МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА МБОУ СОШ № 79 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Путь к грамотности 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Путь к грамотности» предназначена для работы с учащимися 1 классов, проводимой с целью ознакомления с формами и методами проектной деятельности, через исследования понятий, явлений русского языка. Основные задачи: - развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; -формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи; - развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; -формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предполагаемого учебного предмета является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. Формы работы: занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания, доклад, реферат‚ исследование (исследовательская работа), проект. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности, бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Путь к грамотности» в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю (33 учебных часа). Содержание учебного предмета Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная. Что такое слово? Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки и буквы – не одно и то же В чем заключается различие между звуками и буквами. Что такое метаграммы? Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. Жили были гласные и согласные. Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Игротека Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. Волшебник Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Такие разные согласные Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Игротека Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости- мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. Русские народные загадки Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Зачем шипят шипящие? Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». Познакомьтесь: алфавит! Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. Игротека Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Привет, пословица! Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. Поговорим о предложении Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Еще немного о предложении Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией. Игротека Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Знакомимся с анаграммами Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. Что такое текст? Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Что мы пишем с большой буквы? Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Игротека Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы. О безударных гласных Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. О парных звонких и глухих согласных Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Слова – приятели. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары Игротека Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову. Слова – неприятели Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Волшебное слово предлог Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Что за зверь такой - фразеологизм? Знакомство с фразеологизмами и их значением. Игротека. Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Учимся различать слова разных частей речи. Упражнение в умении различать слова разных частей речи. Планируемые результаты Личностные результаты: - уважительное отношение к высказываниям своих одноклассников, умение слушать учителя. - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, умение слушать учителя. - любовь к предмету, развивать внимание, память. - литературоведческие способности, расширение кругозора. - интерес к предмету, логику. - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать тему и цели урока. - Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. - Выбирать действия в соответствии с поставленной целью и задачей. - Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. - Умение выражать свои мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию учителя. - Перерабатывать информацию, делать выводы в результате работы всего класса. - Развитие мыслительных операций. Поиск и выделение необходимой информации. - Преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. -Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками. -Осуществлять анализ и синтез. - Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - Высказывать и обосновывать свою точку зрения. - Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. - Формулировать собственное мнение и позицию. - Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные: -овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; -умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; -способность контролировать свои действия, проверять написанное. № п/п 1 2 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тематическое планирование Наименование разделов и тем Количество часов программы Всего Контрольные Практические работы работы Как устроен наш язык Развитие речи Правописание Итого Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 15 6 12 33 Поурочное планирование Наименование разделов и тем Количество часов Электронные программы (цифровые) Всего Контрольные Практически образовательн работы е работы ые ресурсы Знакомство с родным языком. 1 «Чудо из чудес» Представление о языке и речи 1 Как возник язык. 1 В мире звуков. 1 Звуки и буквы - не одно и то 1 же Что такое метаграммы? 1 Жили-были гласные и 1 согласные. Игротека. 1 Волшебник Ударение. 1 Такие разные согласные. 1 Такие разные, разные 1 согласные. Игротека. 1 Русские народные загадки. 1 Зачем шипят шипящие? 1 Познакомьтесь: алфавит! 1 Игротека. 1 Привет, пословица! 1 Поговорим о предложении. 1 Ещё немного о предложении. 1 Игротека. 1 Знакомимся с анаграммами. 1 Что такое текст? 1 Что мы пишем с большой 1 буквы? Игротека. 1 О безударных гласных. 1 О парных звонких и глухих 1 согласных Слова-приятели. 1 Игротека. 1 Слова- неприятели. 1 30 31 32 33 Волшебное слово предлог. Что за зверь такой – фразеологизм? Игротека. Учимся различать слова разных частей речи. Общее количество часов по программе 1 1 1 1 33