Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79 Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проблемные вопросы истории» 11 класс 1.Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Проблемные вопросы истории» Цель курса: сформировать у старшеклассников критическое мышление, углубить знания, познакомить с различными точками зрения на вопросы истории. Задачи курса: -овладеть знаниями об основных закономерностях исторического процесса, -развить способности на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать факты и явления в истории, -развить творческое мышление у учащихся, их познавательной активности в мультикультурном историческом пространстве, самостоятельности суждений, -воспитать учащихся в духе уважения к истории своего Отечества, -воспитать толерантное отношение к различным точкам зрения на проблему. Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте.Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции». Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. Тема 3. Гражданская война: новые подходы Гражданская война - трагедия русского народа.Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа. Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина». Тема 4. НЭП – альтернатива или объективная необходимость? Точки зрения на историческую роль НЭПа в истории России. Содержание НЭПа. Надежды и иллюзии. Итоги НЭПа. Взгляд на НЭП эсеров, либералов и др. Тема 5. Индустриализация и командно-административная система Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А.Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. Жертвы» индустриализации. Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика? Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева. Тема 7. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.) Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Кто проиграл «зимнюю войну»? Тема 8. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР во время войны Историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев. Тема 9. Причины победы под Сталинградом Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.Цена победы - большая кровь.Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы. Тема 10. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ ситуации в мире после войны. «Холодная война»: сравнительный анализ версий и предположений советских и западных. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». Истоки «холодной войны. Создание военных блоков. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность. Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Размышления о предотвращении трагических последствий воины. Тема 11. От перестройки к развалу СССР. Эволюционное развитие Советского государства по пути перемен или радикальный слом и замена старых общественных структур новыми отношениями собственности. Был ли неизбежен развал СССР. Тема 12. К новой модели общественного развития. Трудности и противоречия переходного периода. Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях. Тема 13. Россия в современных условиях. Модернизация России: основные направления. Россия – «евразийская держава»? Формы обучения: практикумы, семинары, конференция, диспуты, олимпиады, поисковые, консультации, собеседования, внеклассные мероприятия. 2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проблемные вопросы истории» Личностные результаты: – представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; – опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны. Метапредметными результатами будут: – способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; – готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; – умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); – способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Предметные результаты: – владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; – характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; – определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов; – использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; – определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами); – различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; – находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени; – презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; – раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; – соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.; – обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени; – применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; – критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества; – изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; – самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; – давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Формы проведения занятий: беседы, лекции, диспут, исторический конгресс, самостоятельная работа. № п/п 3.Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Проблемные вопросы истории» 11 класс Цифровые образовательные Количество Тема ресурсы часов 1. Особенности российского варианта модернизации 2. Пути политического развития страны в начале XX в. 3. 1917 г.: возможность исторического выбора 4. Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот? 5. Причины победы большевиков в борьбе за власть. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 1 1 1 1 6. Периодизация гражданской войны в России 7. Гражданская война: белые 8. Гражданская война: красные 9. Между белыми и красными. 10. Гражданская война – трагедия русского народа 11. Русская эмиграция http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 12. Содержание, итоги НЭПа 1 13. Историческая роль НЭПа. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ 14. Необходимость, цели, средства индустриализации http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ 1 15. Главные итоги индустриализации 1 16. Жертвы индустриализации http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80 -385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 1 1 1 1 1 1 17. Причины, ход коллективизации 18. Итоги, последствия коллективизации. 19. Международные отношения СССР в 1930 гг. Была ли война с Германией неизбежной? 20. Советско-финская война. 21. Кто проиграл советско-финскую войну? 22. Подготовка СССР к войне с Германией 23 Круглый стол на тему «Планы Сталина на начальном этапе 24 Приказ №227 25 Военные операции СССР в 1945 году. 26 Кто развязал «холодную войну»? http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee -2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 1 1 1 1 1 1 27 СССР и страны социалистического лагеря http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 28 Локальные конфликты «холодной войны» 1 29 Достижения и проблемы развития СССР в 60-70 гг. XX в. 30 Перестройка, ускорение, гласность http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80 -385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 31 Был ли неизбежен распад СССР? http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 32 Межнациональные отношения конце 80-2000 гг. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ 1 33 Тенденции в развитии РФ на современном этапе 1 34 Итоговое повторение по курсу на тему «основные тенденции развития России в ХХ веке» http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/ Итого: 1 1 1 34