой построения технических чертежей. Задача изучения
начертательной геометрии сводится к развитию пространственного представления и
воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и
синтезу пространственных форм и отношений, изучению способов получения чертежей
на уровне графических моделей геометрических объектов и умению решать на этих
чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями.
Компьютерная графика призвана дать умения и навыки выполнения и
редактирования чертежей с помощью графических редакторов.
Достичь компетентности в данной области невозможно без визуальной грамотности.
Понятие «Визуальная грамотность» включает:
-знание способов графического представления информации и их преимущества;
-умение применить графические модели для отображения информации, используемой
в различных предметных областях;
- владение средствами компьютерной графики для выражения идеи, замысла, гипотезы,
собственного
технического
решения,
результатов
экспериментальноисследовательских работ в виде пиктографических и идеографических моделей.
Критерием результативности педагогических условий, способствующих развитию
визуальной грамотности и реализуемых в процессе обучения в общеобразовательной
школе, является повышение уровня проявления визуальной грамотности в учебной
деятельности старшеклассника (элементарная грамотность, функциональная
грамотность, компетентность), положительная динамика всех показателей в
соответствии с выделенными критериями:
-личностно-смысловое отношение старшеклассника к развитию визуальной
грамотности;
-уровень овладения графическими знаниями и умениями;
-уровень развития пространственного и технического мышления;
-уровень развития рефлексии.
Предлагаемый курс содействует активному развитию пространственных
представлений, пространственного воображения; логического и технического
мышления; познавательных и творческих способностей школьников; оказывает
влияние на формирование личности учащегося, развивая усидчивость, аккуратность,
самостоятельность, плановость в работе, умение концентрировать внимание,
наблюдательность.
Задачи курса:
• формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах
построения изображений на чертежах, а также способах построения
аксонометрических проекции и технических рисунков;
2

• научить читать и выполнять несложные чертежи (в том числе с использованием

графического редактора «КОМПАС-3D»; аксонометрические проекции,
технические рисунки деталей различного назначения; приемам 3D –
моделирования в среде
«КОМПАС», самостоятельно пользоваться учебными материалами;
• развивать статические и динамические пространственные представления,
образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных
особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по
проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; техническое и
креативное мышление;
• формировать представления о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
• формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
• воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности,
уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
• получить опыт применения политехнических, технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
Результатами освоения курса являются:

формирование понятий о чертежах в системе прямоугольного проецирования;

овладение рациональным использованием чертежных инструментов;

формирование умений и навыков анализировать форму предметов в натуре и по
их чертежам;

формирование умений и навыков читать и выполнять чертежи и наглядные
изображения несложных предметов, выбирать необходимое число видов на чертежах;

формирование умений осуществлять несложное преобразование формы и
пространственного положения предметов и их частей;

формирование умений применять графические знания в новой ситуации при
решении задач с творческим содержанием;

пользоваться ЕСКД и справочной литературой;

выполнение чертежей с помощью графического редактора.

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с целями, современным требованиям к преемственности и
непрерывности образования, определено содержание курса. Структура и содержание
курса представлены четырьмя учебными модулями, каждый из которых посвящен
обработке и грамотному представлению учебной, технической, научной,
статистической и другой информации средствами графики.
Визуализация информации: Графический язык как средство общечеловеческого
общения. Типы графических изображений и их особенности в передаче информации.
Способы отображения и восприятия информации.
Графические модели геометрических объектов: Геометрические тела, предметы
окружающего мира и геометрическая информация о них. Графическое отображение и
чтение геометрической информации о предмете.
Основы конструкторского документирования: ЕСКД и ее назначение. Общие
правила выполнения чертежей согласно ЕСКД: форматы, масштабы, типы линий,
основные правила нанесения размеров; изображения – виды, разрезы, сечения;
аксонометрические проекции.
Прикладная компьютерная графика: Моделирование средствами компьютерной
графики Освоение команд настройки рабочих режимов и сервиса КОМПАС.
Графические примитивы и операции с ними. Выполнение плоских графических
моделей и их редактирование. Трехмерные объекты.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНЖЕНЕРНОЙ
ГРАФИКЕ
НА
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО

Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и
опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных
направлений воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на
уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и
информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в
виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке,
искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанные на
использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой,
5

программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях
информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных
процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих
сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отражённые в
универсальных учебных действиях, а именно: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
6

устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
7

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно
вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
8

оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
представление о методах познания человеком природы; о способах передачи и
восприятия информации об объектах, явлениях, процессах; о социальной значимости
визуализации; о методах проекционного черчения, в том числе с использованием
графических редакторов;
знание преимущества графического способа представления информации;
графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графического
выражения; возможности применения правил и алгоритмов построения рисунков,
чертежей, таблиц, диаграмм, схем в различных областях деятельности; алгоритмы
построения проекций геометрических объектов на плоскости; правила составления схем
и оформления таблиц, диаграмм; основные правила выполнения
чертежей в
соответствии с государственными стандартами ЕСКД;
умение использовать компьютерные средства визуализации информации в целях
коммуникации; чертеж, технический рисунок для графического представления
информации; стандарты ЕСКД для выполнения проекционных чертежей;
владение основными понятиями, связанными с графическим представлением
информации; проекционным аппаратом для построения изображений геометрических
объектов; оформления и составления графических моделей геометрических объектов;
решения задач творческого характера.
знание методов графического отображения геометрической информации о
предмете; способов построения проекций на проекционных плоскостях; способов
построения аксонометрических проекций; способов выполнения технического рисунка
и выявления объема; информационных возможностей рабочего чертежа (совокупность
информации, отображаемой на чертеже и необходимой для изготовления изделий).
9

Тематическое планирование по учебному курсу инженерная графика 11 класс
Номер
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
Правила оформления чертежей.ГОСТ 2.301-2.304
Цели и задачи курса. Графический язык и его роль в передаче информации о
предметном мире.
Типы графических изображений. Основные правила оформления чертежей в
соответствии с ЕСКД – ГОСТ 2.301 - ГОСТ 2.304
Графический редактор КОМПАС-3D. Знакомство с интерфейсом системы КОМПАС-3D.
Способы ввода и редактирования объектов в системе КОМПАС-3D.
Геометрические тела и их проекции. Многогранники – призма.
Геометрические тела и их проекции. Многогранники – пирамида.
Геометрические тела и их проекции. Тела вращения –цилиндр.
Тела вращения – конус и шар.
Способы преобразования чертежа: замена плоскостей проекций, метод вращения
вокруг оси.
Способы преобразования чертежа: перпендикулярной плоскости проекций.
Пересечение многогранников плоскостями частного положения.
Построение натуральной величины сечения призмы и пирамиды.
Пересечение тел вращения плоскостями частного положения.
Построение натуральной величины сечения цилиндра и конуса.
Построение разверток усеченных многогранников.
Построение разверток усеченных тел вращения.
Построение разверток
поверхностей.
Моделирование поверхностей.
Построение линии среза и натуральной величины сечения комбинированной модели.
3D-Модель"Крышка".
3D-Модель"Корпус".
Геометрические тела с вырезом. 3D -модель конуса с призматическим отверстием.
Построение развертки конуса с призматическим отверстием.
Виды. ГОСТ 2.305-2008. Изображения.
Выполнение трех видов деревянной модели.
Практическая работа по видам.
Разрезы. ГОСТ 2.307 – 68.

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Формирование чертежа детали «Корпус»: выполнение необходимых изображений - видов,
простых разрезов.
Формирование чертежа детали «Корпус»: нанесение размеров.
Выполнение сложных разрезов. Создание 3D модели. Ступенчатый разрез.
Выполнение сложных разрезов. Создание 3D модели. Ломаный разрез.
Формирование чертежа сложного разреза (ломаный и ступенчатый).

1

Выполнение работы по теме «Разрезы».
Сечения. Создание 3D-модели детали «Вал» по наглядному изображению,
формирование чертежа с применением заданных сечений.
Сборочные чертежи. Сборка: создание 3D-модели узла из 2-3-х деталей.
ИТОГО

1
1

1
1
1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».