ВНД Занимательная физика и астрономия 5 классы

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ №79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная физика и астрономия»
5 клас

1.Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная физика и астрономия»
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика и астрономия» составлена на основе программы по физике для 5-х
классов Степановой Г.Н., используемой в настоящее время и базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К.
Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН РФ, 2016г.) рассчитана для учащихся 5 классов.
Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формированию у учащихся навыков исследовательской
деятельности. Данный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской,
экспериментальной и проектной деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на занятиях
курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на
темпы развития научно-технического прогресса. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют,
чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может
происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок
выступает как активный субъект деятельности и развития. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает
стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
На преподавание курса отводится 34 часа (1 час в неделю). Курс рассчитан для учащихся 11-12 лет и учитывает возрастные
особенности школьника.
Цели:
1. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической

деятельности. Удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов и приборов, развитие творческих способностей.
2.Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика. Способствовать самореализации учащихся в изучении

конкретных тем физики.
2. Расширить и углубить знания учащихся, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки.
3. Развить интерес, активность, самостоятельность и умение вести диалог.

4. Формировать экспериментальные умения пользоваться простейшими приборами и делать выводы на основе экспериментальных данных

,раскрыть роль измерений в науке и технике;
5.Формировать навык соблюдения правил ТБ.
6. Формировать опорные знания, необходимые при изучении физики и в повседневной жизни.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед
учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются
экспериментальные исследования и нестандартные задачи, а также занимательные экспериментальные задания способствуют пробуждению
интереса к физике.
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на развитие интереса к
практической деятельности на материале простых увлекательных опытов. Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о
природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь
физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет учащимся самостоятельно делать обобщения и выводы.
Виды деятельности:








Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Экскурс в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Решение задач
Проектная деятельность

2. Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Занимательная физика и астрономия»
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России;
- воспитание чувства ответственности:
- освоение социальных норм, правил поведения;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения
, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;

- формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, к истории ,культуре , религии, традициям,
языкам народов России и народов мира.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- умение ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности:
- владение основами самоконтроля и самооценки:
-умение осуществлять контроль своей деятельности ;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Познавательные УУД
- умение определять понятия,
- умение классифицировать;
- умение применять знаки и символы для решения задач;
- умение устанавливать аналогии;
- смысловое чтение;
- умение строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД
- умение работать индивидуально и в группе;
- умение разрешать конфликты;
- умение организовывать сотрудничество с учителем;
- формирование компетентностей в области использования ИКТ.
Предметные УУД
- умение самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул:
-обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы;
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира ;
-понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
- обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждений в закономерной связи и познаваемости явлений природы;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выдвигать гипотезы:
-участие в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации;
- знать устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты;
- знать правила обращения с приборами;
- знать способы измерения данной физической величины:

- самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам;
- самостоятельно составлять отчет о проделанной работе.
При решении задач:
- анализировать физическое явление,
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
- анализировать полученный ответ,
- составлять простейшие задачи,
Ожидаемый результат:




овладеть навыками выполнения работ исследовательского характера
приобрести навыки постановки эксперимента
научиться работать с дополнительными источниками информации, в том числе электронными,
а также пользоваться ресурсами Интернета

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Занимательная физика и астрономия»

№
п/п
Тема учебного занятия

1.

2.
3.
4.

Организационное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях.
Эвристическая физика.
Значение физики в жизни человека. Всемирное тяготение. Влияние физики на культуру.
Физика в природе.
Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом
Физические явления. Описание физических явлений в стихах, баснях, сказках. Рассказы о
физиках. Поиск физического смысла в известных фразах, пословицах, баснях.
Экспериментальная физика.
Физический эксперимент. Физические приборы( мензурка, термометр, секундомер)

Цифровые
образовательные
(электронные)
ресурсы

Количество
часов

http://www.fcior.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.fcior.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

1

6.

Измерение физических величин:
длины, объема, температуры, массы, силы, давления.Пр « Измерение объема и температуры
жидкости.»
Основы МКТ. Измерения в макро и микромире. Лр. ,,Измерение массы тел,,

7.

Механическое движение в живой и неживой природе. Измерения: скорости, пути, времени.

1

8.

История метра. Измерение длины. Эхолот и радиолокатор.
http://www.fcior.edu.ru/
Пространственные масштабы в природе, в космосе. Л/р «Измерение длины с помощью
масштабной линейки».

1

9.

Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.
Л/р «Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в
вязкой жидкости».

http://schoolcollection.edu.ru/

1

10.

Скорости, встречающиеся в природе и технике. Методы измерения скорости.
Л/р «Определение скорости движения тела».

http://schoolcollection.edu.ru/

1

11.

Масса. Способы измерения массы тела в макро и микромире.

12.

Сила. Виды сил. Измерение силы.
Л/р «Исследование правил измерения сил».

13.

14

Давление твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления. Гидростатическое
давление
Л/р «Исследование зависимости давления в жидкости от глубины».
Атмосфера, ее состав. Атмосферное давление. Воздух и его состав. Дыхание человека

15

Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины и механизмы.

16.

Закон Архимеда. Задача царя Гиерона.
Л/р «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

http://www.fcior.edu.ru/

1

17.

Простые механизмы в природе и технике.
«Золотое» правило механики.
Л/р «Определение КПД различных простых механизмов».
Физика и электричество. Электризация в живой природе. Живые электростанции.
Человек и электричество. Короткое замыкание.

http://www.fcior.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

5.

18.
19.

Электрические разряды. Молния. Виды электрических разрядов. Т.Б. при работе с
электроприборами.

http://www.fcior.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

1
http://www.fcior.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1
1

1

21

Сделай и исследуй сам Физика человека.
Познание себя, своего организма : масса, скорость, мощность, температура, объем, площадь
тела человека.
Магнитные материалы. Ферромагнетики

22.

Магнитное поле Земли. Компас. Свойства магнитного поля.

23..

Электромагнитные
радиоактивное

24.
25.

Предмет астрономии. Солнечная система.
Планеты земной группы. Их основные физические характеристики.

26

Планеты гиганты. Их основные физические характеристики.

27.

Малые тела Солнечной системы: карликовые планеты, кометы, астероиды.

1

28.

Луна, ее физические характеристики. Фазы Луны. Почему возникают затмения Солнца и

1

20.

волны:

радиоволны,

видимое

излучение,

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1
1

УФ,

рентгеновское, http://www.fcior.edu.ru/

1
1

1
http://schoolcollection.edu.ru/

1

Луны

31.

Солнце- источник жизни на Земле. Его состав и строение. Звезды. Характеристики излучения
звезд. Энергия звезд.
Солнце- источник жизни на Земле. Его состав и строение. Звезды. Характеристики излучения
звезд. Энергия звезд.
Созвездия. Что называется созвездием? Назовите известные вам созвездия.

32.

Наша Галактика. Другие Галактики. Вселенная. Модель расширяющейся Вселенной

33.
34

Смотр работ учащихся
Итоговое занятие.

29.
30.

Всего :

http://www.fcior.edu.ru/

1
1
1
1

http://www.fcior.edu.ru/

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».