ВНД Кладезь грамотеев 7 класс

Приложение к ООП СОО МБОУ СОШ №79
Приказ от 31.08.2023 г. № 08.31.01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Кладезь грамотеев»
7 класс

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»
Цель: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:

развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную
культуру;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в
разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского
народа;

овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Организационное занятие. Дорога к письменности
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с
историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто
больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и
его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным.
Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты
фразеологизмы?»
Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия)
Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (1ч.)
Тема 2. Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая
эстафета. (1ч.)
Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные
элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных»
деревьев».
Тема 2. Различай и отличай. (2 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные
приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова.
Орфографическое лото.
Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)
Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с
наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита
проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений,
числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические
кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Речевой этикет.
Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон,
вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы
подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект
«Типы речевых ошибок школьников».
Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация
внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса,
эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора.
Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя
говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»
Личностные результаты:
- Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.
- Вести диалог.
- Проявлять устойчивый познавательный интерес.
- Осознавать роль самообразования и самовоспитания.
- Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
- Самооценке и Я-концепции.

- Решать моральные дилеммы.
- формирование навыков конструирования текста-рассуждения
- формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Метапредметные результаты:
регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; учитывать условия и средства достижения целей при их
планировании; выбирать наиболее эффективные способы достижения цели; управлять своим поведением и деятельностью;
осуществлять познавательную рефлексию; адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности; преодолевать трудности.
познавательные: самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента; ставить проблему, аргументировать
ее актуальность; выдвигать и проверять гипотезы; делать умозаключения и выводы.
коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; обосновывать свою позицию с
учетом разных мнений; брать на себя инициативу; осуществлять коммуникативную рефлексию;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Предметные результаты:
- научиться понимать высказывания на лингвистическую тему;
- с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова.
- научиться определять структуру и значение фразеологизмов
- освоить алгоритм проведения фонетического разбора слов
- научиться применять алгоритм проверки орфограмм;
-составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемых темах
- научиться производить устный и письменный морфологический разбор слова, анализировать текст
- научиться составлять шарады, анаграммы и решать кроссворды и филологические задачи
- научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания.
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповая работа

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»
7 класс
№ п/п

Тема

Количество
часов

16

Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном
языке.
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке.
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».
Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей
Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы,
паронимы. Эстафета «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых
выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным.
Фразеологизмы со значением цвета.
Викторина по теме «Знаешь ли ты
фразеологизмы».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных
произведениях. Защита проекта «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в
речи. Конкурс скороговорок.
Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета.
Фонетический КВН
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском
языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке
Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных»
деревьев».
Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

17

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

18

Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

19

Проект «Кто командует корнями?»

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/

1
1

https://fg.resh.edu.ru/

1

https://fg.resh.edu.ru/

1

https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/

1
1

https://fg.resh.edu.ru/

1

https://media.prosv.ru/

1

https://media.prosv.ru/

1

https://media.prosv.ru/

1

https://media.prosv.ru/
https://media.prosv.ru/
https://media.prosv.ru/

1
1
1

https://media.prosv.ru/
https://media.prosv.ru/

1
1

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/

1
1
1
1

20

Устный журнал «История появления имён».

21

Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

22

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

23

Мультимедийный урок «Употребление в речи существительных, прилагательных,
местоимений, числительных».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

24

27

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай
меня!».
Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. Логогрифы.
Шарады.
Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды

28

2.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему

29

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила
разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Видеообсуждение.
Плеоназм. Скрытая тавтология.
Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого
контакта с собеседником.
Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки,
побуждение к продолжению речи, специальные слова. Проект «Этикетные слова моей
семьи».
Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

25
26

30
31
32
33

34
Итого:

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
https://fioco.ru/примерызадач-pisa
https://fioco.ru/примерызадач-pisa
https://fioco.ru/примерызадач-pisa
https://www.yaklass.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://www.yaklass.ru/

1

https://www.yaklass.ru/

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».