МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
МАОУ СОШ № 79
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир деятельности»
для обучающихся 5 – 8 классов
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ведет Обучающийсяа по пути от пассивного восприятия информации (56 кл.) через активное исследование и моделирование (7 кл.) к сознательному
проектированию и оценке будущего (8 кл.). Таким образом, выпускник курса не просто
"знает предметы", а владеет универсальными технологиями познания и действия.
Данный курс направлен на развитие метапредметных умений учащихся 5 класса через
решение практических задач, связанных с явлениями окружающего мира. Программа
интегрирует знания из области географии, истории, биологии и естествознания, формируя
целостное научное мировоззрение. Основной акцент делается на развитии навыков работы
с информацией: анализ текстов, таблиц, диаграмм, карт, схем; проведение несложных
наблюдений и опытов; формулирование выводов. Содержание курса построено по
принципу от простого к сложному и позволяет учащимся применить теоретические знания
в новых, нестандартных ситуациях.
Курс для 6 класса направлен на углубление метапредметных умений через работу с более
сложными информационными объектами и решение исследовательских задач. Программа
продолжает интегрировать знания из истории, географии и биологии, но акцент смещается
на анализ противоречивой информации, установление скрытых связей и работу с
алгоритмами. Учащиеся учатся не только извлекать информацию, но и критически ее
оценивать, создавать собственные модели и алгоритмы для решения практических
проблем.
Данный краткосрочный курс для 7 класса направлен на отработку навыков проектной и
исследовательской деятельности в условиях ограниченного времени. Программа
фокусируется на комплексном анализе проблемных ситуаций, требующих интеграции
знаний из истории, географии и биологии. Учащиеся учатся работать с противоречивой
информацией, формулировать и проверять гипотезы, представлять аргументированные
решения в формате мини-проектов. Каждое занятие представляет собой завершенный
практикум по решению конкретной задачи.
Курс для 8 класса ориентирован на развитие навыков критического анализа информации,
проектного мышления и оценки эффективности решений. Программа предполагает
активную самостоятельную и групповую работу учащихся с сложными, многоплановыми
задачами, требующими интеграции знаний из истории, географии, биологии и основ
экономики. Акцент делается на формирование умения работать с информационными
рисками, аргументировать свою позицию и создавать практически значимые
интеллектуальные продукты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Инструменты чтения мира: Тексты, таблицы, диаграммы, планы местности.
Формирование навыка извлечения фактов.Первый опыт исследования: Наблюдение vs
эксперимент. Проведение простых опытов, фиксация результатов.Установление простых
связей: Взаимосвязи в природе (климат — растительность) и обществе (природные
условия — жизнь людей).
6 КЛАСС
Анализ сложной информации: Работа с комбинированными источниками, выявление
закономерностей, составление алгоритмов.Методы познания: Моделирование,
сравнительный анализ, картографическое исследование.Системы и взаимосвязи: Анализ
экосистем, причин и следствий исторических событий, влияния человека на природу.
7 КЛАСС
От проблемы к гипотезе: Искусство задавать вопросы, отличать факты от мнений,
формулировать и обосновывать предположения.Моделирование и прогноз: Создание
моделей
процессов,
построение
причинно-следственных
цепочек,
простой
прогноз.Алгоритм выбора оптимального решения в смоделированной ситуации (освоение
территории, анализ артефакта).
8 КЛАСС
Критический анализ: Информационные риски, манипуляции, верификация фактов, работа
с противоречиями. Оценка и прогноз: Оценка последствий, сценарное прогнозирование,
анализ «затраты-результаты-риски». Социальное проектирование: Создание и защита
комплексных мини-проектов, имеющих социально-экологическую направленность.
Итог: Обучающийся становится грамотным и критичным «потребителем» информации и
активным «производителем» аргументированных, взвешенных решений и проектов.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
Осознанно читать научно-популярные тексты, выделять главную мысль и ключевые
факты, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
"Читать" данные, представленные в таблицах, столбчатых и круговых диаграммах;
сравнивать показатели, извлекать необходимую числовую информацию и делать на её
основе простые выводы.
Ориентироваться в условных знаках плана местности и географической карты; определять
направления, расстояния с помощью масштаба.
Анализировать схемы (например, цепи питания) и рисунки, понимая заложенную в них
информацию.
Обучающийся будет уметь:
Планировать и проводить простое наблюдение (например, за погодой или прорастанием
семян), фиксируя его результаты в таблице.
Отличать наблюдение от эксперимента.
6 класс
Обучающийся будет знать и понимать:
Основные принципы работы с различными источниками информации (текстовыми,
картографическими, статистическими, графическими) и их особенности.
Базовые понятия исследовательской деятельности: гипотеза, алгоритм, модель, причина и
следствие, достоверность источника.
Основные закономерности взаимодействия между обществом и природой на примере
изученных тем.
Пространственные и временные масштабы исторических и географических процессов.
Обучающийся будет уметь:
Работать с информацией: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, таблицу в график);
систематизировать данные.
Логически мыслить: Выявлять причинно-следственные связи, в том числе скрытые;
строить логическое рассуждение; выдвигать и проверять гипотезы; находить и
анализировать ошибки в рассуждениях.
Проводить исследование: Составлять план исследования; проводить наблюдения и
несложные эксперименты по заданному алгоритму; фиксировать и анализировать
результаты.
Работать с картами: Читать легенду тематических карт (природных зон, исторических);
анализировать информацию, представленную на нескольких картах одновременно.
Решать практические задачи: Применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира; предлагать способы решения учебных проблем.
7 класс
Обучающийся будет знать и понимать:
Основные этапы исследовательского и проектного цикла.
Правила формулирования гипотезы и критерии ее проверки.
Основные приемы аргументации и контраргументации.
Особенности работы с разными типами исторических, географических и биологических
данных.
Принципы экологического и социального прогнозирования.
Обучающийся будет уметь:
Анализировать информацию: Вычленять главное и второстепенное в сложном тексте,
определять надежность источника, находить и анализировать ошибки в рассуждениях.
Работать с данными: Систематизировать разнородную информацию (текстовую,
графическую, картографическую) для решения поставленной задачи.
Выдвигать и проверять гипотезы: Формулировать обоснованные предположения и
планировать действия для их проверки.
Принимать решения: Выбирать оптимальный вариант решения проблемы из
нескольких предложенных, аргументировать свой выбор, учитывая последствия.
Создавать интеллектуальные продукты: Разрабатывать и представлять модель,
алгоритм или план действий для решения учебной проблемы.
К концу 5 класса обучающийся научится:
1. Работать с информацией разного вида:
Осознанно читать научно-популярные тексты, выделять главную мысль и ключевые
факты, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
«Читать» данные, представленные в таблицах, столбчатых и круговых диаграммах;
сравнивать показатели, извлекать необходимую числовую информацию и делать на её
основе простые выводы.
Ориентироваться в условных знаках плана местности и географической карты;
определять направления, расстояния с помощью масштаба.
Анализировать схемы (например, цепи питания) и рисунки, понимая заложенную в
них информацию.
2. Проводить небольшие исследования:
Планировать и проводить простое наблюдение (например, за погодой или
прорастанием семян), фиксируя его результаты в таблице.
Отличать наблюдение от эксперимента.
Выполнять несложные опыты по инструкции, соблюдая технику безопасности.
Фиксировать результаты наблюдений и опытов в виде записей, таблиц, рисунков.
3. Анализировать и логически мыслить:
Сравнивать и классифицировать объекты (животных, растения, природные явления) по
заданным признакам.
Устанавливать причинно-следственные связи (например, связь между
продолжительностью светового дня и сезонными изменениями в природе).
Выдвигать простые гипотезы для объяснения явления и проверять их на основе
имеющихся данных.
Решать практико-ориентированные задачи, требующие применения знаний из разных
предметных областей.
4. Применять знания в новых ситуациях:
Объяснять, как приспособления животных и растений помогают им выживать в
определенной среде обитания.
Обосновывать влияние хозяйственной деятельности человека на природу, предлагая
возможные пути решения экологических проблем.
«Читать» историю через анализ условных артефактов, понимая, что вещи могут быть
источниками информации о прошлом.
5. Грамотно представлять результаты своей работы:
Составлять план текста.
Формулировать четкие и аргументированные выводы на основе проведенного анализа
или эксперимента.
Кратко и ясно представлять результат своей работы одноклассникам.
К концу 6 класса обучающийся научится:
Анализировать сложную информацию, представленную в разных формах, и выявлять
скрытые закономерности.
Критически оценивать достоверность источника информации.
Самостоятельно составлять алгоритмы для решения учебных задач.
Устанавливать сложные причинно-следственные связи в природных и социальных
системах.
Проводить небольшое исследование от постановки гипотезы до представления
результатов.
Аргументировать свою точку зрения, используя данные из различных источников.
Работать в команде над решением проектной задачи, распределяя роли.
К концу 7 класса обучающийся научится:
Превращать неструктурированную проблему в четкую исследовательскую задачу.
Критически оценивать информацию, отличая научные факты от субъективных мнений.
Формулировать обоснованные гипотезы и предлагать пути их проверки.
Создавать простые модели для описания и анализа природных и социальных
процессов.
Прослеживать длинные причинно-следственные связи и строить краткосрочные
прогнозы.
Работать в команде над созданием и презентацией мини-проекта, аргументировано
защищая свою позицию.
Принимать взвешенные решения, учитывая несколько факторов и возможные
последствия.
К концу 8 класса обучающийся научится:
Критически оценивать информацию, выявляя манипуляции и логические ошибки.
Осознанно проверять достоверность данных, используя различные источники.
Проводить комплексную оценку решений и проектов, учитывая экономические,
социальные и экологические последствия.
Разрабатывать сценарии возможного развития событий на основе анализа трендов.
Создавать и публично защищать комплексные мини-проекты, аргументировано
отвечая на вопросы и учитывая критерии оценки.
Работать в команде над решением сложных, многоплановых задач, распределяя роли и
ответственность.
Тематическое планирование
5 класс
№
1.
Тема урока
Текст как источник загадок.
Кол-во
часов
1
2.
Информация в числах: секреты таблиц.
1
3.
Наглядная статистика: что расскажут диаграммы?
1
4.
Наглядная статистика: что расскажут диаграммы?
1
5.
Ориентирование в информации: от заголовка к выводу.
1
6.
Ориентирование в информации: от заголовка к выводу.
1
7.
Практикум: «Расшифруй сообщение учёного».
1
8.
Практикум: «Расшифруй сообщение учёного».
1
9.
Наблюдение и опыт: в чём разница?
1
10.
Лаборатория на столе: свойства веществ.
1
11.
Лаборатория на столе: свойства веществ.
1
12.
Юный картограф: условные знаки и масштаб.
1
13.
Юный картограф: условные знаки и масштаб.
1
14.
Практикум: «Составь инструкцию для эксперимента».
1
15.
Практикум: «Составь инструкцию для эксперимента».
1
16.
Защита исследовательских проектов.
1
17.
Как живые организмы приспосабливаются к среде?
1
18.
Как живые организмы приспосабливаются к среде?
1
19.
Путешествие во времени: как изучают прошлое?
1
20.
Путешествие во времени: как изучают прошлое?
1
21.
Климат и жизнь: почему в разных уголках Земли всё по-разному?
1
22.
Климат и жизнь: почему в разных уголках Земли всё по-разному?
1
23.
Хозяйственная деятельность человека: плюсы и минусы.
1
№
Тема урока
Кол-во
часов
24.
Хозяйственная деятельность человека: плюсы и минусы.
1
25.
Практикум: «Экологический детектив».
1
26.
Практикум: «Экологический детектив».
1
27.
Задача на расчёт: от литра до километра.
1
28.
Задача на расчёт: от литра до километра.
1
29.
Логические головоломки от природы.
1
30.
Логические головоломки от природы.
1
31.
Анализ ситуации: поступок и его последствия.
1
32.
Анализ ситуации: поступок и его последствия.
1
33.
Итоговая комплексная работа.
1
34.
Анализ итоговой работы. Разбор "ловушек" и успешных стратегий.
1
Тематическое планирование
6 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Многообразие источников: какому доверять?
1
2.
Графики: язык изменений и тенденций.
1
3.
Графики: язык изменений и тенденций.
1
4.
Схемы и алгоритмы: визуализация процессов.
1
5.
Схемы и алгоритмы: визуализация процессов.
1
6.
Комбинированные задачи: сбор "пазла" из данных.
1
7.
Комбинированные задачи: сбор "пазла" из данных.
1
8.
Практикум: «Верификатор».
1
9.
Практикум: «Верификатор».
1
№
Тема урока
Кол-во
часов
10.
Моделирование: создаем уменьшенную копию явления.
1
11.
Моделирование: создаем уменьшенную копию явления.
1
12.
Сравнительно-сопоставительный анализ.
1
13.
Сравнительно-сопоставительный анализ.
1
14.
Картографическое исследование: что скрывают условные знаки?
1
15.
Картографическое исследование: что скрывают условные знаки?
1
16.
Практикум: «Создай свой маршрут экспедиции».
1
17.
Практикум: «Создай свой маршрут экспедиции».
1
18.
Экосистема: от бактерии до хищника.
1
19.
Экосистема: от бактерии до хищника.
1
20.
Цивилизации древности: как природа влияла на культуру?
1
21.
Цивилизации древности: как природа влияла на культуру?
1
22.
Великие географические открытия: причины и следствия.
1
23.
Великие географические открытия: причины и следствия.
1
24.
Природные ресурсы и их использование.
1
25.
Природные ресурсы и их использование.
1
26.
Практикум: «Эффект бабочки» в истории и географии.
1
27.
Практикум: «Эффект бабочки» в истории и географии.
1
28.
От проблемы к проекту.
1
29.
От проблемы к проекту.
1
30.
Задачи на оптимизацию.
1
31.
Задачи на оптимизацию.
1
32.
Итоговая комплексная работа.
1
33.
Анализ итогов. Рефлексия.
1
Тематическое планирование
7 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Введение. От бытовой проблемы к научной задаче.
1
2.
Информационный хаос: как отделить факты от мнений?
1
3.
Искусство задавать правильные вопросы.
1
4.
Гипотеза: искусство обоснованного предположения.
1
5.
Практикум: «Детектив в мире науки».
1
6.
Моделирование: создаем упрощенную реальность.
1
7.
Моделирование: создаем упрощенную реальность.
1
8.
Причинно-следственные цепочки и "эффект домино".
1
9.
Причинно-следственные цепочки и "эффект домино".
1
10.
Простой прогноз: что будет дальше?
1
11.
Простой прогноз: что будет дальше?
1
12.
Анализ эффективности: по каким критериям оценить решение?
1
13.
Практикум: «Суд над историческим решением».
1
14.
Практикум: «Суд над историческим решением».
1
15.
Практикум: «Карта экологического риска».
1
16.
Практикум: «Карта экологического риска».
1
17.
Итоговый анализ кейса: комплексная оценка ситуации.
1
Тематическое планирование
8 класс
Тема урока
№
Кол-во
часов
1.
Введение. Информация: полезная, бесполезная, вредная.
1
2.
Ловушки мышления: почему мы ошибаемся?
1
3.
Статистика: как числа могут обманывать?
1
4.
Верификация фактов: инструменты детектива.
1
5.
Практикум: «Разоблачение мифа».
1
6.
Оценка последствий: непосредственные и отсроченные эффекты.
1
7.
Оценка последствий: непосредственные и отсроченные эффекты.
1
8.
Модель "Затраты-Результаты-Риски".
1
9.
Модель "Затраты-Результаты-Риски".
1
10.
Сценарное прогнозирование: "Если..., то...".
1
11.
Сценарное прогнозирование: "Если..., то...".
1
12.
Практикум: «Экономический советник».
1
13.
14.
15.
16.
17.
Практикум: «Разрешение этической дилеммы в науке и
технологиях».
Практикум: «Разрешение этической дилеммы в науке и
технологиях».
Итоговая дискуссия: «Вызовы будущего: как принять верное
решение?»
Итоговая дискуссия: «Вызовы будущего: как принять верное
решение?»
Практикум: «Экономический советник».
1
1
1
1
1