Приложение к ООП ООО
МБОУ СОШ № 79
Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная математика»
( Г. Петерсон, О. Н. Агаханова)
3-4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпиадная математика» общеобразовательных
организаций разработана на основе ФГОС начального общего образования и ФГОС основного
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Рабочей концепции одаренности, дидактической системы «Учусь учиться» (Л.
Г. Петерсон).
Программа разработана в НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» (Институт
СДП) — Федеральной инновационной площадке Министерства просвещения РФ по теме
«Механизмы сохранения лидирующих позиций Российской Федерации в области качества
математического образования (ИМС «Учусь учиться»)» (2021–2023 гг.).
Реализует «Концепцию выращивания способностей и одаренности» Института СДП
применительно к выращиванию математических способностей и одаренности.
Программа направлена на выращивание математических способностей и одаренности детей, их
общеинтеллектуальное и личностное развитие, повышение качества подготовки к
математическим олимпиадам и качества математического образования в целом.
Общая характеристика курса Математические олимпиады
В настоящее время принято считать элитным направлением: в них вовлечено ограниченное число
школьников, чаще всего из математических классов или профильных образовательных
организаций. При этом мощный ресурс олимпиадной математики как эффективного инструмента
интеллектуального и личностного развития детей в массовой школе используется недостаточно.
Олимпиадные задачи — это, как правило, нестандартные задачи, поэтому для их решения
недостаточно просто применить приобретенные на уроках знания и умения. Решение любой
олимпиадной задачи — это всегда пусть маленькое, но открытие, демонстрирующее красоту
математической мысли и позволяющее пережить радость творчества и удовольствие от
интеллектуальной деятельности. Решение олимпиадных задач развивает у каждого ребенка
глубину и гибкость мышления, воображение, самостоятельность и трудолюбие, творческие
способности, повышает интерес к математике и уровень математической подготовки. Поэтому
вовлечение в олимпиадную математику важно для всех учеников.
Математически одаренные дети в творческой среде смогут полнее реализовать свой потенциал и
вырастить свой математический талант, сохраняя физическое и психическое здоровье, а все
остальные — развить свои математические способности и успешнее учиться, что пригодится в
любом деле. Между тем можно выделить целый ряд проблем, создающих препятствия для
привлечения в олимпиадную среду учащихся массовой школы: недостаточная мотивация
школьников к участию в олимпиадном движении, «оторванность» олимпиадной математики от
основного школьного курса, недостаточная системность олимпиадной подготовки, отсутствие
преемственности между разными уровнями образования.
Целью курса «Олимпиадная математика» является системная подготовка учащихся к
математическим олимпиадам, ориентированная на вовлечение школьников в математическую
деятельность, развитие мотивации, мышления, творческих способностей и за счет этого —
достижение более высокого уровня их олимпиадной и общей математической подготовки.
Методологической основой реализации поставленной цели являются следующие принципы:
1) Принцип развития, который состоит в том, что олимпиадная подготовка должна быть нацелена
прежде всего на создание условий для всестороннего развития мышления и личностных качеств
каждого ученика, а не ограничиваться тренингом в освоении ими методов олимпиадной
математики. Суть этого принципа можно кратко выразить тезисом: «развитие средствами
олимпиадной математики каждого ученика».
2) Принцип «выращивания» состоит в совмещении, с одной стороны, внутренней активности
ученика, его целенаправленных попыток раскрыть и реализовать свой потенциал, а с другой
стороны, внешней организации этой активности со стороны учителя в рамках той же цели.
3) Принцип успешности состоит в акцентировке на успешность, то есть в создании такой среды,
где к ошибке относятся как к ступеньке роста, а не поводу для огорчения.
Курс «Олимпиадная математика» является курсом внеурочной деятельности, в ходе его изучения
учащиеся проходят 3 этапа.
Программа I этапа (ознакомительного) предназначена для учащихся 3 классов и рассчитана на 34
часа
Программа II этапа (практического) предназначена для учащихся 4 классов и рассчитана на 34 ч.