ВНД Трудные вопросы обществознания 9 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные вопросы обществознания»
9 класс

1. Содержание курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения
различных видов заданий.
РАЗДЕЛ I. Общество и человек
Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная
организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом
сообществе и мировой системе.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и
узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок.
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей
среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и
собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни.
Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные,
индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства,
форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия
ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в
развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального
развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и
значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.
Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные
(приобретенные) потребности.
Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора

и приобщение к духовной культуре
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние
социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия.
Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия
недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды
общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее,
ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
РАЗДЕЛ II. Социальная сфера
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в
социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ
жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы
и знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной
страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные
различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и
типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и
средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный
образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий
уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и
порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и
относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и
миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их
историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства.
Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и

национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование
многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов,
причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта.
Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы
в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление
о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и
мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
РАЗДЕЛ III. Экономическая сфера
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики.
Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных
ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры
экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества.
Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные
производители товаров.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты.
Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства
денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и
величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены
как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция
рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания
спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция.
Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения
прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и
функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском

профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы
российских «челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных
институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как
источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический
аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит.
Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита
государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения.
Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные
последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму,
страхование безработицы.
Раздел IV. Политическая сфера
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического
института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение
суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды
монополии государства: общие и частные.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы.
Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты.
Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое
устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание
законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская,
президентская и смешанная (полупрезидентская).
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические
формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.

Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки
гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.
Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового
государства. Черты тоталитарного государства.
Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.
Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат
политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической
жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе.
Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии.
Классификация.
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о
юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень
и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия
нормативно-правовых актов.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов.
Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента.
Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти.
Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека.
Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав.
Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Раздел V. Духовная сфера
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры.
Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония
и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные

черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей
культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение
и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные
элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей.
Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты
художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений
искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы
усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и
специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к
основам науки. Структура.
Требования к уровню подготовки учащихся
 распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его
описания;
 определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной
характеристики;
 распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
 приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей,
ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
 осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
 оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
 анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со






знаниями, полученными при изучении курса;
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,
отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание необходимости развития собственных знаний в социальной сфере для участия в жизни семьи, города,
страны;
- осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; осознание влияния
образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
Предметные результаты:
- владение базовыми предметными понятиями;
- понимание основных принципов всех сфер жизни общества;
- использование приёмов работы с простой и статистической информацией, её осмысление;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки жизненных ситуаций на простых примерах;
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79
Цель: приобретение опыта во всех сферах жизни общества; применение полученных знаний и умений для решения
элементарных жизненных вопросов; развитие собственной грамотности и выработка экономически грамотного
поведения, а также способов поиска и изучения информации.
Задачи:
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению,

самореализации,
самоконтролю
при
использовании
финансовых
сбережений;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
- развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений:
получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни
общества, семьи;
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществ.
Формы обучения:
 лекционные занятия,
 семинары,
 урок – диспут,
 комбинированные уроки,
 практические занятия.

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема
Самоопределение личности, создание условий
самореализации.
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
На пути к современной цивилизации

для

Цифровые образовательные
ресурсы:
её https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

http://infosoc.iis.ru/

Глобальные проблемы современности
Социальные конфликты и пути их решения.
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная
структура.
Неравенство
и
дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Воспитательная роль морали.
Мышление и речь

https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

http://infosoc.iis.ru/
социальная

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

15.
16.
17.

Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы. Разбор ситуаций

18.
19.
20.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.

Право собственности. Виды собственности.

Товар и деньги.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

1
1
1

http://infosoc.iis.ru/

1
1
1

https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого

http://be.economicus.ru/

1
1

https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

1
1
1

http://infosoc.iis.ru/

1
1
1

Спрос и предложение
Рынок, цена и конкуренция
Предпринимательство. Роль государства в экономике
Основы Конституционного строя Российской федерации.
Участие граждан в политике и управлении.
Власть. Государство
Национально-государственное устройство
Семинар по теме «Формы правления»
Круглый стол по теме «Политические режимы»
Семинар по теме «Гражданское общество»
Круглый стол по теме «Правовое государство»
Формы и разновидности культуры
Панельная беседа по теме «Религия. Искусство.»
Круглый стол по теме «Образование. Наука»

http://be.economicus.ru/

http://be.economicus.ru/

1
1
1
1
1
1
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».