РП_ Мир деятельности_5-8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
МАОУ СОШ № 79

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир деятельности»
для обучающихся 5 – 8 классов

Екатеринбург, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ведет Обучающийсяа по пути от пассивного восприятия информации (56 кл.) через активное исследование и моделирование (7 кл.) к сознательному
проектированию и оценке будущего (8 кл.). Таким образом, выпускник курса не просто
"знает предметы", а владеет универсальными технологиями познания и действия.
Данный курс направлен на развитие метапредметных умений учащихся 5 класса через
решение практических задач, связанных с явлениями окружающего мира. Программа
интегрирует знания из области географии, истории, биологии и естествознания, формируя
целостное научное мировоззрение. Основной акцент делается на развитии навыков работы
с информацией: анализ текстов, таблиц, диаграмм, карт, схем; проведение несложных
наблюдений и опытов; формулирование выводов. Содержание курса построено по
принципу от простого к сложному и позволяет учащимся применить теоретические знания
в новых, нестандартных ситуациях.
Курс для 6 класса направлен на углубление метапредметных умений через работу с более
сложными информационными объектами и решение исследовательских задач. Программа
продолжает интегрировать знания из истории, географии и биологии, но акцент смещается
на анализ противоречивой информации, установление скрытых связей и работу с
алгоритмами. Учащиеся учатся не только извлекать информацию, но и критически ее
оценивать, создавать собственные модели и алгоритмы для решения практических
проблем.
Данный краткосрочный курс для 7 класса направлен на отработку навыков проектной и
исследовательской деятельности в условиях ограниченного времени. Программа
фокусируется на комплексном анализе проблемных ситуаций, требующих интеграции
знаний из истории, географии и биологии. Учащиеся учатся работать с противоречивой
информацией, формулировать и проверять гипотезы, представлять аргументированные
решения в формате мини-проектов. Каждое занятие представляет собой завершенный
практикум по решению конкретной задачи.
Курс для 8 класса ориентирован на развитие навыков критического анализа информации,
проектного мышления и оценки эффективности решений. Программа предполагает
активную самостоятельную и групповую работу учащихся с сложными, многоплановыми
задачами, требующими интеграции знаний из истории, географии, биологии и основ
экономики. Акцент делается на формирование умения работать с информационными
рисками, аргументировать свою позицию и создавать практически значимые
интеллектуальные продукты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Инструменты чтения мира: Тексты, таблицы, диаграммы, планы местности.
Формирование навыка извлечения фактов.Первый опыт исследования: Наблюдение vs
эксперимент. Проведение простых опытов, фиксация результатов.Установление простых
связей: Взаимосвязи в природе (климат — растительность) и обществе (природные
условия — жизнь людей).
6 КЛАСС
Анализ сложной информации: Работа с комбинированными источниками, выявление
закономерностей, составление алгоритмов.Методы познания: Моделирование,
сравнительный анализ, картографическое исследование.Системы и взаимосвязи: Анализ
экосистем, причин и следствий исторических событий, влияния человека на природу.

7 КЛАСС
От проблемы к гипотезе: Искусство задавать вопросы, отличать факты от мнений,
формулировать и обосновывать предположения.Моделирование и прогноз: Создание
моделей
процессов,
построение
причинно-следственных
цепочек,
простой
прогноз.Алгоритм выбора оптимального решения в смоделированной ситуации (освоение
территории, анализ артефакта).
8 КЛАСС
Критический анализ: Информационные риски, манипуляции, верификация фактов, работа
с противоречиями. Оценка и прогноз: Оценка последствий, сценарное прогнозирование,
анализ «затраты-результаты-риски». Социальное проектирование: Создание и защита
комплексных мини-проектов, имеющих социально-экологическую направленность.
Итог: Обучающийся становится грамотным и критичным «потребителем» информации и
активным «производителем» аргументированных, взвешенных решений и проектов.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
Осознанно читать научно-популярные тексты, выделять главную мысль и ключевые
факты, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
"Читать" данные, представленные в таблицах, столбчатых и круговых диаграммах;
сравнивать показатели, извлекать необходимую числовую информацию и делать на её
основе простые выводы.
Ориентироваться в условных знаках плана местности и географической карты; определять
направления, расстояния с помощью масштаба.
Анализировать схемы (например, цепи питания) и рисунки, понимая заложенную в них
информацию.
Обучающийся будет уметь:
Планировать и проводить простое наблюдение (например, за погодой или прорастанием
семян), фиксируя его результаты в таблице.
Отличать наблюдение от эксперимента.
6 класс











Обучающийся будет знать и понимать:
Основные принципы работы с различными источниками информации (текстовыми,
картографическими, статистическими, графическими) и их особенности.
Базовые понятия исследовательской деятельности: гипотеза, алгоритм, модель, причина и
следствие, достоверность источника.
Основные закономерности взаимодействия между обществом и природой на примере
изученных тем.
Пространственные и временные масштабы исторических и географических процессов.
Обучающийся будет уметь:
Работать с информацией: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, таблицу в график);
систематизировать данные.
Логически мыслить: Выявлять причинно-следственные связи, в том числе скрытые;
строить логическое рассуждение; выдвигать и проверять гипотезы; находить и
анализировать ошибки в рассуждениях.
Проводить исследование: Составлять план исследования; проводить наблюдения и
несложные эксперименты по заданному алгоритму; фиксировать и анализировать
результаты.




Работать с картами: Читать легенду тематических карт (природных зон, исторических);
анализировать информацию, представленную на нескольких картах одновременно.
Решать практические задачи: Применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира; предлагать способы решения учебных проблем.



7 класс
Обучающийся будет знать и понимать:
 Основные этапы исследовательского и проектного цикла.
 Правила формулирования гипотезы и критерии ее проверки.
 Основные приемы аргументации и контраргументации.
 Особенности работы с разными типами исторических, географических и биологических
данных.
 Принципы экологического и социального прогнозирования.
Обучающийся будет уметь:
 Анализировать информацию: Вычленять главное и второстепенное в сложном тексте,
определять надежность источника, находить и анализировать ошибки в рассуждениях.
 Работать с данными: Систематизировать разнородную информацию (текстовую,
графическую, картографическую) для решения поставленной задачи.
 Выдвигать и проверять гипотезы: Формулировать обоснованные предположения и
планировать действия для их проверки.
 Принимать решения: Выбирать оптимальный вариант решения проблемы из
нескольких предложенных, аргументировать свой выбор, учитывая последствия.
 Создавать интеллектуальные продукты: Разрабатывать и представлять модель,
алгоритм или план действий для решения учебной проблемы.
К концу 5 класса обучающийся научится:
1. Работать с информацией разного вида:
 Осознанно читать научно-популярные тексты, выделять главную мысль и ключевые
факты, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
 «Читать» данные, представленные в таблицах, столбчатых и круговых диаграммах;
сравнивать показатели, извлекать необходимую числовую информацию и делать на её
основе простые выводы.
 Ориентироваться в условных знаках плана местности и географической карты;
определять направления, расстояния с помощью масштаба.
 Анализировать схемы (например, цепи питания) и рисунки, понимая заложенную в
них информацию.
2. Проводить небольшие исследования:
 Планировать и проводить простое наблюдение (например, за погодой или
прорастанием семян), фиксируя его результаты в таблице.
 Отличать наблюдение от эксперимента.
 Выполнять несложные опыты по инструкции, соблюдая технику безопасности.
 Фиксировать результаты наблюдений и опытов в виде записей, таблиц, рисунков.
3. Анализировать и логически мыслить:
 Сравнивать и классифицировать объекты (животных, растения, природные явления) по
заданным признакам.
 Устанавливать причинно-следственные связи (например, связь между
продолжительностью светового дня и сезонными изменениями в природе).

 Выдвигать простые гипотезы для объяснения явления и проверять их на основе
имеющихся данных.
 Решать практико-ориентированные задачи, требующие применения знаний из разных
предметных областей.
4. Применять знания в новых ситуациях:
 Объяснять, как приспособления животных и растений помогают им выживать в
определенной среде обитания.
 Обосновывать влияние хозяйственной деятельности человека на природу, предлагая
возможные пути решения экологических проблем.
 «Читать» историю через анализ условных артефактов, понимая, что вещи могут быть
источниками информации о прошлом.
5. Грамотно представлять результаты своей работы:
 Составлять план текста.
 Формулировать четкие и аргументированные выводы на основе проведенного анализа
или эксперимента.
 Кратко и ясно представлять результат своей работы одноклассникам.
К концу 6 класса обучающийся научится:
 Анализировать сложную информацию, представленную в разных формах, и выявлять
скрытые закономерности.
 Критически оценивать достоверность источника информации.
 Самостоятельно составлять алгоритмы для решения учебных задач.
 Устанавливать сложные причинно-следственные связи в природных и социальных
системах.
 Проводить небольшое исследование от постановки гипотезы до представления
результатов.
 Аргументировать свою точку зрения, используя данные из различных источников.
 Работать в команде над решением проектной задачи, распределяя роли.
К концу 7 класса обучающийся научится:
 Превращать неструктурированную проблему в четкую исследовательскую задачу.
 Критически оценивать информацию, отличая научные факты от субъективных мнений.
 Формулировать обоснованные гипотезы и предлагать пути их проверки.
 Создавать простые модели для описания и анализа природных и социальных
процессов.
 Прослеживать длинные причинно-следственные связи и строить краткосрочные
прогнозы.
 Работать в команде над созданием и презентацией мини-проекта, аргументировано
защищая свою позицию.
 Принимать взвешенные решения, учитывая несколько факторов и возможные
последствия.
К концу 8 класса обучающийся научится:
 Критически оценивать информацию, выявляя манипуляции и логические ошибки.
 Осознанно проверять достоверность данных, используя различные источники.
 Проводить комплексную оценку решений и проектов, учитывая экономические,
социальные и экологические последствия.
 Разрабатывать сценарии возможного развития событий на основе анализа трендов.

 Создавать и публично защищать комплексные мини-проекты, аргументировано
отвечая на вопросы и учитывая критерии оценки.
 Работать в команде над решением сложных, многоплановых задач, распределяя роли и
ответственность.

Тематическое планирование
5 класс
№

1.

Тема урока
Текст как источник загадок.

Кол-во
часов
1

2.

Информация в числах: секреты таблиц.

1

3.

Наглядная статистика: что расскажут диаграммы?

1

4.

Наглядная статистика: что расскажут диаграммы?

1

5.

Ориентирование в информации: от заголовка к выводу.

1

6.

Ориентирование в информации: от заголовка к выводу.

1

7.

Практикум: «Расшифруй сообщение учёного».

1

8.

Практикум: «Расшифруй сообщение учёного».

1

9.

Наблюдение и опыт: в чём разница?

1

10.

Лаборатория на столе: свойства веществ.

1

11.

Лаборатория на столе: свойства веществ.

1

12.

Юный картограф: условные знаки и масштаб.

1

13.

Юный картограф: условные знаки и масштаб.

1

14.

Практикум: «Составь инструкцию для эксперимента».

1

15.

Практикум: «Составь инструкцию для эксперимента».

1

16.

Защита исследовательских проектов.

1

17.

Как живые организмы приспосабливаются к среде?

1

18.

Как живые организмы приспосабливаются к среде?

1

19.

Путешествие во времени: как изучают прошлое?

1

20.

Путешествие во времени: как изучают прошлое?

1

21.

Климат и жизнь: почему в разных уголках Земли всё по-разному?

1

22.

Климат и жизнь: почему в разных уголках Земли всё по-разному?

1

23.

Хозяйственная деятельность человека: плюсы и минусы.

1

№

Тема урока

Кол-во
часов

24.

Хозяйственная деятельность человека: плюсы и минусы.

1

25.

Практикум: «Экологический детектив».

1

26.

Практикум: «Экологический детектив».

1

27.

Задача на расчёт: от литра до километра.

1

28.

Задача на расчёт: от литра до километра.

1

29.

Логические головоломки от природы.

1

30.

Логические головоломки от природы.

1

31.

Анализ ситуации: поступок и его последствия.

1

32.

Анализ ситуации: поступок и его последствия.

1

33.

Итоговая комплексная работа.

1

34.

Анализ итоговой работы. Разбор "ловушек" и успешных стратегий.

1

Тематическое планирование
6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1.

Многообразие источников: какому доверять?

1

2.

Графики: язык изменений и тенденций.

1

3.

Графики: язык изменений и тенденций.

1

4.

Схемы и алгоритмы: визуализация процессов.

1

5.

Схемы и алгоритмы: визуализация процессов.

1

6.

Комбинированные задачи: сбор "пазла" из данных.

1

7.

Комбинированные задачи: сбор "пазла" из данных.

1

8.

Практикум: «Верификатор».

1

9.

Практикум: «Верификатор».

1

№

Тема урока

Кол-во
часов

10.

Моделирование: создаем уменьшенную копию явления.

1

11.

Моделирование: создаем уменьшенную копию явления.

1

12.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

1

13.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

1

14.

Картографическое исследование: что скрывают условные знаки?

1

15.

Картографическое исследование: что скрывают условные знаки?

1

16.

Практикум: «Создай свой маршрут экспедиции».

1

17.

Практикум: «Создай свой маршрут экспедиции».

1

18.

Экосистема: от бактерии до хищника.

1

19.

Экосистема: от бактерии до хищника.

1

20.

Цивилизации древности: как природа влияла на культуру?

1

21.

Цивилизации древности: как природа влияла на культуру?

1

22.

Великие географические открытия: причины и следствия.

1

23.

Великие географические открытия: причины и следствия.

1

24.

Природные ресурсы и их использование.

1

25.

Природные ресурсы и их использование.

1

26.

Практикум: «Эффект бабочки» в истории и географии.

1

27.

Практикум: «Эффект бабочки» в истории и географии.

1

28.

От проблемы к проекту.

1

29.

От проблемы к проекту.

1

30.

Задачи на оптимизацию.

1

31.

Задачи на оптимизацию.

1

32.

Итоговая комплексная работа.

1

33.

Анализ итогов. Рефлексия.

1

Тематическое планирование
7 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1.

Введение. От бытовой проблемы к научной задаче.

1

2.

Информационный хаос: как отделить факты от мнений?

1

3.

Искусство задавать правильные вопросы.

1

4.

Гипотеза: искусство обоснованного предположения.

1

5.

Практикум: «Детектив в мире науки».

1

6.

Моделирование: создаем упрощенную реальность.

1

7.

Моделирование: создаем упрощенную реальность.

1

8.

Причинно-следственные цепочки и "эффект домино".

1

9.

Причинно-следственные цепочки и "эффект домино".

1

10.

Простой прогноз: что будет дальше?

1

11.

Простой прогноз: что будет дальше?

1

12.

Анализ эффективности: по каким критериям оценить решение?

1

13.

Практикум: «Суд над историческим решением».

1

14.

Практикум: «Суд над историческим решением».

1

15.

Практикум: «Карта экологического риска».

1

16.

Практикум: «Карта экологического риска».

1

17.

Итоговый анализ кейса: комплексная оценка ситуации.

1

Тематическое планирование
8 класс
Тема урока

№

Кол-во
часов

1.

Введение. Информация: полезная, бесполезная, вредная.

1

2.

Ловушки мышления: почему мы ошибаемся?

1

3.

Статистика: как числа могут обманывать?

1

4.

Верификация фактов: инструменты детектива.

1

5.

Практикум: «Разоблачение мифа».

1

6.

Оценка последствий: непосредственные и отсроченные эффекты.

1

7.

Оценка последствий: непосредственные и отсроченные эффекты.

1

8.

Модель "Затраты-Результаты-Риски".

1

9.

Модель "Затраты-Результаты-Риски".

1

10.

Сценарное прогнозирование: "Если..., то...".

1

11.

Сценарное прогнозирование: "Если..., то...".

1

12.

Практикум: «Экономический советник».

1

13.

14.

15.

16.

17.

Практикум: «Разрешение этической дилеммы в науке и
технологиях».
Практикум: «Разрешение этической дилеммы в науке и
технологиях».
Итоговая дискуссия: «Вызовы будущего: как принять верное
решение?»
Итоговая дискуссия: «Вызовы будущего: как принять верное
решение?»
Практикум: «Экономический советник».

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».