ВНД Трудные случаи орфографии и пунктуации 11 класс

Приложение к ООП СОО МАОУ СОШ №79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
11 класс

1.Содержание курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Русский язык среди языков мира (1 ч). Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы
литературного языка. Типы норм. Норма и культура речи.
Трудные вопросы орфографии (21 ч). Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой
принцип русской графики, ограниченность его действия. Отступления от слогового принципа. Трудные вопросы орфографии,
связанные с буквенными обозначениями фонем в составе значимых частей слова. Морфологический принцип. Фонетический принцип.
Принцип морфологографических аналогий. Трудные случаи, отвечающие морфологическому принципу. Трудные вопросы
орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и
раздельным написанием.
Трудные вопросы пунктуации (12 ч). Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Основные тенденции в
употреблении знаков препинания. Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати. Норма в
пунктуации и проблема выбора знака препинания.
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
понимание зависимости успешной социализации человека от его образованности и готовности к образованию, понимание роли языка
для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного и потенциального словаря.
Метапредметные результаты
регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

познавательные: формулировать языковую проблему; выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие или опровергающие предположение; осуществлять поиск информации в словарях, различной
справочной литературе; систематизировать информацию;
коммуникативные: находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; включаться в диалог, в
коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров; пользоваться
приёмами анализа и синтеза, проводить сравнение и анализ поведения партнёров.
Предметные результаты:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщиться к
ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
- соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
- осуществление речевого самоконтроля;
- владение различными способами редактирования текста.

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ №79
Цель: помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы; в определении
места каждой орфограммы и каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций ее развития и
путей совершенствования, дать рекомендации по употреблению знаков препинания в случаях, еще не закрепленных правилами,
поскольку они связаны с развитием пунктуации
Задачи:
 формирование и совершенствование универсальных учебных действий
 овладение всеми видами речевой деятельности;
 построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной
деятельности;
 адекватное восприятие устной и письменной речи;
 точное, правильное и логичное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

 уместное использование языковых явлений при аргументации собственной позиции;
 соблюдение норм устной и письменной речи.
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
№ п/п

Тема

1

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

2

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы
передачи содержащейся в правиле информации.

3

Общее понятие «орфографический принцип».

4

Морфологический принцип. Составление плана научной статьи.

5

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

6

Средства связи предложений в тексте.

7
8
9
10

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Составление опорного конспекта по грамматико-орфографическим правилам
Традиционный принцип. Составление тезисов научной статьи.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих
морфологическому принципу.
Орфографический анализ текста, насыщенного изучаемой орфограммой.
Типичные суффиксы разных частей речи и их написание. Редактирование
чужого текста

11
12

Цифровые образовательные
(электронные) ресурсы
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Система правил, связанных с написанием разных частей речи.
Создание текста, насыщенного причастиями, прилагательными и наречиями на
изучаемую орфограмму.
Опыт корректорской работы: употребление и написание частиц не- и ни-.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

1
1

http://videouroki.net/
http://videouroki.net/

1
1

17

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы.

1

18

Лингвостилистический анализ текста.

1

13
14
15
16

25

Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.

26

Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Знаки завершения
в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения.

https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm

27

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков препинания.

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

19
20
21

Создание собственного текста на лингвистическую тему, редактирование.
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания не- с различными частями речи.
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

22

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных
сочетаний слов.

23

Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки, связанные с
нарушением норм правописания.

24

Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

28

29

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих
дополнительную информацию. Опознавательные признаки смысловых
отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков
выделения.
Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками,
разделяемыми знаками препинания.

30

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков.

31

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

32

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
Систематизация и структурирование собранного по теме материала,
составление предварительного плана.
Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно
сформулированной мысли.

33

34
Итоговое занятие. Орфография и пунктуация: трудные случаи
Итого:

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege

1

1
1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».