Психофизиологические возрастные особенности пятиклассников. Адаптация к школьному обучению

30.03.2022

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем разобраться в процессе адаптации ваших детей к новой школьной среде обучения. Адаптация пятиклассников для нашей школы является очень важным и серьезным делом, т.к. от успешности процесса зависит не только успешная обучаемость наших пятиклассников, но и соматическое здоровье ребят.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Трудностей много, и они не ограничиваются рамками образовательного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Как родители отнесутся к новой школе и новым учителям, так и ребенок будет себя вести в школе.

Нашим пятиклассникам очень нелегко еще потому что, ребята оставили свою начальную школу, где они были хозяевами и «главными» людьми и перешли сюда: в новое здание, к новому классному руководителю, который к сожалению не может находиться вместе с ними полный рабочий день; к новым учителям-предметникам, у каждого из которых свои требования. Плюс к этому добавляется кабинетная система обучения, но здесь они привыкают очень быстро, ребятам помогают старшеклассники, и уже ко второй неделе сентября практически никто не теряется.

Сложности в адаптации к школе еще могут быть из-за начинающегося подросткового возраста, когда меняется гормональной ряд ребёнка и он может совершать не свойственные ему поступки, непонятно по какой причине. Не нужно ругать – нужно понять своего ребёнка, говорить с ним как со взрослым – спокойно. Т.к. главным новообразованием этого возраста является чувство взрослости и общение.

Главная цель – сохранение психического и физического здоровья, предупреждение психической перегрузки, соучастие в процессе адаптации и социализации учеников.

1. Возрастные особенности пятиклассников

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

 

1. Внутренние изменения:

1. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

2. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

3. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

4. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

2. Внешние изменения в жизни 5-классников: 

·  НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

·  НОВЫЙ РЕЖИМ

·  НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

·  НОВЫЕ ПРАВИЛА

 

Итак АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособление) – динамический процесс приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – образование неадекватных механизмов приспособления ученика к школе, которые проявляться в виде нарушений в поведении и обучении; конфликтных отношениях среди сверстников; появление или обострение психогенных заболеваний и реакций высокого уровня тревожности; отклонений в личностном развитии ученика.

 

3. Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

 

4. Признаки трудности в период адаптации: 

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.Хочу такой сайт

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

5. Признаки и суть дезадаптации

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

 

Сроки адаптационного периода 

         В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

 

Советы родителям пятиклассника 

·  Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

·  Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

·  Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.

·  Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

·  Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

·  Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

·  Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

·  Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.

·  Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».

·  Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

·  Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

 

ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».