РП_Экспериментальная физика_7-8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА

МБОУ СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Экспериментальная физика»
для обучающихся 7-8 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по экспериментальной физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне
основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО.
Содержание программы по экспериментальной физике направлено на формирование
естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на
деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным
результатам
обучения,
а
также
межпредметные
связи
естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по экспериментальной физике устанавливает распределение учебного
материала по годам обучения (по классам), предлагает последовательность изучения тем,
основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных
особенностей обучающихся.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную
картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования
состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у
обучающихся.
Изучение экспериментальной физики предполагает овладение следующими
компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:
 научно объяснять явления;
 оценивать и понимать особенности научного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов.
Цели изучения экспериментальной физики:
 приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
 формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий;
 развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении.
Достижение этих целей программы по экспериментальной физике на уровне
основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
 приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических,
тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
 приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
 освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием
физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;



развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов;
 освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое
оценивание информации;
 знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой,
и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение экспериментальной физики на уровне основного общего образования
отводится 68 часов: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Раздел 1. Строение вещества.
Строение вещества. Определение объема тел неправильной формы.
Экспериментальные работы.
1. Определение объема CD диска.
Раздел 2. Движение, взаимодействие, масса.
Скорость. Средняя скорость. Движение. Взаимодействие. Масса.
Экспериментальные работы.
1. Определение скорости написания своего имени.
2. Измерение массы тела без использования весов.
3. Определите массу одной капли воды.
Раздел 3. Силы вокруг нас.
Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Равнодействующая сила.
Правило сложения сил.
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление. Атмосферное давление. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Гидравлические машины. Плотность.
Экспериментальные работы.
1. Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную
поверхность.
2. Определение атмосферного давления.
3. Определение плотности камня.
Раздел 4. Законы Архимеда. Плавание тел.
Объем. Масса. Законы Архимеда. Плавание тел.
Экспериментальные работы.
1. Определение объема куска льда.
2. Определение массы тела, плавающего в воде.
Раздел 5. Работа. Мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Центр тяжести. Закон
сохранения энергии.
Экспериментальные работы.
1. Определение работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии
деревянного бруска.
2. Определение центра тяжести плоской пластины.
Раздел 6. Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
КПД. Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
Экспериментальные работы.
1. Определение КПД простого механизма.
8 КЛАСС
Раздел 1. Внутренняя энергия.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.
Конвекция. Излучение.
Экспериментальные работы.
1. Изменение длины тела при нагревании и охлаждении.

2. Способы изменения внутренней энергии тела.
Раздел 2. Изменение агрегатного состояния вещества.
Количество теплоты. Расчет количества теплоты. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Уравнение теплового баланса. Тепловые двигатели. Газовые
турбины.
Экспериментальные работы.
1. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого
телом при охлаждении.
2. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
3. Работы на составление уравнения теплового баланса.
Раздел 3. Электрический заряд. Электрическое поле.
Электризация жидкости, газа. Электрический заряд. Электрическое поле.
Экспериментальные работы.
1. Электризация жидкости и газа.
2. Первые шаги в электричестве.
Раздел 4. Электрический ток.
Электрический ток. Электролиз. Короткое замыкание. Гальванический элемент.
Экспериментальные работы.
1. Электролиз.
2. Короткое замыкание.
3. Изготовление гальванического элемента.
Раздел 5. Расчет характеристик электрических цепей.
Мощность тока. Работа тока. КПД. Зависимость сопротивления проводника от
температуры. Законы постоянного тока. Сложные электрические цепи.
Экспериментальные работы.
1. Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других
электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии.
2. Измерение КПД кипятильника.
3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
Раздел 6. Магнитное поле.
Магнитное поле проводника с током.
Экспериментальные работы.
1. Магнитное поле проводника с током.
2. Изготовление моделей и приборов.
Раздел 7. Основы кинематики и динамики.
Неравномерное движение. Скорость. Перемещение. Законы Ньютона.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение экспериментальной физики на уровне основного общего образования
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
В результате изучения экспериментальной физики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
 1) патриотического воспитания:
  проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
  ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
  готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
  осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
 3) эстетического воспитания:
  восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;
 4) ценности научного познания:
  осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
  развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с
электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
  сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека;
 6) трудового воспитания:
  активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
требующих в том числе и физических знаний;
  интерес к практическому изучению профессий, связанных с экспериментальной
физикой;
 7) экологического воспитания:
  ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
  осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
  потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
  повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
  потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
  осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;





 планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики,
в том числе с использованием физических знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по экспериментальной физике на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:










в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную
тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
 признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула,
агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), механическое


















движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость,
сообщающиеся сосуды;
различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное
движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие
твёрдых тел с закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми
телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, превращения
механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: примеры движения с различными
скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб,
рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя
скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление
(твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа,
мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия
механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики,
закон сохранения механической энергии, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–
2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и
проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов, в описании исследования выделять проверяемое предположение
(гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить
ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из
предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать
показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;



















проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося
тела от времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества
обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади
соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины, выталкивающей
силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её
независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело,
условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять
измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества
жидкости и твёрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха,
выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело,
коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку
и вычислять значение искомой величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и
неподвижный блок, наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство
водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос,
ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические законы и закономерности;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с
заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
различных источников выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать
краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,
сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана
действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы,
выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и
молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела,
насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя
энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд, электрическое
поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное
поле;
 различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация,
плавление,
кристаллизация
(отвердевание),
кипение,
теплопередача
(теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие
зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и
капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца,
замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов,
магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на
Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная
теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника,
удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока), при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества,
принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
 объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций
практикоориентированного
характера:
выявлять
причинноследственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с
опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов или
закономерностей;
 решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи,


















выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов,
используя
описание
исследования,
выделять
проверяемое
предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования,
делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма,
температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета
излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от
температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля
на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя
постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и
формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха,
силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков
физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом заданной
абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от
его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока):
планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов,
гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической
энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы
(примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель
постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр,
гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять
схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,









сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на
основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе
публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества
1.1

Строение вещества.

Итого по разделу

2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

2

Раздел 2. Движение и взаимодействие тел
2.1

Движение, взаимодействие, масса.

Итого по разделу

6
6

Раздел 3. Силы вокруг нас.
3.1

Силы вокруг нас.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

6
6

Раздел 4. Давление. Атмосферное давление.
4.1

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

5

4.2

Атмосфера и атмосферное давление.

2

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

7

Раздел 5. Законы Архимеда. Плавание тел.
5.1

Законы Архимеда. Плавание тел.

3

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

Итого по разделу

3

Раздел 6. Работа. Мощность.Энергия.
7

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

7.1
Простые механизмы. «Золотое правило»
механики.

3

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

13

6.1

Работа. Мощность. Энергия.

Раздел 7. Простые механизмы.

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Внутренняя энергия.
1.1

Внутренняя энергия.

Итого по разделу
Раздел 2. Изменение агрегатного состояния вещества.
Изменение агрегатного состояния
2.1
вещества.
2.2
Тепловые двигатели.
Итого по разделу

6

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

2

Библиотека ЦОК

6

6
1
7

Раздел 3. Электрический заряд. Электрическое поле.
3.1

Электрический заряд. Электрическое поле.

3

Итого по разделу
Раздел 4. Электрический ток.

3

Электрический ток.

4

4.1

Итого по разделу
Раздел 5. Расчет характеристик электрических цепей.

4

5.1

6

Расчет характеристик электрических цепей.

Итого по разделу
Раздел 6. Магнитное поле
6.1 Магнитное поле

6
3

https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Итого по разделу
Раздел 7. Основы кинематики и динамики.

3

7.1

Основы кинематики

3

7.2

основы динамики

2

Итого по разделу

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10
11

Тема урока

Экспериментальные задачи по теме
«Строение вещества»
Экспериментальная работа №1
«Определение объема CD диска»
Экспериментальная работа №2
«Определение скорости написания
своего имени»
Решение экспериментальных задач
по определению средней скорости.
Решение экспериментальных задач
по определению средней скорости.
Экспериментальная работа №3
«Измерение массы тела без
использования весов».
Экспериментальная работа №4
«Определите массу одной капли
воды».
Решение олимпиадных задач по
теме «Движение, взаимодействие,
масса».
Решение экспериментальных задач
на определение силы тяжести.
Решение экспериментальных задач
на определение силы упругости.
Решение экспериментальных
задач на определение веса тела.

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

1

1

1

1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09fe0a

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a013e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0378

12
13

14

15

16
17
18

19

20

21
22

Решение экспериментальных задач
на определение силы трения.
Решение олимпиадных задач по
теме «Равнодействующая сила.
Правило сложения сил».
Решение олимпиадных задач по
теме «Равнодействующая сила.
Правило сложения сил».
Экспериментальная работа №5
«Определение давления,
создаваемого цилиндрическим
телом на горизонтальную
поверхность».
Экспериментальная работа №6
«Определение атмосферного
давления».
Экспериментальная работа №7
«Определение плотности камня».
Решение экспериментальных задач
по теме «Гидравлические
машины».
Решение олимпиадных задач по
теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
Решение экспериментальных задач
на определение атмосферного
давления.
Решение олимпиадных задач по
теме «Атмосфера и атмосферное
давление»
Экспериментальная работа №8
«Определение объема куска льда»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a05c6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a079c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0ae4

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0c10

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a0fee

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a123c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

23

24

25

26

27

28

29

30
31
32
33

Экспериментальная работа №9
«Определение массы тела,
плавающего в воде»
Решение олимпиадных задач по
теме «Законы Архимеда. Плавание
тел»
Экспериментальная работа №10
«Определение работы, мощности,
кинетической и потенциальной
энергии деревянного бруска2
Экспериментальная работа №11
«Определение центра тяжести
плоской пластины»
Решение экспериментальных задач
по вычислению кинетической
энергии.
Решение экспериментальных задач
по вычислению потенциальной
энергии.
Решение экспериментальных задач
по вычислению потенциальной
энергии упруго деформированного
тела
Решение экспериментальных задач
по теме «Закон сохранения
энергии»
Решение олимпиадных задач по
теме «Работа. Мощность. Энергия»
Экспериментальная работа №12
«Определение КПД простого
механизма»
Решение олимпиадных задач по

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1502
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a18cc

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1778

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1a70

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1b9c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1cc8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a1de0

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff09f72a
Библиотека ЦОК

теме «Простые механизмы.
«Золотое правило» механики»
Решение олимпиадных задач по
34
теме «Простые механизмы.
«Золотое правило» механики»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/ff0a20a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a2376

1
34

13

8 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5
6

7

8

9
10
11

Тема урока

Экспериментальная работа №1
«Изменения длины тела при
нагревании и охлаждении»
Экспериментальная работа№2
«Способы изменения внутренней
энергии тела»
Решение экспериментальных задач
по теме «Виды теплопередачи»
Решение экспериментальных задач
по теме «Конвекция. Излучение»
Решение олимпиадных задач по
теме «Внутренняя энергия»
Решение олимпиадных задач по
теме «Внутренняя энергия»
Экспериментальная работа №3
«Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания тела
или выделяемого при охлаждении»
Экспериментальная работа №4
«Плавление и отвердевание
кристаллических тел»
Экспериментальные задачи на
применение уравнения теплового
баланса.
Практикум по выращиванию
кристаллов.
Решение олимпиадных задач на

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a540e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5530

1
1
1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5a26

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5c60

1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6412
Библиотека ЦОК

12
13
14

15

16
17
18
19

20

21

22

уравнение теплового баланса.
Решение олимпиадных задач на
уравнение теплового баланса.
Изучение устройства и принципа
действия газовой турбины.
Экспериментальные задания по
теме «Электризация жидкости,
газа».
Экспериментальные задания по
теме «Первые шаги в
электричестве»
Решение олимпиадных задач по
теме «Электрический заряд.
Электрическое поле».
Экспериментальные задания по
теме «Электролиз».
Экспериментальные задания по
теме «Короткое замыкание».
Решение олимпиадных задач по
теме «Электрический ток».
Практические задания по
изготовлению моделей приборов.
Изготовление гальванического
элемента.
Экспериментальная работа №5 по
теме «Определение мощности и
работы тока в электрической лампе
и других электрических приборах и
расчет потребляемой энергии ими
энергии»
Экспериментальная работа № 6
«Измерение КПД кипятильника».

https://m.edsoo.ru/ff0a65c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6976
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7088

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6a98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6bb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7b5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a71d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a72fe

1
1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a740c

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a786c

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7628

Наблюдение зависимости
сопротивления проводника от
температуры.
Расчет сложных электрических
24
цепей.
Решение олимпиадных задач на
25
законы постоянного тока.
Решение олимпиадных задач на
26
законы постоянного тока.
Экспериментальные задания по
27
теме «Магнитное поле проводника
с током»
Практические задания по
28
изготовлению моделей и приборов.
Решение олимпиадных задач по
29
теме «Магнитное поле».
Решение графических задач, расчет
30
пути и средней скорости
неравномерного движения.
Решение олимпиадных задач по
31
кинематики.
Решение олимпиадных задач по
32
кинематики.
Решение олимпиадных задач по
33
динамике.
Решение олимпиадных задач по
34
динамике.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7c7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a83f2

1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a87e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8ef6

1
1
1
1
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».