Дополнительная образовательная общеразвивающая программа вокал Мажор

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

2 стр.

1.1.

Пояснительная записка

2 стр.

1.2.

Цель и задачи программы

4 стр.

1.3.

Содержание программы

5 стр.

1.3.1.

Учебный план

5 стр.

1.3.2.

Содержание учебного плана

6 стр.

1.4.

Планируемые результаты

7 стр.

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

8 стр.

2.1.

Календарный учебный график

8 стр.

2.2.

Условия реализации программы

14 стр.

2.3.

Формы аттестации

14 стр.

2.4.

Методическое обеспечение

14 стр.

2.5.

Список литературы

15 стр.

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная
студия «Мажор» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Искусство - необходимая часть жизни человека, его
душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства.
Вокальное пение - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования
учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии
творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на
формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся,
сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону
человека.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что используемые в работе
методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют
познавательные процессы с практическими умениями. Работа по постановке голоса
является наиболее трудной и сложной, так как голоса школьников находятся в это время в
периоде мутации и постмутации, тем не менее в задачу руководителя входит обучение
правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному
голосоведению, певческому дыханию, дикции. Наряду с постановкой голоса особое место
приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором
3

используется пластика (танец или его элементы), свет, слайды, кино. Важно и актерское
решение исполняемых песен, в том числе с детальным обыгрыванием содержания. Все
это нацелено на более полное раскрытие художественного образа. Помимо ритмики
уделяется несколько занятий на знакомство с элементами сценического действия в
различных упражнениях, играх, этюдах. Основная задача – развитие наблюдательности,
внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной
отзывчивости на художественный вымысел.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 1 час в неделю у групп №
1,2,3, 4, включает в себя 37 часов в год. 2 часа в неделю у групп № 5,6, включает 74 часа в
год.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
вокального ансамбля, состав группы постоянный.
Учебный год начинается:
Учебный год начинается с 1 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный
ансамбль «Мажор» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное
время.

1.2. Цель и задачи программы
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных
способностей

учащихся,

овладение

вокально-хоровыми

навыками,

формирование

музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:

4



овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой
дикции, артикуляции и дыхания;



знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
развивающие:



развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;



развитие голосового аппарата;
развитие

-

артистических

качеств;

воспитательные:


воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные
творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в
процессе исполнительского сотрудничества;



воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ Название
раздела и темы

Всего Из них

Всего

часов теория практика часов
Группа 1,2,3,4
1 Вводное занятие
0.5
2 Певческая
установка.
Певческое
дыхание.
3 Музыкальный
звук.

0.5
6

Форма
контроля/
теория практика аттестации
Группы 5,6
1
обсуждение
объяснение
наблюдение
рефлексия
1
12
Из них

8
16

4 Работа
над
дикцией
и
артикуляцией
5 Формирование
чувства
ансамбля.

7

7

14

6 Формирование
сценической
культуры.
Итого:

8

16

14

37

74

5

1.3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие
Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной
гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики.
Певческая установка. Певческое дыхание.
Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками,
гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение
корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Овладение
навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от
характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с
постепенным

увеличением

его

продолжительности

и

другие

упражнения.

Музыкальный звук.
Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Понятие атаки звука
как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком
мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой
контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.
Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление
гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).Понятие
атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение
навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования.
Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального
слуха. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука.
Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное
звучание).
Работа над дикцией и артикуляцией
Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту).
Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней

лада)

устойчивое

интонирование

одноголосого

пения

при

сложном

аккомпанементе.
6

Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с
помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под
фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведени

1.4. Планируемые результаты
В конце 1 года обучения обучающиеся должны
Знать:
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности (темп, тембр, метроритм,
динамика, регистр, мелодия, лад, гармония);
- стилистические особенности произведений;
- физиологические особенности голосового аппарата;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
Уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
7

- работать с профессиональной фонограммой «минус»;
-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения;
- правильно применять микрофон.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№

Наименование
курса

Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Вокальный
ансамбль

1
сентября

31 мая

1 января –
10 января

Кол-во
учебных
недель (всего)
37

Тематическое планирование (группы 1,2,3,4)
№

1
2
3

Примерная

Форма занятия

Количество

дата

уч.часов

(неделя)

практ

теор

0,5

0,5

Вводное занятие.

0,5

0,5

Певческое
дыхание.
Работа над
дикцией и
артикуляцией.
Одновременный
вдох и начало
пения. Высота
звука.
Навыки пения
сидя и стоя.

1
неделя
сентября
2
неделя
сентября
3
неделя
сентября

теоретическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

1

4

4
неделя практическое
сентября
занятие

1

5

Сентябрь
октябрь

- практическое
занятие

1

6

1
неделя практическое
октября
занятие

1

7

2
неделя практическое
октября
занятие

1

8

3
неделя практическое
октября
занятие

1

9

4
неделя
октября
1
неделя
ноября

практическое
занятие
практическое
занятие

1

неделя практическое

1

10

11

Тема

2

1

Форма
контроля

Работа над
дикцией и
артикуляцией
Формирование
сценической
культуры.
Естественный
свободный звук
без крика и
напряжения.
Мягкая атака
звука.
Работа над
дикцией и
артикуляцией.
Округление

обсуждение
объяснение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
обсуждение
8

ноября

занятие

гласных. Способы
их формирования
в различных
регистрах.
Различные
характеры
дыхания.
Формирование
сценической
культуры.
Культура
поведения на
сцене
Формирование
сценической
культуры.
Формирование
сценической
культуры.
Формирование
сценической
культуры.
Работа над
дикцией и
артикуляцией.
Формирование
сценической
культуры.
Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.
Формирование
чувства ансамбля.

12

3
неделя практическое
ноября
занятие

1

наблюдение

13

4
неделя практическое
ноября
занятие

1

14

1
неделя практическое
декабря
занятие

1

15

2
неделя практическое
декабря
занятие

1

16

3
неделя практическое
декабря
занятие

1

17

4
неделя практическое
декабря
занятие

1

18

2
неделя практическое
января
занятие

1

19

3
неделя практическое
января
занятие

1

20

4
неделя практическое
января
занятие

1

21

1
неделя практическое
февраля
занятие

1

22

2
неделя практическое
февраля
занятие

1

Мягкая атака
звука.

наблюдение

23

3
неделя практическое
февраля
занятие

1

наблюдение

24

4
неделя практическое
февраля
занятие

1

Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.
Формирование
чувства ансамбля.

25

1
неделя практическое
марта
занятие

1

Выработка
активного
унисона.

наблюдение

наблюдение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение

наблюдение

обсуждение

9

26

2
неделя практическое
марта
занятие

1

Выработка
активного
унисона.
Мягкая атака
звука.

наблюдение

27

3
неделя практическое
марта
занятие

1

28

4
неделя
марта
Март
апрель

практическое
занятие
практическое
занятие

1

Формирование
чувства ансамбля.
Музыкальный
звук.

наблюдение

30

1
неделя практическое
апреля
занятие

1

Работа над
дикцией и
артикуляцией.
Формирование
чувства ансамбля.

наблюдение

31

2
неделя практическое
апреля
занятие

1

32

3
неделя практическое
апреля
занятие

1

Музыкальный
звук.

наблюдение

33

4
неделя практическое
апреля
занятие

1

наблюдение

34

1 неделя мая

1

35

2 неделя мая

36

3 неделя мая

37

4 неделя мая

Формирование
культуры
поведения на
сцене.
Работа с
фонограммой.
Работа с
фонограммой.
Работа с
фонограммой.
Работа с
фонограммой.

29

1

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

1
1
1

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
рефлексия

ИТОГО 37 часов
Тематическое планирование (группы 5,6)
№ Примерная
дата

Форма

Количество

занятия

уч.часов

(неделя)
1

2

3

1
неделя теоретическое
сентября
занятие
теоретическое
занятие
2
неделя практическое
сентября
занятие
практическое
занятие
3
неделя практическое

Тема

Форма
контроля

практ теор
1

Вводное занятие.

обсуждение
объяснение

1

Певческая установка.

обсуждение

1

Певческое дыхание.

обсуждение

1

Дыхание перед началом
пения.
Работа над дикцией и

наблюдение

1

наблюдение
10

сентября

4

5

занятие
практическое
занятие

1

4
неделя практическое
сентября
занятие

1

практическое
занятие

1

- практическое
занятие
практическое
занятие

1

Сентябрь
октябрь

1

артикуляцией.
Развитие
согласованности
артикуляционных
органов.
Одновременный вдох и
начало пения. Высота
звука.
Работа над
звуковедением и
чистотой интонирования.
Навыки пения сидя и
стоя.
Формирование
сценической культуры.
Работа с фонограммой.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Естественный свободный
звук без крика и
напряжения.
Формирование
сценической культуры.
Работа с фонограммой.

наблюдение

обсуждение
наблюдение
наблюдение
обсуждение

1
неделя практическое
октября
занятие
теоретическое
занятие

1

2
неделя практическое
октября
занятие
практическое
занятие
3
неделя практическое
октября
занятие

1

практическое
занятие
4
неделя практическое
октября
занятие
практическое
занятие

1

Естественный свободный наблюдение
звук без крика и
напряжения.
Работа с фонограммой.
наблюдение

1

Мягкая атака звука.

наблюдение

1

наблюдение

10 1
неделя практическое
ноября
занятие
практическое
занятие
11 2
неделя практическое
ноября
занятие

1

практическое
занятие
12 3
неделя практическое
ноября
занятие
практическое

1

Развитие
согласованности
артикуляционных
органов.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Округление гласных.
Способы их
формирования в
различных регистрах.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Различные характеры
дыхания.
Формирование чувства

6

7

8

9

1

1
1

1
1

1
1

наблюдение
обсуждение
объяснение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
11

занятие
13 4
неделя практическое
ноября
занятие
практическое
занятие
14 1 неделя
декабря

1
1

практическое
занятие
практическое
занятие

1

15 2
неделя практическое
декабря
занятие
практическое
занятие
16 3 неделя
практическое
декабря
занятие
практическое
занятие

1

17 4 неделя
декабря

практическое
занятие
практическое
занятие
18 2
неделя практическое
января
занятие
практическое
занятие
19 3
неделя практическое
января
занятие
практическое
занятие
20 4
неделя практическое
января
занятие

1

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

1

21 1 неделя
февраля

22 2 неделя
февраля

23 3 неделя
февраля

1

1
1
1

1
1
1

ансамбля.
Формирование
сценической культуры.
Развитие
согласованности
артикуляционных
органов.
Культура поведения на
сцене
Естественный свободный
звук без крика и
напряжения.
Формирование
сценической культуры.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Формирование
сценической культуры.
Работа над
звуковедением и
чистотой интонирования.
Формирование
сценической культуры.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Музыкальный звук.

наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
наблюдение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
наблюдение
наблюдение

Формирование
сценической культуры.
Певческое дыхание.

рефлексия

наблюдение

1

Работа над
звуковедением и
чистотой интонирования.
Формирование чувства
ансамбля.
Формирование чувства
ансамбля.
Работа с фонограммой.

1

Мягкая атака звука.

наблюдение

1

Формирование культуры
поведения на сцене.
Работа над
звуковедением и

наблюдение

1
1
1

1

1

рефлексия

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение

12

24 4 неделя
февраля

25 1 неделя
марта

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

практическое
занятие
теоретическое
занятие
26 2
неделя практическое
марта
занятие
практическое
занятие
27 3 неделя
практическое
марта
занятие
практическое
занятие
28 4
неделя практическое
марта
занятие
практическое
занятие
29 Мартпрактическое
апреля
занятие
практическое
занятие
30 1 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
31 2 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
32 3 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
33 4 неделя
практическое
апреля
занятие
практическое
занятие
34 1
неделя практическое
мая
занятие
практическое

чистотой интонирования.
Мягкая атака звука.
рефлексия

1

Формирование чувства
ансамбля.
Работа с фонограммой.

обсуждение

Выработка активного
унисона.
Формирование
сценической культуры.
Выработка активного
унисона.
Выработка активного
унисона.
Мягкая атака звука.

наблюдение

наблюдение

1

Работа над дикцией и
артикуляцией.
Формирование чувства
ансамбля.
Формирование чувства
ансамбля.
Музыкальный звук.

1

Музыкальный звук.

наблюдение

1

наблюдение

1

Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Формирование чувства
ансамбля.
Работа с фонограммой.

1

Музыкальный звук.

наблюдение

1

наблюдение

1

Работа над дикцией и
артикуляцией.
Формирование культуры
поведения на сцене.
Формирование чувства
ансамбля.
Работа с фонограммой.

1

Формирование культуры

рефлексия

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

наблюдение

обсуждение
объяснение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

13

35 2 неделя
мая

36 3 неделя
мая

37 3 неделя
мая

занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

1

поведения на сцене.
Работа с фонограммой.

наблюдение

1

Работа с фонограммой.

наблюдение

1

Работа с фонограммой.

наблюдение

1

наблюдение

1

Формирование культуры
поведения на сцене.
Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

рефлексия

рефлексия

ИТОГО 74 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение:


учебный кабинет №313;



актовый зал (сцена);



синтезатор;



компьютер, музыкальный центр;



записи фонограмм в режиме «+» и «-»;



микрофоны, усилители;



нотный материал, подборка репертуара;



записи аудио, видео, формат CD, MP3;



записи выступлений, концертов.
Кадровое обеспечение:
Баженова Карина Андреевна, педагог дополнительного образования БКК

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для
родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
Ученика оценивает педагог по следующим критериям:
-выразительное исполнение вокального произведения;
-умение работать с микрофоном на сцене;
-исполнение достаточно чистым по качеству звуком, легким, мягким, непринужденным;
- использование элементов ритмики и движений под музыку;

14

-использование правильного дыхания, небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, обсуждения, сопоставлений успехов в песенной, игровой
деятельности. Также аттестация проходит в тестовом виде, учащийся подтверждает свои
знания записывая и выбирая правильные ответы по пройденному материалу вокального
искусства.
Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в
середине года и по окончании обучения.

2.4. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно-игрового
материала);
- наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
- творческий (создание нового музыкального образа);
- эвристический (участие в конкурсах).
Образовательная

деятельность

организована

в

форме

теоретических

и

практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог,
контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности:
восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают
задания, упражнения.

2.5. Список литературы
1.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.

2. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению
предмета «Сценическая речь» - СПб., 1997 -24с.
3. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио/ Оформление
обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997-64с.

15

4. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским
вокально5. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие- М.:
«Академия», 2002-352с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».