ВНД Задачи с техническим содержанием 7 классы

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 79

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Задачи с техническим содержанием »
7 класс

1. Содержание курса внеурочной деятельности «Задачи с техническим содержанием »
Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся во внеурочной деятельности
Целью курса является:
 развивать интерес к физике
 расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
 показать использование знаний в практике, в жизни;
 раздвинуть границы учебника,
 раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Задачами курса является:
 развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания;
 овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных.
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для
измерительных приборов и оборудования.
Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения
с ними
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра
проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора. Решение задач.
«Движение и силы» (12ч)
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!
Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
Решение задач на неравномерное движение. Трение в природе и технике.
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и
увеличения силы трения.
Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных
и графических задач
Невесомость. Выход в открытый космос.С какой силой давят ножки стола на пол?
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
«Работа и мощность. Энергия» (8ч)
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.
Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и
графических задач
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение
расчетных и графических задач
Практическая работа: Действие водяной турбины. Условия равновесия тел. Решение задач.
« Звуковые явления» (4ч)
Механические колебания, Волны, Звук. Свойства звука. Удивительное эхо. Решение расчетных и качественных задач.
«Световые явления» (5ч)
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга?
Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет? Решение расчетных и
качественных задач
Проектные работы: «Радуга», « Гало», «Живой свет»,» Вечный двигатель» и другие ( на выбор учащихся)
Заключительные занятия (1ч)
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?» Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся,
проявивших активность и усердие на занятиях.
Основные формы организации занятий:
1.Решение расчетных, качественных и экспериментальных задач
2.Занимательные опыты 3.Познавательные игры 4.Выполнение творческих заданий
5.Работа с дополнительной литературой 6.Выполнение проектов
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
 у учащихся будут сформированы:
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к
физике как элементу общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
у учащихся могут быть сформированы:
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
 ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные: регулятивные учащиеся научатся:
 пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
 воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
 учащиеся получат возможность научиться:
1. монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности , выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
2. действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
3. работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
познавательные учащиеся научатся:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 использовать общие приёмы решения задач;
 применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
 осуществлять смысловое чтение;
 создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
 находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
учащиеся получат возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
 формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
 видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
 выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
 планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
 выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
 интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную
информацию, в том числе с помощью ИКТ);
 оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
 устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
 коммуникативные учащиеся научатся:
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников;
 взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;


координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел,
инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света,
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость,
ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука,
закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических
задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;


пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
 знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора
возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
в окружающей среде;
 приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических
законах;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
 приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний
по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической
величины.


3.Тематическое планирование
№ занятия
1

Тема занятия

Цифровой
ресурс

образовательный Количест
во часов

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение http://www.fcior.edu.ru/
безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

2

Практическая работа№1: Измерение длины спички, указательного пальца,
устройство рычажных весов и приемы обращения с ними.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

3

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. http://www.fcior.edu.ru/
СИ-система интернациональная
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

4

Практическая работа №2:Измерение площади и объема бруска, измерение
диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины
нитки ,определение цены деления прибора.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

5

Решение расчетных и графических задач

1

6

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

7

Практическая работа3: Относительность покоя и движения, прямолинейное
и криволинейное движение.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

8

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1

9

Решение задач на равноускоренное движение.

10

Решение задач на расчет плотности вещества

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

1

1

1

11

Практическая работа№4: Зависимость силы трения от состояния и рода
трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

12

Трение в природе и технике. Решение задач.

1

13

Решение задач на силы

14

Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола на
пол? Практическая работа5: Понятие о силе тяжести, понятие о силе
упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

15

Невесомость. Выход в открытый космос

1

16

Решение задач на расчет сил

17

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

18

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру
Мюнхгаузена.

19

Практическая работа 6: Равновесие сил на рычаге, применение закона
равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

20

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/

1

1

1

1

1

1

1

21

Практическаяработа7: Переход потенциальной энергии в кинетическую
энергию и обратно

22

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии.
Обруч и горка.

23

Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

24

Практическая работа8: Действие турбины ( на примере водяной или газовой

25

Урок- защита проектов

26

Решение расчетных и качественных задач

27

Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо.

28

Решение расчетных и качественных задач

29

Урок- защита проектов

30

Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света.
Оптические приборы

http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

1

1

1

1

1

1

1

1

31

Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в http://www.fcior.edu.ru/
ту сторону?» Каков истинный цвет? Решение расчетных и качественных задач http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

32

Проектные работы: «Радуга», « Гало, «Живой свет» и другие ( на выбор
учащихся)

1

33

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»

34

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших
активность и усердие на занятиях.

http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.edu.ru

1

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».