Приложение к ООП СОО МАОУ СОШ №79
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
11 класс
1.Содержание курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Русский язык среди языков мира (1 ч). Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы
литературного языка. Типы норм. Норма и культура речи.
Трудные вопросы орфографии (21 ч). Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой
принцип русской графики, ограниченность его действия. Отступления от слогового принципа. Трудные вопросы орфографии,
связанные с буквенными обозначениями фонем в составе значимых частей слова. Морфологический принцип. Фонетический принцип.
Принцип морфологографических аналогий. Трудные случаи, отвечающие морфологическому принципу. Трудные вопросы
орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и
раздельным написанием.
Трудные вопросы пунктуации (12 ч). Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Основные тенденции в
употреблении знаков препинания. Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати. Норма в
пунктуации и проблема выбора знака препинания.
2.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
понимание зависимости успешной социализации человека от его образованности и готовности к образованию, понимание роли языка
для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного и потенциального словаря.
Метапредметные результаты
регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
познавательные: формулировать языковую проблему; выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие или опровергающие предположение; осуществлять поиск информации в словарях, различной
справочной литературе; систематизировать информацию;
коммуникативные: находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; включаться в диалог, в
коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров; пользоваться
приёмами анализа и синтеза, проводить сравнение и анализ поведения партнёров.
Предметные результаты:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщиться к
ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
- соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
- осуществление речевого самоконтроля;
- владение различными способами редактирования текста.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ №79
Цель: помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы; в определении
места каждой орфограммы и каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций ее развития и
путей совершенствования, дать рекомендации по употреблению знаков препинания в случаях, еще не закрепленных правилами,
поскольку они связаны с развитием пунктуации
Задачи:
формирование и совершенствование универсальных учебных действий
овладение всеми видами речевой деятельности;
построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной
деятельности;
адекватное восприятие устной и письменной речи;
точное, правильное и логичное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
уместное использование языковых явлений при аргументации собственной позиции;
соблюдение норм устной и письменной речи.
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
№ п/п
Тема
1
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
2
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы
передачи содержащейся в правиле информации.
3
Общее понятие «орфографический принцип».
4
Морфологический принцип. Составление плана научной статьи.
5
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
6
Средства связи предложений в тексте.
7
8
9
10
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Составление опорного конспекта по грамматико-орфографическим правилам
Традиционный принцип. Составление тезисов научной статьи.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих
морфологическому принципу.
Орфографический анализ текста, насыщенного изучаемой орфограммой.
Типичные суффиксы разных частей речи и их написание. Редактирование
чужого текста
11
12
Цифровые образовательные
(электронные) ресурсы
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://festival.1september.ru/s
ubjects/11/?subject=11
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://inf.1september.ru/
http://videouroki.net/
http://videouroki.net/
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Система правил, связанных с написанием разных частей речи.
Создание текста, насыщенного причастиями, прилагательными и наречиями на
изучаемую орфограмму.
Опыт корректорской работы: употребление и написание частиц не- и ни-.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.
http://videouroki.net/
http://videouroki.net/
1
1
http://videouroki.net/
http://videouroki.net/
1
1
17
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы.
1
18
Лингвостилистический анализ текста.
1
13
14
15
16
25
Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.
26
Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Знаки завершения
в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения.
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://kpolyakov.spb.ru/school
/ege.htm
27
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков препинания.
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
19
20
21
Создание собственного текста на лингвистическую тему, редактирование.
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания не- с различными частями речи.
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.
22
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных
сочетаний слов.
23
Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки, связанные с
нарушением норм правописания.
24
Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих
дополнительную информацию. Опознавательные признаки смысловых
отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков
выделения.
Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками,
разделяемыми знаками препинания.
30
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор
знаков.
31
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
32
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
Систематизация и структурирование собранного по теме материала,
составление предварительного плана.
Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно
сформулированной мысли.
33
34
Итоговое занятие. Орфография и пунктуация: трудные случаи
Итого:
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
1
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
1
https://fipi.ru/ege/otkrytyybank-zadaniy-ege
1
1
1
1
1
34