Родительское собрание «Взаимодействие с тревожными детьми» (5-8 классы)

30.03.2022


Цели:

·  Обсудить с родителями проблему тревожности у детей;

·  Обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка;

·  Познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.

Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

Информационные: знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы повышенной тревожности у детей.

 

·  Что такое детская тревожность?

·  По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?

 

Как устранить тревожность у ребенка и предотвратить ее и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов "О положении детей в Российской Федерации" количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах.

Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети среднего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, учителями, детьми в межличностном взаимодействии.

 

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или перед ответом на уроке. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А. М. Прихожан)

«тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». (Р. С. Немов)

 

Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?

·  отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

·  отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

·  ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

·  к ребенку предъявляются завышенные требования;

·  неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

·  потеря любви (любви матери, расположения сверстников);

·  неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

·  возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Влияние телевидения на детскую психику огромно и порой негативно.Хочу такой сайт

Специалисты считают, что в среднем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 13 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

 

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы учителя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. 

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

 

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

·  Уважаемые родители, хотели бы вы узнать, какие вы родители и существует ли риск для вашего ребенка «приобрести» тревожность? Предлагаем вам два небольших игровых теста.

 

Упражнение 1 – «Похвала».

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка.

Родителям предлагаются ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка.

 

Упражнение 2– «Комплименты».

Очень поможет игра «Комплименты», если в неё играть всей семьёй. А ещё хорошо дома оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на цветных лепестках – результаты, которыми он гордится.

Предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать успехи ребенка.

 

Упражнение 3 – «Камушек в ботинке».

Для обучения управлению своим поведением придумано хорошее упражнение – «Камушек в ботинке».

 

Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда и тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует, можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабоченны, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот маленький вредный камушек, то неудобство сразу исчезнет! А если его оставить – то возникнут проблемы, и немалые (помнишь, как ты сильно натер ногу) Поэтому всем людям и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.

 

И, наконец, чтобы научить детей произвольному мышечному расслаблению, предлагается разучить несколько релаксационных игр. 

·   А сейчас попытаемся определить портрет тревожного ребенка.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину, работают на уроках, выполняют домашние задания. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

 

Для того чтобы определить тревожного ребенка, психологи советуют присмотреться и понять: характерны ли для поведения ребенка следующие признаки?

Критерии определения тревожности у ребенка

·  Постоянное беспокойство.

·  Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

·  Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

·  Раздражительность.

·  Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

·  Исследователи выделяют несколько уровней тревожности у детей школьного возраста: низкий, средний и высокий. При высоком уровне тревожности у ребенка родителям советуют обратиться за помощью к психологу, а средний и низкий уровни тревожности родители могут устранить самостоятельно, но с оказанием консультативной помощи психолога. Низкий уровень тревожности легче поддается коррекции в условиях семьи и детского сада, нежели средний и высокий. Также родители имеют возможность предотвратить возникновение тревожности у ребенка.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».