Положение о психолого-педагогическом консилиуме

1.

Общие положения

1.1. Положение о Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк)
разработано на основании распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации».
В своей деятельности ППк руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области,
Департамента образования Администрации города Екатеринбурга; Уставом МБОУ СОШ
№ 79, данным Положением.
1.2. ППк - форма взаимодействия руководящих и педагогических работников
Школы.
Цель - создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и
адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачи ППк:
1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.2.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и
оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения
образования;
1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2. Структура и организация деятельности ППк
2.1. ППк создается на базе Школы.
2.2. Для организации деятельности ППк ежегодно в Школе издается
распорядительный акт о создании ППк, с утвержденным составом и планом работы ППк на
учебный год.
2.3.
Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора Школы.
2.4. В основной состав ППк входят:
- председатель ППк – заместитель директора,
- заместитель председателя,
- секретарь (определенный из состава членов ППк),
- педагог-психолог,
- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог,
- социальный педагог.
Для повышения эффективности деятельности к работе в ППк могут привлекаться и
иные работники, администрация, родители (законные представители) обучающихся.
Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности
2.5. В ППк ведется документация согласно Приложению 1 к настоящему
Положению. Документация хранится в кабинете учителя – дефектолога. Срок хранения
документов ППк – в течение всего периода обучения ребенка в школе.
3. Порядок работы ППк
2

3.1. Заседания ППк проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
3.2. Ход заседания фиксируется в протоколе ППк (приложение № 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения
заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
3.3. Секретарь ППк заносит информацию о заседаниях в Журнал учета заседаний
ППк (Приложение 2, форма 1).
3.4. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося
и
рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения, фиксируется в заключении (приложение 2, форма 2).
Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и
содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
обучающегося.
3.5. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк.
3.6.Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в
его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
3.7. Секретарь ППк регистрирует коллегиальное заключение ППк в Журнале
регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума
(Приложение 2).
3.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую
комиссию (далее – ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося
(приложение № 3).
3.9. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Школы на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но
не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения
(при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
4.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной
(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых
обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и
руководящих работников Школы; с целью решения конфликтных ситуаций и других
случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень
социализации и адаптации обучающегося.
3

На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
4.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам
ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется
Школой самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из
задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого обучающегося.
5.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Школы с письменного
согласия родителей (законных представителей) (приложение 5).
5.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и
проведение заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель,
воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на
ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
6. Содержание рекомендаций ППк по организации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего
обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу,
тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том
числе на период адаптации обучающегося в Школе / учебную четверть, полугодие, учебный
год / на постоянной основе.
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Школы.
6.2.Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения,
4

воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному
плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;'
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Школы.
6.3.Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Школы.
6.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).
6.5. Рекомендации по организации дальнейшего психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, утвержденные ППк и согласованные с родителями
(законными представителями) обучающихся, являются обязательными для всех
педагогических работников, специалистов, работающих с обучающимся.
7. Заключительные положения
7.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения директором
Школы.
7.2. Срок действия данного Положения не ограничен.
7.3. Школа вправе вносить в настоящее Положение изменения и дополнения в
соответствии с действующим законодательством.
7.4. После утверждения Положения и/или вносимых в него изменений редакция
локального акта размещается на официальном сайте Школы в течение 10 рабочих дней.
7.5. Положение и/или вносимые изменения в него доводятся до сведения
работников.

Принято с учётом мнения Совета родителей

5

Приложение 1
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк, об утверждении состава специалистов ППк.
2. Положение о ППк, утвержденное директором Школы.
3. График проведения плановых заседаний ППк на текущий учебный год, утвержденный
директором Школы.
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (по форме 1).
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк (по форме 2).
6. Журнал регистрации выдачи представлений ППк на обучающегося, которому
рекомендовано обращение в ПМПК (форма 3).
7. Протоколы заседания ППк (приложение 2 к настоящему Положению).
8. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение.
В карте развития находятся:
- результаты комплексного обследования,
- характеристика или педагогическое представление на обучающегося,
- коллегиальное заключение консилиума,
- копия Представления психолого-педагогического консилиума на обучающегося для
представления на ПМПК (Приложение 4 к настоящему Положению),
- согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение ребенка (Приложение 5 к настоящему Положению),
- данные об обучении ребенка в классе/группе;
- данные о коррекционно-развивающей работе, проводимой специалистами психологопедагогического сопровождения.
9. Ежегодные отчеты о деятельности ППк
Специалисты ППк ведут следующую документацию:
1.
Протоколы обследования обучающегося (находятся у специалстов);
2.
Представление на обучающегося;
3.
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
4.
ИУП обучающегося.
ФОРМА 1
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк
№

Дата

Тематика заседания*

Вид консилиума
(плановый/внеплановый)

* Варианты тематик заседания:
- утверждение плана работы ППк;
- проведение комплексного обследования обучающегося;
- обсуждение результатов комплексного обследования;
- обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с
обучающимся;
- зачисление обучающихся на коррекционные занятия;
- рекомендация обращения для обследования на ПМПК;
6

- составление и утверждение индивидуальных образовательных планов (по форме
определяемой образовательной организацией);
- разработка адаптированных основных образовательных программ;
- оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с
обучающимися и другие варианты тематик.
ФОРМА 2
Журнал регистрации коллегиальных заключений ППК
№

ФИО
Дата
Инициатор
Повод
Коллегиальное Результат
обучающегося, рождения обращения обращения
заключение
обращения
класс/группа
в ППк

ФОРМА 3
Журнал регистрации и выдачи представлений ППк (характеристика) на обучающегося,
которому рекомендовано обращение для обследования на ПМПК
№
п/п

ФИО
обучающегося,
класс/группа

Дата
Цель
рождения направления

Причина
направления

Отметка о получении
направления родителями

Получено: далее перечень
документов, переданных
родителям (законным
представителям)
Я, ФИО родителя (законного
представителя) пакет
документов получил(а)
«___» ______20____г.
Подпись:
Расшифровка:______

7

Приложение 2
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
МБОУ СОШ № 79
№__________
от «____» _________20___г.
Присутствовали:
И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк),
И.О.Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1....
2....
Ход заседания ППк;
1....
2....
Решение ППк:
1....
2....;
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и
проверочных работ и другие необходимые материалы):
1....
2....•
Председатель ППк ________________________И.О. Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия __________
И.О.Фамилия___________
Другие присутствующие на заседании:
И.О.Фамилия___________
И.О.Фамилия___________

8

Приложение 3
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
МБОУ СОШ № 79
Дата «___» __________ 20____года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Класс/группа:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Приложение:
(планы
коррекционно-развивающей
работы,
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):

индивидуальный

Председатель ППк____________________________И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия________________
И.О.Фамилия________________
С решением ознакомлен (а)________________________/____________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на _______________________/_____________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами:____________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

___________________________/_________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
9

Приложение 4
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме
Представление психолого-педагогического консилиума
на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
-дата поступления в образовательную организацию;
-программа обучения (полное наименование);
-форма организации образования:
1.в группе / классе
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.;
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2.на дому;
3.в форме семейного образования;
4.сетевая форма реализации образовательных программ;
5.с применением дистанционных технологий
-факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных
классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников;
конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального
учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
-состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
-трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо
отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с
ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими
расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в
другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком
одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше
всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной
организации:
1.Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало,
отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2.Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в
соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает,
неравномерно отстает, частично опережает).
3.Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная,
незначительная, неравномерная, достаточная.
4.Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период
нахождения в образовательной организации (для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
5.Динамика освоения программного материала:
-программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
10

-соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для
обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров
(в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного,
среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в
соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6.Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7.Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8.Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность
посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9.Характеристики взросления (для подростков, а также обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведением):
-хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т.п.);
-характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
-отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
-отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
-характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
-значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
-значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
-способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована на словах);
-самосознание (самооценка);
-принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
-особенности психосексуального развития;
-религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
-отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
-жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации (для подростков, а также обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведением):
-совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
-наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
11

-проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к
животным), склонность к насилию;
-оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
-отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы,
регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
-сквернословие;
-проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
-отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
-повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп
сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
-дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10.Информация
о
проведении
индивидуальной
профилактической
работы
(конкретизировать).
11.Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного
маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации
и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа
Председатель ППк

___________________/_____________/

Дополнительно:
1.Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в
коррекции нарушений;
2.Приложением к Представлению для обучающихся является табель успеваемости,
заверенный личной подписью директора образовательной организации (уполномоченного
лица), печатью образовательной организации;
3.Представление заверяется личной подписью директора образовательной организации
(уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4.Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.

12

Приложение 5
к Положению о психолого-педагогическом консилиуме
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психологопедагогического обследования специалистами ППк
Я, _________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) ___________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования специалистами
психолого-педагогического консилиума МБОУ СОШ № 79, в связи с затруднениями в
обучении (с проблемами в личностном развитии, трудностями в обучении, поведении и
др.).
«_______» _____________20____г. /_____________/ __________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».