Приложение к ООП СОО МАОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В стране Морфологии»
6 класс
1.Содержание курса внеурочной деятельности «В стране Морфологии»
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №79»
Цель: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную
культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в
разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского
народа;
овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Введение 1 ч.
Морфология как раздел языкознания
Морфология. Орфография 32 ч.
Система частей речи в русском языке.
Разногласия лингвистов в классификации отдельных категорий слов.
Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение
существительных в тексте.
Конкретные и неконкретные существительные, их значение и грамматические признаки.
Грамматическая категория рода имен существительных.
Словообразовательные особенности существительных.
Употребление в речи существительных
Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного».
О чём расскажет прилагательное.
Правописание имён прилагательных.
Словообразовательные особенности прилагательных.
Грамматические категории рода, числа и падежа имен прилагательных.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Употребление в речи имен прилагательных.
Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»
Знакомьтесь: числительное
Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Разграничение числительных и слов других частей речи с количественным значением.
Грамматический анализ имен числительных.
Употребление в речи имен числительных.
Разработка группового проекта «Паспорт имени числительного».
Вместо имени (Местоимение как часть речи).
Грамматическая и семантическая классификация местоимений.
Местоимения, которые пишутся непросто. Правописание местоимений.
Особенности склонения местоимений.
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Миссия глагола.
Способы глагольного действия, грамматическая категория вида глагола.
Формы наклонений в современном русском языке, их образование и значение.
Глагольная орфография. Глагол. Правописание глаголов.
Разработка группового проекта «Паспорт глагола».
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Итоговое занятие. Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами.
Формы обучения: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, творческий проект.
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «В стране Морфологии»
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в
социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить морфологический анализ слов;
соблюдать морфологические и грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять отличительные признаки самостоятельных частей речи;
- основные термины и понятия, связанные с морфологией;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться различными словарями.
Формы обучения: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, творческий проект.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В стране Морфологии»
6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема
Морфология как раздел языкознания.
Цифровые образовательные (электронные)
ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d721086a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/
Система частей речи в русском языке.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d721086a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/
Разногласия лингвистов в классификации отдельных
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210категорий слов.
86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/
Здравствуй, Имя Существительное. Сказка “Приключение http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210в стране “Имя Существительное”. Роль существительных 86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/
в речи.
Конкретные и неконкретные существительные, их
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210значение и грамматические признаки.
86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/
Грамматическая категория рода имен существительных.
http://rus.1september.ru /
Ох уж это склонение!
http://rus.1september.ru /
Турнир «Кто лучше знает имя существительное?»
http://rus.1september.ru /
Разработка группового проекта «Паспорт имени
http://rus.1september.ru /
существительного».
О чём расскажет прилагательное.
http://rus.1september.ru /
Что такое согласование.
http://rus.1september.ru /
Прилагательное «превращается» в существительное.
http://rus.1september.ru /
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Грамматические категории рода, числа и падежа имен
прилагательных.
Употребление в речи имен прилагательных.
Разработка группового проекта «Паспорт имени
прилагательного»
Знакомьтесь: числительное
Разграничение числительных и слов других частей речи с
количественным значением.
Грамматический анализ имен числительных.
http://rus.1september.ru /
1
http://rus.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/8
1
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
http://festival.1september.ru/subjects/8
1
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
http://festival.1september.ru/subjects/8
http://festival.1september.ru/subjects/8
1
1
1
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
1
1
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
1
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
1
1
27
Употребление в речи имен числительных.
Игра «Числительные – рекордсмены»
Разработка группового проекта «Паспорт имени
числительного».
Вместо имени.
Грамматическая и семантическая классификация
местоимений.
Местоимения, которые пишутся непросто. Правописание
местоимений.
Особенности склонения местоимений.
Культура русской речи: употребление именных частей
речи. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Миссия глагола, способы глагольного действия.
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
1
28
29
Лингвистический турнир «Своя игра по теме «Глагол»
Глагольная орфография.
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://philology.ru/default.htm
1
1
30
31
32
Викторина «По следам глагола»
Разработка группового проекта «Паспорт глагола».
Мультимедийный урок «Употребление в речи
существительных, прилагательных, местоимений,
числительных и глаголов».
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение
филологических задач. Лингвистические загадки.
http://philology.ru/default.htm
http://philology.ru/default.htm
http://philology.ru/default.htm
1
1
1
http://philology.ru/default.htm
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
33
Лингвистические кроссворды.
34
Итого:
Игра «Я знаю части речи». Мы не прощаемся!
http://philology.ru/default.htm
1
34