ВНД Трудные вопросы в географии 9класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудные вопросы географии
9 класс

1.Содержание курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы географии»
Раздел I Глобалистика и география
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. Междисциплинарный характер
глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое,
прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков,
физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира.
Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.
Раздел II Современный лик Земли
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых
территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение
человека и «сапиентация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках,
главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных
религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте.
Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная
дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль
международного разделения труда. Международная специализация мирового хозяйства. Мировая экономика как система взаимосвязанных
национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.
Практикумы:
1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории
2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из источников информации
3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия
4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).
Раздел III Глобальные проблемы человечества
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и
слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг:
проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя
задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество
питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая
проблема.
Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение
земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой
кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование
энергии океана. Другие проблемы Мирового океана. Глобальный этнический кризис. Конфликта образующие факторы и их географическая
интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций.
Ассимиляция и депопуляция этно-меньшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и

региональные конфликты. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида.
Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные
катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. Здоровье и
долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис
духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.
Практикумы:
1.Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»
2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран
3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их
на контурной карте
4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира
Раздел IV. Геоэкология-фокус глобальных проблем
Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе.
Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового
эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод.
Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.
Итоговое обобщение
2.Планируемые предметные результаты курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы географии»
Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире. Формирование основ
саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Формирование экологического мышления;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно
осуществлять контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Умение определять
назначение и функции различных социальных институтов. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Владение представлениями о современной
географической науке, ее участия в решении важнейших проблем человечества. Владение географическим мышлением для определения
географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем. Владение умениями проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях. Владение умениями географического
анализа и интерпретации разнообразной информации. Формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы географии»
№
п/п

Тема

1. Введение. Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Перечень цифровых
образовательных
(электронных) ресурсов

Количество
часов

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05

1

2. Глобалистика и глобальная география: междисциплинарный характер и основные

1

направления в ее изучении.

3. Систематизация глобальных проблем.
4. Глобалистика и глобальная география: моделирование.
5. Первые шаги человека в освоении Земли.

https://education.yandex.ru/main
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05

6. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий
7. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и
https://www.yaklass.ru/
культурные ландшафты.
8. Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов,
https://lesson.academyговорящих на языках, главенствующих в мире. Многоцветный мир народов.
content.myschool.edu.ru/08/05
9.
География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация

1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

национальных религий.
Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и
https://resh.edu.ru/subject/4/
количественных сдвигах на политической карте
Роль международного разделения труда. Международная специализация мирового
https://education.yandex.ru/main
хозяйства
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия.
https://www.yaklass.ru/
Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и
https://www.yaklass.ru/
географическая среда.
Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество
https://resh.edu.ru/subject/4/
питания: нормы и факты. География голода.
Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход https://education.yandex.ru/main
к энергосберегающему типу экономики.
Сырьевая проблема. Истощение земных недр.
Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение
https://lesson.academyминеральных ресурсов океана.
content.myschool.edu.ru/08/05
Глобальный этнический кризис. Конфликт образующие факторы и их географическая
интерпретация
Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и
региональные конфликты.
Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://www.yaklass.ru/

Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения.
https://resh.edu.ru/subject/4/
Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы.
Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней.
https://www.yaklass.ru/
СПИД. Здоровье и долголетие.
Проблема урбанизации.
https://education.yandex.ru/main
Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае.
Проблема исследования космоса.
Практическая работа. Составление классификационной таблицы: «Крупнейшие страны https://education.yandex.ru/main
мира по формам правления»
Биосфера как планетарная организация жизни.
https://resh.edu.ru/subject/4/
Понятие о техно генезе
Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31.
32.
33.
34.
Итого:

Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя.
Киотское соглашение
Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение
Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация почв. Социальная экология.
Итоговое обобщение

https://resh.edu.ru/subject/4/

1

https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/main

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».