Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 2 стр. 1.1. Пояснительная записка 2 стр. 1.2. Цель и задачи программы 4 стр. 1.3. Содержание программы 5 стр. 1.3.1. Учебный план 5 стр. 1.3.2. Содержание учебного плана 6 стр. 1.4. Планируемые результаты 7 стр. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 стр. 2.1. Календарный учебный график 8 стр. 2.2. Условия реализации программы 14 стр. 2.3. Формы аттестации 14 стр. 2.4. Методическое обеспечение 14 стр. 2.5. Список литературы 15 стр. 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Мажор» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальное пение - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека. Педагогическая целесообразность состоит в том, что используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Работа по постановке голоса является наиболее трудной и сложной, так как голоса школьников находятся в это время в периоде мутации и постмутации, тем не менее в задачу руководителя входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певческому дыханию, дикции. Наряду с постановкой голоса особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором 3 используется пластика (танец или его элементы), свет, слайды, кино. Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с детальным обыгрыванием содержания. Все это нацелено на более полное раскрытие художественного образа. Помимо ритмики уделяется несколько занятий на знакомство с элементами сценического действия в различных упражнениях, играх, этюдах. Основная задача – развитие наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 15-20 человек. Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 1 час в неделю у групп № 1,2,3, 4, включает в себя 37 часов в год. 2 часа в неделю у групп № 5,6, включает 74 часа в год. Срок реализации программы: 1 год. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом вокального ансамбля, состав группы постоянный. Учебный год начинается: Учебный год начинается с 1 сентября. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль «Мажор» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2. Цель и задачи программы Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: образовательные: 4 овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания; знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата; развивающие: развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления; развитие голосового аппарата; развитие - артистических качеств; воспитательные: воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества; воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план № Название раздела и темы Всего Из них Всего часов теория практика часов Группа 1,2,3,4 1 Вводное занятие 0.5 2 Певческая установка. Певческое дыхание. 3 Музыкальный звук. 0.5 6 Форма контроля/ теория практика аттестации Группы 5,6 1 обсуждение объяснение наблюдение рефлексия 1 12 Из них 8 16 4 Работа над дикцией и артикуляцией 5 Формирование чувства ансамбля. 7 7 14 6 Формирование сценической культуры. Итого: 8 16 14 37 74 5 1.3.2. Содержание учебного плана Вводное занятие Ознакомление с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены вокалистов. Проведение начальной диагностики. Певческая установка. Певческое дыхание. Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и другие упражнения. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Работа над дикцией и артикуляцией Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведени 1.4. Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающиеся должны Знать: - жанры вокальной музыки; - певческую установку; - типы дыхания; - особенности средств музыкальной выразительности (темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония); - стилистические особенности произведений; - физиологические особенности голосового аппарата; - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; - реабилитация при простудных заболеваниях; - обоснованность сценического образа. Уметь: - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - точно повторить заданный звук; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса; - петь чисто и слаженно в унисон; - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; - использовать элементы ритмики и движения под музыку; - работать в сценическом образе. - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах; - дать критическую оценку своему исполнению; - использовать элементы ритмики и движения под музыку; - работать в сценическом образе; 7 - работать с профессиональной фонограммой «минус»; -самостоятельно работать с иностранным текстом произведения; - правильно применять микрофон. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № Наименование курса Начало занятий Окончание занятий Каникулы Вокальный ансамбль 1 сентября 31 мая 1 января – 10 января Кол-во учебных недель (всего) 37 Тематическое планирование (группы 1,2,3,4) № 1 2 3 Примерная Форма занятия Количество дата уч.часов (неделя) практ теор 0,5 0,5 Вводное занятие. 0,5 0,5 Певческое дыхание. Работа над дикцией и артикуляцией. Одновременный вдох и начало пения. Высота звука. Навыки пения сидя и стоя. 1 неделя сентября 2 неделя сентября 3 неделя сентября теоретическое занятие практическое занятие практическое занятие 1 4 4 неделя практическое сентября занятие 1 5 Сентябрь октябрь - практическое занятие 1 6 1 неделя практическое октября занятие 1 7 2 неделя практическое октября занятие 1 8 3 неделя практическое октября занятие 1 9 4 неделя октября 1 неделя ноября практическое занятие практическое занятие 1 неделя практическое 1 10 11 Тема 2 1 Форма контроля Работа над дикцией и артикуляцией Формирование сценической культуры. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Работа над дикцией и артикуляцией. Округление обсуждение объяснение обсуждение наблюдение обсуждение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение обсуждение 8 ноября занятие гласных. Способы их формирования в различных регистрах. Различные характеры дыхания. Формирование сценической культуры. Культура поведения на сцене Формирование сценической культуры. Формирование сценической культуры. Формирование сценической культуры. Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование сценической культуры. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Формирование чувства ансамбля. 12 3 неделя практическое ноября занятие 1 наблюдение 13 4 неделя практическое ноября занятие 1 14 1 неделя практическое декабря занятие 1 15 2 неделя практическое декабря занятие 1 16 3 неделя практическое декабря занятие 1 17 4 неделя практическое декабря занятие 1 18 2 неделя практическое января занятие 1 19 3 неделя практическое января занятие 1 20 4 неделя практическое января занятие 1 21 1 неделя практическое февраля занятие 1 22 2 неделя практическое февраля занятие 1 Мягкая атака звука. наблюдение 23 3 неделя практическое февраля занятие 1 наблюдение 24 4 неделя практическое февраля занятие 1 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Формирование чувства ансамбля. 25 1 неделя практическое марта занятие 1 Выработка активного унисона. наблюдение наблюдение наблюдение рефлексия наблюдение рефлексия наблюдение рефлексия наблюдение наблюдение обсуждение 9 26 2 неделя практическое марта занятие 1 Выработка активного унисона. Мягкая атака звука. наблюдение 27 3 неделя практическое марта занятие 1 28 4 неделя марта Март апрель практическое занятие практическое занятие 1 Формирование чувства ансамбля. Музыкальный звук. наблюдение 30 1 неделя практическое апреля занятие 1 Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование чувства ансамбля. наблюдение 31 2 неделя практическое апреля занятие 1 32 3 неделя практическое апреля занятие 1 Музыкальный звук. наблюдение 33 4 неделя практическое апреля занятие 1 наблюдение 34 1 неделя мая 1 35 2 неделя мая 36 3 неделя мая 37 4 неделя мая Формирование культуры поведения на сцене. Работа с фонограммой. Работа с фонограммой. Работа с фонограммой. Работа с фонограммой. 29 1 практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие 1 1 1 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение рефлексия ИТОГО 37 часов Тематическое планирование (группы 5,6) № Примерная дата Форма Количество занятия уч.часов (неделя) 1 2 3 1 неделя теоретическое сентября занятие теоретическое занятие 2 неделя практическое сентября занятие практическое занятие 3 неделя практическое Тема Форма контроля практ теор 1 Вводное занятие. обсуждение объяснение 1 Певческая установка. обсуждение 1 Певческое дыхание. обсуждение 1 Дыхание перед началом пения. Работа над дикцией и наблюдение 1 наблюдение 10 сентября 4 5 занятие практическое занятие 1 4 неделя практическое сентября занятие 1 практическое занятие 1 - практическое занятие практическое занятие 1 Сентябрь октябрь 1 артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов. Одновременный вдох и начало пения. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Навыки пения сидя и стоя. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Работа над дикцией и артикуляцией Естественный свободный звук без крика и напряжения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. наблюдение обсуждение наблюдение наблюдение обсуждение 1 неделя практическое октября занятие теоретическое занятие 1 2 неделя практическое октября занятие практическое занятие 3 неделя практическое октября занятие 1 практическое занятие 4 неделя практическое октября занятие практическое занятие 1 Естественный свободный наблюдение звук без крика и напряжения. Работа с фонограммой. наблюдение 1 Мягкая атака звука. наблюдение 1 наблюдение 10 1 неделя практическое ноября занятие практическое занятие 11 2 неделя практическое ноября занятие 1 практическое занятие 12 3 неделя практическое ноября занятие практическое 1 Развитие согласованности артикуляционных органов. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над дикцией и артикуляцией. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. Работа над дикцией и артикуляцией. Различные характеры дыхания. Формирование чувства 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 наблюдение обсуждение объяснение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение обсуждение наблюдение наблюдение наблюдение 11 занятие 13 4 неделя практическое ноября занятие практическое занятие 14 1 неделя декабря 1 1 практическое занятие практическое занятие 1 15 2 неделя практическое декабря занятие практическое занятие 16 3 неделя практическое декабря занятие практическое занятие 1 17 4 неделя декабря практическое занятие практическое занятие 18 2 неделя практическое января занятие практическое занятие 19 3 неделя практическое января занятие практическое занятие 20 4 неделя практическое января занятие 1 практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие 1 21 1 неделя февраля 22 2 неделя февраля 23 3 неделя февраля 1 1 1 1 1 1 1 ансамбля. Формирование сценической культуры. Развитие согласованности артикуляционных органов. Культура поведения на сцене Естественный свободный звук без крика и напряжения. Формирование сценической культуры. Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование сценической культуры. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Формирование сценической культуры. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над дикцией и артикуляцией. Музыкальный звук. наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение рефлексия наблюдение наблюдение наблюдение рефлексия наблюдение наблюдение наблюдение Формирование сценической культуры. Певческое дыхание. рефлексия наблюдение 1 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Формирование чувства ансамбля. Формирование чувства ансамбля. Работа с фонограммой. 1 Мягкая атака звука. наблюдение 1 Формирование культуры поведения на сцене. Работа над звуковедением и наблюдение 1 1 1 1 1 рефлексия наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 12 24 4 неделя февраля 25 1 неделя марта практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие теоретическое занятие 26 2 неделя практическое марта занятие практическое занятие 27 3 неделя практическое марта занятие практическое занятие 28 4 неделя практическое марта занятие практическое занятие 29 Мартпрактическое апреля занятие практическое занятие 30 1 неделя практическое апреля занятие практическое занятие 31 2 неделя практическое апреля занятие практическое занятие 32 3 неделя практическое апреля занятие практическое занятие 33 4 неделя практическое апреля занятие практическое занятие 34 1 неделя практическое мая занятие практическое чистотой интонирования. Мягкая атака звука. рефлексия 1 Формирование чувства ансамбля. Работа с фонограммой. обсуждение Выработка активного унисона. Формирование сценической культуры. Выработка активного унисона. Выработка активного унисона. Мягкая атака звука. наблюдение наблюдение 1 Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование чувства ансамбля. Формирование чувства ансамбля. Музыкальный звук. 1 Музыкальный звук. наблюдение 1 наблюдение 1 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование чувства ансамбля. Работа с фонограммой. 1 Музыкальный звук. наблюдение 1 наблюдение 1 Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование культуры поведения на сцене. Формирование чувства ансамбля. Работа с фонограммой. 1 Формирование культуры рефлексия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 наблюдение обсуждение объяснение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 13 35 2 неделя мая 36 3 неделя мая 37 3 неделя мая занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие 1 поведения на сцене. Работа с фонограммой. наблюдение 1 Работа с фонограммой. наблюдение 1 Работа с фонограммой. наблюдение 1 наблюдение 1 Формирование культуры поведения на сцене. Работа с фонограммой. 1 Работа с фонограммой. рефлексия рефлексия ИТОГО 74 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение: учебный кабинет №313; актовый зал (сцена); синтезатор; компьютер, музыкальный центр; записи фонограмм в режиме «+» и «-»; микрофоны, усилители; нотный материал, подборка репертуара; записи аудио, видео, формат CD, MP3; записи выступлений, концертов. Кадровое обеспечение: Баженова Карина Андреевна, педагог дополнительного образования БКК 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Ученика оценивает педагог по следующим критериям: -выразительное исполнение вокального произведения; -умение работать с микрофоном на сцене; -исполнение достаточно чистым по качеству звуком, легким, мягким, непринужденным; - использование элементов ритмики и движений под музыку; 14 -использование правильного дыхания, небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, обсуждения, сопоставлений успехов в песенной, игровой деятельности. Также аттестация проходит в тестовом виде, учащийся подтверждает свои знания записывая и выбирая правильные ответы по пройденному материалу вокального искусства. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании обучения. 2.4. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно-игрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); - творческий (создание нового музыкального образа); - эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 2.5. Список литературы 1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002. 2. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь» - СПб., 1997 -24с. 3. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио/ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997-64с. 15 4. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально5. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие- М.: «Академия», 2002-352с. 16