Приложение №3 к ООП ООО МАОУ СОШ № 79
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Занимательная физика»
6 класс
г.Екатеринбург 2025г
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика » составлена на основе программы по физике для 6-х классов Степановой Г.Н.,
используемой в настоящее время и базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А.
Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН РФ, 2016г.) рассчитана для учащихся 6 классов. Программа рекомендуется для
работы, с целью привития интереса к предмету, формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности. Данный курс дает
возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской, экспериментальной и проектной
деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях курса, можно применять в
разных отраслях деятельности человека.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы
развития научно-технического прогресса. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы
нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить
только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает
как активный субъект деятельности и развития. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление
ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
На преподавание курса отводится 34 часа (1 час в неделю). Курс рассчитан для учащихся 12-13 лет и учитывает возрастные особенности
школьника.
Цели:
1.Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической
деятельности. Удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов и приборов, развитие творческих способностей.
2.Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика. Способствовать самореализации учащихся в изучении
конкретных тем физики.
2. Расширить и углубить знания учащихся, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки.
3. Развить интерес, активность, самостоятельность и умение вести диалог.
4. Формировать экспериментальные умения пользоваться простейшими приборами и делать выводы на основе экспериментальных данных
, раскрыть роль измерений в науке и технике;
5.Формировать навык соблюдения правил ТБ.
6. Формировать опорные знания, необходимые при изучении физики и в повседневной жизни.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед
учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются
экспериментальные исследования и нестандартные задачи, а также занимательные экспериментальные задания способствуют
пробуждению интереса к физике.
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на развитие интереса к
практической деятельности на материале простых увлекательных опытов. Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о
природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь
физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет учащимся самостоятельно делать обобщения и выводы.
Виды деятельности:
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Экскурс в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Решение задач
Проектная деятельность
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « Занимательная
физика»
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России;
- воспитание чувства ответственности:
- освоение социальных норм, правил поведения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения , осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, к истории ,культуре , религии, традициям,
языкам народов России и народов мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- умение ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности:
- владение основами самоконтроля и самооценки:
-умение осуществлять контроль своей деятельности ;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Познавательные УУД
- умение определять понятия,
- умение классифицировать;
- умение применять знаки и символы для решения задач;
- умение устанавливать аналогии;
- смысловое чтение;
- умение строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД
- умение работать индивидуально и в группе;
- умение разрешать конфликты;
- умение организовывать сотрудничество с учителем;
- формирование компетентностей в области использования ИКТ.
Предметные УУД
- умение самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул:
-обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы;
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира ;
-понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
- обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждений в закономерной связи и познаваемости явлений природы;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выдвигать гипотезы:
-участие в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации;
знать устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты;
знать правила обращения с приборами;
знать способы измерения данной физической величины:
самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам;
САМОСТОЯТЕЛЬНО составлять отчет о проделанной работе.
При решении задач:
- анализировать физическое явление,
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
- анализировать полученный ответ,
- составлять простейшие задачи,
-
Ожидаемый результат:
овладеть навыками выполнения работ исследовательского характера
приобрести навыки постановки эксперимента
научиться работать с дополнительными источниками информации, в том числе электронными,
а также пользоваться ресурсами Интернет.
№п/п
1.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности « Занимательная физика »
Тема учебного занятия
Цифровые
Количес
образоватеьные
тво
ресурсы
часов
Организационное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях .
http://www.fcior.edu
1
Эвристическая физика. Физика в природе.
.ru/
http://schoolЗначение физики в жизни человека Наблюдение и описание теплового явления.
collection.edu.ru/
2.
Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом
http://schoolcollection.edu.ru/
1
3.
http://www.fcior.edu.
ru/
1
4.
Способы теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Теплопередача в природе, быту
и технике.
Экспериментальная физика.
Физический эксперимент. Физические приборы (термометр, манометр, барометр, амперметр,
секундомер). Цена деления измерительного прибора.
http://schoolcollection.edu.ru/
1
5.
Нагревание, охлаждение. Графики нагревания и охлаждения. Удельная теплоемкость..
http://www.fcior.edu.
ru/
1
6.
http://schoolcollection.edu.ru/
1
7.
Плавление, кристаллизация, отвердевание. Температура плавления. График плавления. Удельная
теплота плавления
Парообразование. Испарение. Кипение. Кипение при пониженном давлении.
http://www.fcior.edu
.ru/
1
8.
Влажность, ее значение в природе и технике.
http://www.fcior.edu.
ru/
1
9.
Измерение относительной влажности. Психрометр.
1
10.
Тепловые двигатели. Реактивные двигатели. ИСЗ. Запуск модели ракеты.
11.
Космические скорости. Исследование космического пространства. ( Видео)
12.
Электрические явления в быту, природе, технике. Живые электростанции. Человек и электричество.
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
1
1
1
13
Сборка электрических цепей.
Человек и электричество .
14.
Электрический ток. Сила тока. Электробезопасность. Короткое замыкание
15
Электрическое напряжение, высокое и низкое. ЛЭП
16
Закон Ома. Графики. Расчет I, U, R.
17.
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца. ЗСЭ
18.
Расчет электрических цепей.
19
Расчет электрических цепей.
20.
Электронагревательные приборы. Потребляемая мощность. Т.Б. при работе с электроприборами.
21.
Электрические разряды. Молния. Виды электрических разрядов .( Видео)
22.
23
Сделай и исследуй сам Физика человека.
Познание себя, своего организма : масса, температура, объем, площадь тела человека.
Познание себя, своего организма : скорость, мощность, простые механизмы в теле человека.
24
Магнитные материалы. Ферромагнетики
25
Магнитное поле Земли. Компас. Свойства магнитного поля.
26.
Электромагнитные волны: радиоволны, видимое излучение, УФ, рентгеновское, радиоактивное
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
1
1
1
1
1
http://www.fcior.edu.
ru/
1
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
1
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
1
1
1
1
1
1
1
27.
Решение качественных заданий по теме: « Тепловые явления»
28.
Решение качественных заданий по теме: « Тепловые явления»
.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/h
1
1
29
Решение качественных заданий по теме: «Электрические явления»
http://schoolcollectio
n.edu.ru/
1
31.
Решение
1
32
Решение олимпиадных заданий
http://www.fcior.edu
.ru/h
http://schoolcollectio
n.edu.ru/
http://www.fcior.edu
.ru/
Решение качественных заданий по теме: «Электромагнитные явления»
33.
Решение олимпиадных заданий
34
Итоговое занятие ( игра, викторина, беседа)
Всего :
Литература для учащихся
1. Физика. Учебник для 76класса (из УМК, используемого при обучении в ГМОУ СОШ №79 ).
2. Сборник вопросов и задач по физике. Основная школа (из УМК, используемого при обучении в данной ОО и классе).
3.Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2
4.Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6 – 7 классы. – М.: Просвещение, 1986.
5..Г.Н. Степанова. Ошибки измерения физических величин. С. – П., 1992.
6..Я.И Перельман «Занимательная физика»1 ,2 части, 1994
7..Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
8.Курс видео уроков по отдельным разделам физики (DVD диски), ВИДЕО РОЛИК
Литература для учителя
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
1
1
1
34
2. Жигулев Л. А., Лукичева Е. Ю., Степанова Г. Н. Направления проектирования работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной
деятельности. Математика. Физика// Л. А. Жигулев, Е. Ю. Лукичева, Г. Н. Степанова: методические рекомен-дации. – СПб.: СПб АППО,
2015. – 80 с.
3.. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.:
Просвещение, 2013.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.:
Просвещение, 2011.
5. Степанова Г. Н. Развитие школьников в процессе обучения физике на основе ин-формационного подхода. Монография.– СПб.: Валери
СПД, 2001. – 148 с.
6. Степанова Г. Н., Лукичева Е. Ю. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/ Г. Н.
Степанова, Е. Ю. Лукиче-ва. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 104 с. – (Научные школы академии)
7. Степанова Г. Н., Степанов А. П. Сборник вопросов и задач по физике: Основная школа.– СПб.: ООО «СТП Школа», 2012.– 320 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
9.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под
ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Википедия https://ru.wikipedia.org
3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru
4.Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
5. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/