ВНД Решение экспериментальных задач по физике добавить ресурсы 10 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Решение экспериментальных задач по физике»
10 класс

1.Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном
на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная
связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе
рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений
работать со справочной
литературой. Во время изучения курса ребята получают возможность проводить исследовательский проект по любому из выбранных
направлений. На итоговых занятиях обучающиеся выступают и защищают свой проект.
Электромагнитные явления
Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности при работе с
«бытовым электричеством». Знакомство с работой индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной
проводки на пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки, основы элементарного ремонта
бытовых электроприборов. Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Фоторецепторы., электрорецепторы,
Биоэлектричество сна.
Магнитное поле и живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя.
Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. Исследование интенсивности электромагнитного
излучения электробытовых приборов с помощью рентгеновской пленки.
Механические колебания и волны
Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их
запись. Стетоскоп, фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров внутренних органов и их состояния.
Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека.
Характеристики голоса человека.
Ультразвук и инфразвук. Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки
природы.
Тепловые явления
Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах. Способы измерения
температуры. Терморегуляторы. Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы вентиляции;
ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар. Влажность. Значение
температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.

Оптические явления
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Законы геометрической оптики. Зеркало. Построение изображения в плоском
зеркале и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Строение глаза человека.
Физические основы зрения человека. Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и изображения.
Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света.
Интерференция и дифракция света. Световые явления в природе.
Защита проектов

2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.












Личностные результаты:
Сформированность познавательных интересов к практической и проектной деятельности и основ социально-критического мышления на
основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой
культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений понимании их значения для дальнейшего изучения естественных
дисциплин;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
умении определять границы собственного знания и незнания; развитии способности к самооценке (оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);
Формирование ценностных отношений доуг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановка целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

















Познавательные:
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска информации об объектах.
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем
Коммуникативные:
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные:
Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли
физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований,
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности
любых измерений;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и
звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и
организм человека;
Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;



Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как
следствии несовершенства машин и механизмов.
3.Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №79
Цели:
 знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике;
 формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся.
Задачи:
 развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного
приобретения знаний с использованием различных источников информации;
 повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной деятельности;
 совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение лабораторных работ, изучения, отбора и
систематизации информации, подготовка реферата, презентации);
 овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
 воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
 осознанный выбор профильного обучения.
Формы проведения занятий: беседа, диспут, конгресс физиков, практические занятия, самостоятельная работа.

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Решение экспериментальных задач по физике»
10 класс
№ п/п

1.

Тема

Способы описания механического
функциональных зависимостей.

движения

Цифровые
образовательные
(электронные) ресурсы:
как

способы

описания

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

Количество
часов

1

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.

Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки
наблюдать…
Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости
движений.
Лабораторная работа: «Изучение движения свободно падающего тела»,
«Изучение движения тела по окружности»
Как и куда полетела вишневая косточка? Расчет траектории движения тел и
персонажей рассказов Р.Распэ о Мюнхаузене.
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения g.
Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера
«беговая дорожка».
Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.
Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина?
Лабораторная работа:
«Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы»
Движение тела под действием нескольких сил

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

Движение системы связанных тел
Лабораторная работа:
«Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (машина Атвуда)»,
«Изучение трения скольжения»
Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.
История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение
планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной.
Открытия на кончике пера. Первые искусственные спутники Земли.
Как вы яхту назовете…
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса
Определение средней мощности человека за сутки.
Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за один удар/серию
ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества
ударов
Лабораторная работа:

1

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

1

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

1

https://m.edsoo.ru/7f41bf72

1

https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a5256

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a5800

1

https://m.edsoo.ru/ff0a5800
https://m.edsoo.ru/ff0a5800

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a5800

https://m.edsoo.ru/ff0a6a98

1
1
1
1
1
1

1

22.
23.
24.

«Определение центров масс различных тел (три способа)»
Виды маятников и их колебаний.
Что переносит волна?
Колебательные системы в природе и технике

25.
26.
27.

Экспериментальная проверка свойств ЭМ волн.
Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи

28.
29.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы
Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые
организмы. Биоэлектричество.
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.

Измерение КПД солнечной батареи

Расчет сложных электрических сетей с помощью законов Кирхгофа
Природные и искусственные электрические токи.
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы. Альтернативные
источники энергии»
Постановка эксперимента по теме «Магнитное поле Земли и его влияние на
человека».
Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек.
Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты.
Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм.
Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук.
Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь
человека.
Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c твердого в
газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от
времени».
Тепловое загрязнение атмосферы. Решение экспериментальных задач.
Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе.
Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы.

https://m.edsoo.ru/ff0a6a98

1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0a6a98

1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0c6bcc

1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0c6bcc

https://m.edsoo.ru/ff0c6bcc
https://m.edsoo.ru/ff0c6bcc
https://m.edsoo.ru/ff0c6f00
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
https://m.edsoo.ru/ff0c5952

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0c5952
https://m.edsoo.ru/ff0c6a50

1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

63.
64.

Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление
климата».
Исследовательская работа по теме «Тепловые процессы в теле человека».
Исследовательская работа «Определение дыхательного объёма легких человека»
Лабораторная работа «Определение давления крови человека»
Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ, количество
вещества)
Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа.
Влажность воздуха)
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Изготовление
модели калейдоскопа.
Экспериментальная проверка закона отражения света.
Лабораторная работа:
«Измерение показателя преломления воды»
Как отличаются показатели преломления цветного стекла
Применение спектрального анализа на производстве.
Искусственное освещение. Виды электрических ламп.
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале».
Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”.
Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.
Построение изображения в системе зеркал.
Поле зрения.
Способы исправления дефектов зрения.
Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы
очков»
Решение экспериментальных задач.
Световые явления в природе (радуга, миражи, гало).
Оптические иллюзии нашего зрения.

https://m.edsoo.ru/ff0c6a50

1

https://m.edsoo.ru/ff0c6a50
https://m.edsoo.ru/ff0c6a50

1
1

https://m.edsoo.ru/ff0c570e
https://m.edsoo.ru/ff0c570e
https://m.edsoo.ru/ff0cd350
https://m.edsoo.ru/ff0a6a98

1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0cd4e0
https://m.edsoo.ru/ff0cd7f6

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0cd67a

1

https://m.edsoo.ru/ff0cd67a
https://m.edsoo.ru/ff0cd67a
https://m.edsoo.ru/ff0cd67a
https://m.edsoo.ru/ff0cd67a
https://m.edsoo.ru/ff0cd67a

1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/ff0cd67a
https://m.edsoo.ru/ff0cd67a

1
1

65.
66.
67.
68.
Итого:

Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды).
Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция,
биолюминесценция).
Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением света.
Защита проектов

1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».